Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер

Содержание

Пропорциональная избирательная система………………………..…….3
Мажоритарная избирательная система…………………………….....….6
Сравнительный анализ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем…………………………………………....….…..10
Избирательная система Российской Федерации…….……….……...…14
Список литературы……………...……………………..…………………17

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
 
 

Оглавление  
 

  1. Пропорциональная  избирательная система………………………..…….3
  2. Мажоритарная избирательная система…………………………….....….6
  3. Сравнительный анализ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем…………………………………………....….…..10
  4. Избирательная система Российской Федерации…….……….……...…14
  5. Список литературы……………...……………………..…………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Пропорциональная  избирательная система
 

     Пропорциональная  избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

     Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками — частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

     Пропорциональная  избирательная система в сочетании  с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную  систему.

     В России пропорциональная избирательная  система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

     Пропорциональная  избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий. Вероятно, система получила свое первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье, члена Первого Интернационала Виктора Консидеранта (фр. Victor Considérant), опубликованной в 1892 году. Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году.

     Различные системы пропорционального представительства 

     Существуют  различные методы реализации пропорционального представительства, которые позволяют добиться либо большей пропорциональности, либо в большей степени дают определенный результат выборов.

     Партийные списки в многомандатных избирательных  округах

     Каждая  из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

     При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке который они занимают в партийном списке. Эта система используется при выборах в Европейский парламент во всех странах Европейского союза. Эта система используется также в Израиле, где вся страна является одним избирательным округом с одним «закрытым списком». Система выборов с пропорциональным представительством и «закрытыми» партийными списками используется в Южной Африке. В России данная система используется с 2007 г. при выборах в Государственную Думу: депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, при этом федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации.

     При «открытом списке», избиратели могут  голосовать в зависимости от метода голосования, либо за одного кандидата, либо за двоих, либо указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке. Эта система используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

     Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами.

     Эта система выборов объединяет две  системы — пропорционального  представительства и одномандатных  округов. Такая «гибридная» система  имеет определенные преимущества в  странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах где население неоднородно и живет в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях. Эта система используется в Боливии, Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии и Великобритании и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса. До 2007 года эта система применялась и в Российской Федерации.

     Один  «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах

     Этот  метод пропорционального представительства  использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В  результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов. При втором подсчете голосов, голоса поданные за кандидатов сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчета голоса поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту. Этот процесс подсчета голосов продолжается пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчета голосов и определения победителей выборов относительно сложен большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия и Виктория. Она также используется в Шотландии, Ирландии, Северной Ирландии, и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии.

     Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным  избирателям, и это может сделать  систему пропорционального представительства  непопулярной. С целью избежать этого ряд стран применяют обе системы: и мажоритарную и пропорциональную. Данная система дает возможность избирателю выбирать и конкретного политического деятеля, и понравившуюся ему партию.  

2. Мажоритарная избирательная  система

     Применяемая сегодня в таких странах как  США, Канада, Австралия, Индия, Франция, мажоритарная система является исторически  первой избирательной системой, при  которой избранным считается  тот, за кого было подано большинство  голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты.

 Основанная на принципе большинства мажоритарная система действует    преимущественно    в одномандатных  (униноминальных)  избирательных  округах,  но   возможно   их применение и во много мандатных (полиномиальных), тогда голосование  идет  по партийным спискам в целом.

        В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Ранее в нашей стране это наблюдалось  на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.

    Законодательство  конкретного  государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские  или местные),  какое   именно   большинство   голосов   необходимо   набрать   - относительное или абсолютное. В соответствии с этим  различают мажоритарную систему относительного  большинства и мажоритарную  систему   абсолютного большинства.

     Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах.

     Практически чем больше кандидатов баллотируются  на одно место, тем меньше голосов  требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться  избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.1 В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Во  Франции  партии  большинства,  собиравшие   менее   50%   всех   голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

     Следует,  правда,  отметить,  что  избирательные  законы   некоторых   стран  устанавливают минимальное  число  голосов  избирателей,  которое  необходимо набрать для победы: кандидат считается избранным, если  он  набрал  в  своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но  при  условии,  что  за него подано более 20% всех действительных голосов.

        Единственным, пожалуй,  преимуществом  мажоритарной  системы  относительного большинства является то, что  голосование  проводится  в  один  тур,  т.  к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

       Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства.  При этой системе выборы, как правило,  проходят  в  несколько  туров.  Чтобы быть избранным,  кандидат  должен  набрать  абсолютное  большинство  голосов  избирателей, принявших участие в  голосовании,  т. е.  50%+1  голос.  Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так  и происходит), проводится второй тур (как  правило,  через  две  недели  после первого), где вновь применяется то  же  требование  абсолютного  большинства голосов  избирателей.  Но  законодательством  может  быть  установлено   для второго тура и требование относительного большинства. Участвовать во втором туре могут уже не  все  зарегистрированные  кандидаты. Проводится так называемая  перебаллотировка:  ко  второму  туру  допускаются лишь двое кандидатов, набравшие  в  первом  туре  наибольшее  число  голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

     При данной системе  обычно  устанавливается  нижний   порог   участия избирателей  в  голосовании;  если  он  не   достигнут,   выборы   считаются недействительными  или  несостоявшимися.  Он   может   составлять   половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше.  В  случае,  когда  он равен половине зарегистрированных  избирателей,  абсолютное  большинство  от общего  числа  поданных  голосов  может  теоретически  составить  25%  +   1 юридического  избирательного  корпуса.  Если  же  для   избрания   требуется абсолютное большинство действительных  голосов,  то  доля  от  общего  числа зарегистрированных  избирателей   может   быть   еще   меньше.   Французский Избирательный  кодекс  применительно  к  выборам   депутатов   Национального собрания  устанавливает  упомянутый  нижний  порог  не  прямо   в   качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"