Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Что входит в понятие "правовое государство"? Ответить на этот вопрос и просто и, вместе с тем, сложно. Просто – потому, что в настоящее время существует обширная литература по проблеме правового государства. Эта тема занимает центральное место в теории государства и права, политологии, социологии права. Вместе с тем, она довольно сложна. Дело в том, что в философско-правовой проблематике, как в целом, так и в данном случае, существуют два типа анализа понятия “правовое государство”. Первый, наиболее распространенный, характерен для политологического и государственно-правового учения[1]. Учение такого типа, хотя оно и претендует на философию, носит характер, по меткому выражению С.Л.Франка “исповедования веры”. Логика изложения здесь сводится в основном к перечислению дефиниций.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

С.А. Комаров определяет правовое воздействие как результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)[10].

Правовое регулирование, в свою очередь, представляет собой организованное упорядоченное, институционное воздействие на поведение и деятельность социальных субъектов и их отношения юридическими средствами с целью получить необходимый развитию общества результат. Цель этих возможных воздействий диктует необходимые формы и средства - запреты, дозволения, позитивные обязывания, но во всех случаях регулятивное воздействие адресовано человеку, каким бы ни было его социальное место, каким бы статусом он ни обладал.

Исходя из изложенного выше, можно дать следующие определения основным понятиям данного вопроса:

Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Процесс правового воздействия начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цель всех средств в совокупности – обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения. Воздействие – это в конечном итоге результат. Регулирование – процесс, инструмент, способ.

В литературе, равно как и в нормативных актах, понятия «правовое воздействие» часто упоминается с конкретной отраслью права: уголовно-правовое воздействие, административно-правовое воздействие и пр. Это неслучайно, поскольку все отрасли права имеют свои индивидуальные, характерные способы (методы) правового воздействия на регулируемые отраслью отношения. Более того, каждый институт права имеет свои и только ему свойственные приемы и средства правового воздействия на общественные отношения. Поэтому конкретные способы и методы правового воздействия можно назвать одними из характеризующих критериев отрасли права или института права (наряду с понятийным аппаратом, принципами, юридическими конструкциями и пр.).

Надо отметить, что в литературе непосредственно способам правового воздействия отводится не много внимания. «Способ правового воздействия» часто отождествляется с «методом правового регулирования», и уже «методы правового регулирования» рассматриваются как инструменты воздействия права на общественные отношения и его участников, преимущественно применительно к отдельным отраслям права (изучаются отраслевые методы).

Отсюда способ правового воздействия определяется через категорию метода (методики, последовательности действий, системы действий, применяемых при осуществлении чего-либо). Способ отвечает на вопрос «как происходит правовое воздействие», «каким образом», что характеризует его как инструментарий правового влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Разъясните следующий юридический термин – «эмансипация». При подготовке письменного ответа используйте действующее законодательство РФ.

 

              Эмансипация - (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. В соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или (с согласия родителей, усыновителей или попечителя) занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства, а при отсутствии согласия родителей (усыновителей, попечителя) - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не отвечают по обязательствам эмансипированного.

              1. Эмансипация является новым основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Для этого необходимо, чтобы несовершеннолетний имел самостоятельный доход на основе постоянной работы по трудовому договору (контракту) или предпринимательской деятельности. Необходимо согласие родителей или иных законных представителей на эмансипацию и решение органа опеки и попечительства, а если согласия родителей нет, то решение суда. В статье не сказано о желании самого несовершеннолетнего. Однако нет сомнений, что эмансипация может быть объявлена только на основе его заявления. Ничего не сказано и о значении членства в производственном кооперативе, однако следует полагать, что такое членство, обеспечивающее несовершеннолетнему необходимые средства к существованию, тоже может быть основанием его эмансипации.

       2. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок. Согласно п.16 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ No.6/8 "при рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 ГК эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинении им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, статья 13 Закона Российской Федерации "Об оружии", статья 19 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"). Исходя из положений части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение прав и свобод является допустимым".

       В постановлении Пленума ВС РФ от 4 июля 1997г. No.9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" разъяснено, что несовершеннолетние даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст.21, 27 ГК) не могут быть усыновителями, поскольку п.1 ст.127 Семейного кодекса установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем (РГ от 19 июля 1997г.)

       В случае эмансипации несовершеннолетний может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве (п.1 ст.30 Закона об исполнительном производстве).

