Контрольная работа по «Судоустройство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и основные признаки государства;
- раскрыть сущность и социальное назначение государства.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 38.32 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

 

Кафедра «Административного права»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Судоустройство»

 

вариант 2

 

 

 

 

Исполнитель:

студент 1 курса  «Государственное управление и право»

заочной формы  обучения

5 группы 2 потока

Молочко Д.С.

 

 

 

 

Минск 2012

Введение

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок [1].

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Для обеспечения  нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется  объединить эти интересы на общее  благо. Но соединить можно лишь при  сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое  соединение достигается главным  образом лишь благодаря существованию  в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила  в жизнь и обеспечивала названные  нормы, то есть государственной власти.

Объект  исследования - понятие и сущность государства. Исторические типы и формы  государства.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.

Поставленные  цели предопределили постановку и решение  следующих задач:

- рассмотреть  понятие и основные признаки  государства;

- раскрыть сущность и социальное назначение государства.

Цели  и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной  литературы.

Методологическая  основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса.

 

  1. Понятие и признаки государства

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, само государство, его деятельность и социальная роль неизбежно становятся противоречивыми. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

По мнению К. Маркса, государство  интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества [2]. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности» [3]. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты  государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

 

1.1. Понятие государства

 

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство.

В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л.Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство [4].

Рассматриваемое определение, верно  отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» [5].

Не один раз обращались к определению государства «К.Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» [6]. Много лет спустя Ф.Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» [7]. В.И.Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» [8].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной  пропаганде. Однако они применимы  только к таким государствам, в  которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: «Государство» — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

 

 

1.2 Признаки государства

 

Конкретизация и раскрытие признаков  государства отличающих его как  от родового строя, так и от негосударственных  организаций общества углубляет  знание о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Такими признаками являются:

1. Территориальная организация  населения и осуществление публичной  власти в территориальных пределах. В до государственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, являются гражданами государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - гражданство.

С территориальной организацией населения  сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и  др.) государство отличается тем, что  олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы  и политические партии объединяют в  своих рядах часть населения, создаются добровольно, по тем или  иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Следует отметить, что власть существовала и в до государственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего  рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она  воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той  реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения  принадлежит тем или иным силовым  структурам и специальным учреждениям.

Итак, публичная  власть как признак государства  называется публичной по следующим  основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует  всегда от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям призвана действовать  в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний  и др.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая — это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает: универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; ее прерогативы.

Самостоятельность и независимость  государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном  праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Таким образом, понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии  признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных  организаций общества. Анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института.

Информация о работе Контрольная работа по «Судоустройство»