Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:16, контрольная работа
1, Акты применения норм права: понятие, виды, их отличия от нормативно-правовых актов.
2, Взаимосвязь государства и права
3, Взаимосвязь экономики, политики и права
4, Виды деформации правосознания
6, виды юридической ответственности
- тиранический
– где власть возглавлял тиран,
- тоталитарный
- обычно под тоталитаризмом
1) коммунизм
- предполагает абсолютную
2) фашизм тяготел
к возрождению величия Римской
империи, установлению порядка,
3) Национал-социализм - его целью являлось мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация
- авторитаритарный
- по своим характерным чертам
он занимает как бы
- демократический
- характеризуется высокой
9,Понятие и признаки государства.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
Те
или иные общественные объединения
могут принимать решения, обязательные
для их внутриорганизационных
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Один
из важнейших признаков государства, так
или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными
выше и обобщающий некоторые из них, —
это тесная органическая связь государства
с правом, представляющим собой экономически
и духовно обусловленное нормативное
выражение государственной воли общества,
государственный регулятор общественных
отношений. В современных условиях Российскому
государству принадлежит первостепенная
роль в утверждении демократии и свободы,
стабильности и гражданского мира, согласия
и сотрудничества народов страны, в продолжении
реформ и переходе к цивилизованному обществу.
Успешное претворение этих целей в жизнь
неразрывно связано с осуществлением
задач укрепления государства, обеспечения
действенности всех институтов государственной
власти в России, наведения правопорядка
в самой власти и в стране.
10,Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц
В пространстве
нормативно-правовые акты в зависимости
от своего вида могут действовать
трояким образом:
а) распространяться на всю территорию
государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной
части страны;
в) предназначаться для действия за пределами
государства, хотя в соответствии с принципами
государственного суверенитета общее
правило таково, что законы того или иного
государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией
понимается часть земного шара (включающая
в себя сушу, недра, воздушное
и водное пространство), которая находится
под суверенитетом данного государства
и на которую государство распространяет
свою власть. Суверенитет государства
распространяется на территорию своих
посольств, военных кораблей, всех кораблей
в открытом море и других объектов, принадлежащих
государству и находящихся в открытом
море или космосе.
Порядок, в соответствии с которым законы
не распространяются на то или иное пространство
или лиц, называется экстерриториальностью.
Принцип экстерриториальности означает,
что в пределах границ любого государства
в соответствии с нормами международного
права могут находиться участки территории
и лица, на которых не распространяется
юрисдикция данного государства.
Действие нормативно-правового акта по
кругу лиц подчиняется общему правилу:
он распространяется на всех лиц, находящихся
на территории его действия и являющихся
его адресатами. Однако из этого правила
имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства
не могут быть субъектами ряда правоотношений
(например, быть судьями,
состоять на службе
в Вооруженных Силах
России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим
иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности,
не несут уголовной и административной
ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты
Российской Федерации распространяют
свое действие и на тех граждан России,
которые находятся за ее пределами (например,
Закон о гражданстве,
Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое
действие тот или иной нормативно-правовой
акт, может определяться также по признаку
пола, по возрасту (несовершеннолетние),
по профессиональной принадлежности (например,
военнослужащие), по состоянию здоровья
(инвалиды) и др
11, Действие нормативных актов во времени. Обратная сила закона
Действие во
времени определяется моментами
вступления нормативного акта в силу
и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать
в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном
акте или в специальном акте о введении
его в действие (таким
временем может быть
момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного
срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного
в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего
нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового
акта другим актом, устанавливающим новые
правила регулирования той же социальной
сферы.
По общему правилу закон обратной силы
не имеет, то есть он не распространяется
на правоотношения, возникшие до его вступления
в силу. На практике это означает, например,
что суд даже во время действия нового
закона будет решать дело в соответствии
с прежним законом, если имущественный
спор возник до вступления в силу нового
закона. В порядке исключения нормативно-правовой
акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом
акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную
и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть
применен еще один принцип действия нормативно-правового
акта во времени - "переживание закона",
когда закон, утративший юридическую силу,
по специальному указанию нового закона
может продолжать регулирование некоторых
вопросов.
Таким образом, нормальным, типичным принципом
действия закона во времени является принцип
немедленного действия, когда закон с
момента вступления его в силу действует
только "вперед": ревизии сложившихся
до него юридических прав и обязанностей
он не производит.