Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

1. Права и обязанности участников образовательного процесса в Школе определя¬ются действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уста¬вом и локальными актами Школы.
2. К основным теориям возникновения государ¬ства принято относить:
1. теологическую (религиозная, божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).
3. Задача № 9. Петров усроился на работу в мае 2009 года, в ноябре написал заяв¬ление на отпуск, но в отпуске ему было отказано по причине того, что он не рабо¬тает в организации года и существует график отпусков.

Содержание

. Права и обязанности обучающихся.
2.Теории происхождения государства.
3.Задача № 9. Петров усроился на работу в мае 2009 года, в ноябре написал заяв¬ление на отпуск, но в отпуске ему было отказано по причине того, что он не рабо¬тает в организации года и существует график отпусков.
4.Задача №11. Серов 13 мая подал заявление, в котором попросил его уволить по ст. 80 ТК РФ с 15 мая. Однако администрация фирмы издала приказ о его уволь¬нении с 5 июня. Правомерны ли действия админисрации?
5. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

правовед готово.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

 К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная); 
2. патриархальную (отеческая); 
3. договорную (естественно-правовая); 
4. органическую;  
5. психологическую; 
6. ирригационную; 
7. насилия (внутреннего и внешнего); 
8. экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства (религиозная)   господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).      

 Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".    

 Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".     

 Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:  

 - вечны, незыблемы и святы;  

 -  их возникновение и упразднение не зависит от человека;  

 - являются выразителями воли Бога на земле.    

 Теологическая теория призывает:  

 - принять государство и власть как данность, полученную свыше;  

 - признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);   

- полностью и во всем подчиняться  власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.    

 Достоинства данной теории:  

 - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;   

 - препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.    

 Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.     

 Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная теория возникновения государства основоположником считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).    

 Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.    

 В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.    

 В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.    

 Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.    

 Суть  патриархальной  теории  в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.    

 Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:  

 - монарх является отцом всего народа;   

 - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;  

 - король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);  

 - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;  

 - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.     

 К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:  способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).    

 Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:  

 - в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;  

 -  монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);   

 -  вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория возникновения государства. Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами  и сторонниками в разное время являлись:  

 Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;  

 Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;  

 Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;  

 А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.    

 Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.     

 Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.    

 Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор",который состоит в следующем:  

 - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);  

 - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;  

 - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;  

 - в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.    

 Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

-теория,  демократичная  по  своей  сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

-согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.    

 Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:   

 - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;  

 - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;  

 - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;  

 - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.    

 Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.    

 Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:  

 - люди образуют государство, как клетки - живой организм;  

 - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;  

 - между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).    

 Достоинствами органической теории является следующее:

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"