Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер

Содержание

Пропорциональная избирательная система………………………..…….3
Мажоритарная избирательная система…………………………….....….6
Сравнительный анализ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем…………………………………………....….…..10
Избирательная система Российской Федерации…….……….……...…14
Список литературы……………...……………………..…………………17

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

“Статья  L.126 (Закон № 86-825 от 11 июля 1986 г., ст.1.)

Никто не может быть избран в первом туре, если не получил

1) абсолютного  большинства поданных голосов;

2) числа  голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных  в  списке избирателей. В случае равенства голосов считается  избранным  старший  по  возрасту кандидат”.

    Достоинство данной системы  по  сравнению  с  системой  относительного большинства  заключается  в  том,  что   избранными   считаются   кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей,  хотя бы это большинство составляло один голос.  Но сохраняется тот же  дефект, который является главным у  системы  относительного  большинства:  пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда,  например,  избирается президент, для которого избирательным округом является вся  страна,  это  не имеет значения. Но когда  страна,  как  это  имеет  место  на  парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов,  в каждом  из  которых выбирается  отдельный депутат   и   результаты   выборов   устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться,  что партия,  получившая  по  стране большинство голосов,  получает  меньшинство  мест.   Разительный   в   этом отношении пример  дали  французские  выборы  1958  года,  когда  Французская коммунистическая партия, собрав  в  первом  туре  наибольшее  число  голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном  собрании всего 10  мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре  меньше  голосов - 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше. 

3.Сравнительный анализ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

  Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки.

     К числу достоинств мажоритарной системы  следует отнести то, что в ней  заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного  правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

     К преимуществам данной системы можно  отнести и такие как, простота, возможность участия избирателей  в процедуре выдвижения кандидатов, поименное знание всех кандидатов.

  В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

• выборы по подобной системе исключают влияние малочисленных партий в парламенте, поскольку способствуют образованию системы больших взаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности;  

• политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, тогда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию;

• партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

• две партии, набравшие равное или близкое к равному числу голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов. 

      Еще одним существенным недостатком мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти, чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии.  Существует мнение, что мажоритарная система наиболее удобна для манипулирования политической волей избирателей, и это в действительности отчасти подтверждается тем, что выборы в большой степени зависят от раскройки избирательных округов. При так называемой «нарезке» округов создается возможность для проведения разного рода искажений и прямых махинаций, таких как неравная численность избирателей в округах или «избирательная география»: установление территориальных границ между двумя округами так, чтобы в обоих большинство составлял электорат определенной партии (кандидата).

        Что касается пропорциональной системы, то в условиях многопартийности она более демократична по сравнению с мажоритарной,  a  потому  более  целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

- во-первых,  пропорциональная  система  не  дает  такого  числа  неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удельный вес мандатов;

- во-вторых, она дает  более  адекватную  картину  политической  ситуации  в стране на момент выборов,  реальной расстановки  сил   политических  партий  и иных   организаций.  

     Пропорциональная   система   дает   возможность   всем политическим организациям,  пользующимся  поддержкой  избирателей,  провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мнений различных слоев населения при принятии решений.

     В отличие от мажоритарной такая система дает возможность группам и слоям избирателей, поддержавшим кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа (страны, региона), располагать своими представителями в законодательном органе. Однако, несмотря на бесспорное преимущество перед мажоритарной системой относительно соблюдения демократических принципов и международных норм избирательного права, у пропорциональной системы также есть ряд существенных недостатков и спорных аспектов.

        Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

- возникают  сложности в формировании правительства  по причинам отсутствия доминирующей  партии, создания многопартийных  коалиций, включающих разные цели  и задачи. Следствием этого недостатка  является нестабильность сформированного правительства;

- непосредственная  связь между депутатами и избирателями  весьма слабая, так как голосование  осуществляется не за конкретных  кандидатов, а за партии;

- независимость   депутатов от своих партий.

     К числу недостатков можно отнести и то, что неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. Такие ситуации особенно нежелательны в условиях, когда правительство должно опираться на парламентское большинство. Даже если такое большинство удается создать, оно обычно недолговечно, и раскол его приводит к правительственным кризисам. Например, в Италии в условиях действия Конституции 1947 года, учредившей парламентарную республику, и пропорциональной системы выборов палат Парламента правительство держалось обычно не более года.

     Чтобы избежать нежелательной политической дробности парламентских палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт, то есть установлен минимальный процент голосов, которые должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов. Одной из первых, если не первой, заградительный пункт в виде 5-процентной оговорки установила Федеративная Республика Германия, где закон допустил к распределению мандатов в Бундестаге только партийные списки, собравшие не менее 5 процентов действительных голосов (там есть еще отдельные исключения из этого правила, но мы их затронем ниже). В дальнейшем заградительный пункт стал применяться довольно широко, включая постсоциалистические страны, и обычно колеблется от 3 до 5 процентов.

    При сравнении мажоритарной и пропорциональной избирательных систем кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

    Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.   

4. Избирательная система  Российской Федерации.

     Избирательное право образует важную составную  часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

     Избирательное право граждан России  гарантируется  Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами.

     Наиболее  полно гарантии избирательных прав  граждан  Российской Федерации отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

     Избирательные комиссии в Российской Федерации  обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:

  • центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.
  • участковые избирательные комиссии.

   В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально  количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.

   В федеральном округе отбор ведется  по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 5%-й  барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе. 

   Полномочия  и порядок деятельности Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

     Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

     В заключении хотелось бы добавить: избирательное право Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования и доработки для обеспечения истинно демократичных выборов в стране.

 Таким  образом, в Российской Федерации  действует смешанная избирательная  система. В одномандатных округах  выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"