       3. Закон не предусматривает возможности последующего ограничения дееспособности эмансипированного лица. Однако при наличии достаточных оснований следовало бы предоставить суду такое право, если подросток злоупотребляет или явно неразумно распоряжается своим заработком, как это предусмотрено п.4 ст.26 ГК (см. коммент. к ней). Ведь защита прав и интересов несовершеннолетних является обязанностью их законных представителей, органов опеки и попечительства и государства.

              Правовые последствия эмансипации следует разделить на две группы. К первой группе относятся положения, свидетельствующие об изменении в правовом статусе несовершеннолетнего. Основным последствием является возможность несовершеннолетнего совершать сделки без письменного согласия его законных представителей. Из этого следует другое последствие эмансипации, как указывает закон, данные лица не несут никакой ответственности по обязательствам  эмансипированного, в том числе и по деликтным.  Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10   вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями  (одним из  них) не  только тех  прав, которые  они имели до достижения детьми  совершеннолетия, но и других,  основанных на факте родства с ребенком,  вытекающих как из семейных, так  и иных правоотношений.   К  ним,  в  частности,  относятся  следующие права: на воспитание детей (ст.ст.  61, 62,63, 66 СК РФ), на защиту их интересов (ст.  64 СК  РФ),  на  истребование  детей  от  других  лиц (ст. 68 СК РФ), на согласие либо отказ в  даче согласия передать ребенка  на усыновление (ст. 129 СК РФ), на дачу согласия на совершение детьми в возрасте  от четырнадцати  до  восемнадцати  лет  сделок  (п. 1  ст. 26 ГК РФ), за исключением сделок, названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, на ходатайство  об ограничении  или  лишении  ребенка  в  возрасте  от  четырнадцати  до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п. 4  ст. 26 ГК РФ), на дачу  согласия на эмансипацию несовершеннолетнего  (п. 1 ст. 27 ГК РФ), на  получение содержания от совершеннолетних  детей (ст. 87 СК РФ),    на  пенсионное обеспечение после смерти детей, на наследование по закону[11].

Таким образом, все эти положения, предложенные российским законодателем  со всей очевидностью еще раз указывают на то, что эмансипация должна пониматься как мера исключительная. Но ее не следует применять широко, поскольку не каждый совершеннолетний обладает необходимыми для нее предпосылками.

 

 

 

Задание 4. Проклассифицируйте по всем основаниям следующую правовую норму:

Уголовный кодекс РФ. Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

По отраслевой принадлежности данная норма является уголовно-правовой, материальной.

По методу правового регулирования – императивная.

По средствам, используемым для регулирования общественных отношений, данная норма является запрещающей.

По выполняемым функциям данная норма относится к охранительным.

По времени – без определения срока действия, до отмены другим актом.

По кругу лиц – общая.

По субъекту правотворчества данная норма относится к нормам законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.            Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995. - с. 214.

2.            Закон в переходный период: опыт современной России (“Круглый стол” журнала) // Государство и право. – 1995. – № 10. – С. 28–61

3.            Комаров С.А. Общая теория государства и права. – СПб.: Питер, 2005. – с. 413.

4.     Лазарев В. В. Правоположения: Понятие, происхождение и роль в механизме юридического воздействия // Правоведение. -1976. - № 6.

5.            Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – «Зерцало», 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 



[1]  В данном случае имеются в виду традиционные формы государственно-правового учения, а не его общая теория, которая включает и философско-правовую проблематику.

[2] Конституция Российской Федерации. – М., 1993. – С. 4, 9.

[3] См.: Закон в переходный период: опыт современной России (“Круглый стол” журнала) // Государство и право. – 1995. – № 10. – С. 28–61.

[4] См.: Закон в переходный период: опыт современной России (”Круглый стол” журнала) // Государство и право. – 1995. – № 10. – С. 46.

[5] Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: изд. АСТ. – 2004.

[6] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: изд. Азбуковник. – 2003.

[7] Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995. - с. 214.

[8] Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – «Зерцало», 2004 г

[9] Лазарев В. В. Правоположения: Понятие, происхождение и роль в механизме юридического воздействия // Правоведение. -1976. - № 6.

[10] Комаров С.А. Общая теория государства и права. – СПб.: Питер, 2005. – с. 413.

[11] П. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". // Информационная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф.


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"