Контрольная работа по «Судоустройство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и основные признаки государства;
- раскрыть сущность и социальное назначение государства.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 38.32 Кб (Скачать)

 

 

 

2. Сущность и социальное назначение  государства

 

2.1. Сущность государства

 

Сущность государства составляет одну из важнейших целей теории государства и права, это смысл, главное звено, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Познание  сущности государства может осуществляться по таким внешним выражениям качественной, сущностной стороны государства, как  форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный  орган, функции государства и  др. Именно на этих ступенях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. Но на этих ступенях сущность государства не всегда проявляется точно. Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция свидетельствует о том, что сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратиться - всегда будет властная, властвующая организация.

Любые варианты монархии или республики - это внешнее  оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация - это  внешнее оформление государственной  власти. Демократический, авторитарный или тоталитарный государственные  режимы - это наглядные способы  проявления свойств сущности государства. Что значит взять государственную  власть в свои руки? Это означает подчинить себе государственный  аппарат. Что значит утратить государственную  власть? Это означает потерять контроль над государственным аппаратом. В признаках государства также  выражается его сущность. Правда, здесь  нельзя забывать положение о том, что природа сущности государства  не всегда находит свое точное выражение  в своих внешних проявлениях  и формах. Так, демократическая по своей сущности государственная  власть может внешне выступать как  один из вариантов монархии, тогда  как республика может являться формой тоталитарного по своей сущности государства.

В отечественной  юридической литературе нередко  высказывается мысль, согласно которой  в государстве необходимо выделять несколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая сущность, общесоциальная сущность, классовая сущность.

В связи  с этой позицией можно высказать  следующее положение. Методологически  верна та позиция, которая утверждает, что у любой вещи, не исключая государства, одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другое дело, что  в каждый конкретно-исторический период сущность государства, государственная  власть могут иметь преимущественно  узкоклассовый или даже узкопартийный  характер, демократическую или теократическую природу. Но во всех названных случаях  государство будет оставаться по своей сущности организацией политической власти.

Теоретический анализ сущности государства логично  заставляет обратиться к следующему вопросу. Изменяется ли сущность государства? Hepeдко можно встретить ответ - вместе с изменением государства  меняется и его сущность. Мировой  исторический опыт знает немало примеров (начиная с древних времен), когда  в рамках одного исторического типа, одной исторической эпохи, краткого временного промежутка в несколько  лет порой радикально меняются форма  государства, государственный режим, состав и структура государственного аппарата, содержание функций государства, меняются идеологические ориентиры, социальные и экономические основы государства. Конечно, нельзя отрицать очевидное  влияние такого рода перемен на многие стороны, содержательные и качественные характеристики государства. И все-таки при самых решительных изменениях в обществе и государстве последнее, как представляется, не перестает  быть по своей сущности организацией политической суверенной власти.

Следует отметить, что существуют различные подходы к оценке сущности государства. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах  государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Данное утверждение не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции [9].

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона.

Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

Таким образом, вопрос о сущности государства — это во многом вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Вместе с тем современное  государство, как важный институт, находясь в постоянном развитии, вынуждено  в той степени или иной степени осуществлять общесоциальную политику в интересах различных слоёв и групп населения.

 

 

2.2 Социальное назначение государства

 

В определении современных теоретиков государства и права «Государство» – это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его  возникновения имеют социально-историческую природу.

Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных  для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения  превращаются в общественные, а первобытное  общество – в цивилизацию. Появления  публичной власти – специального слоя профессиональных управленцев. Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу. Введение налогов - экономической основы деятельности власти.

Все перечисленные свойства государства  имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны [10].

Классовый подход в определение  государства привнесли К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих  в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. «Самой чистой», классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось «непосредственно из классовых противоречий» [11]. Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти – классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Следует признать, что классовая  теория государства, не выдерживает испытания временем. Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения [12].

 

 

Заключение

 

На основании  вышеизложенного можно сделать  заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и  субъективных причин.

Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего  развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного  мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения  семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

Однако  все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий  не последовал раскол общества на антагонистические  классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими  самостоятельное место в системе  общественного производства. Главное  заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между  собой яростную борьбу, они тем  самым поставили под вопрос само существование цивилизации.

С точки  зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и  всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так и в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.

Таким образом  как говорилось в начале «Государство» — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г., с. 115.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1., с. 422.
  3. Алексеев С. С. Государство и право. - М , 1993 г., с. 12,13.
  4. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908 г., с. 100-101.
  5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1., с. 439.
  6. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 63.
  7. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22., с. 200-201.
  8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39., с. 73.
  9. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10
  10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995.  С. 17-25.
  11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21. С. 217 - 230.
  12. Подробнее об этом см.: Четвернин В.А.   Демократическое конституционное государство: введение в историю. - М., 1993. С. 14.

Информация о работе Контрольная работа по «Судоустройство»