Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:10, контрольная работа
Цель данной работы – представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.
Цель работы предполагает постановку и решение такой задачи, как представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………5
2. СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………...........................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...17
12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;
13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.
Государственно-правовые
нормы содержат также характеристику
прав и обязанностей каждого из субъектов,
устанавливают для каждого из
них специфическую, только ему присущую
право- и дееспособность, т.е. способность
обладать правами и обязанностями
в соответствии с нормами государственного
права (правоспособность), и способность
самостоятельно, своими личными, осознанными
действиями осуществлять принадлежащие
им права и обязанности (дееспособность).
Особенность субъектов
Так,
ни один субъект государственно-
Каждый из субъектов, имеющих статус юридического лица, обладают соответствующей компетенцией, в которой определены их права и обязанности.
Что касается граждан (физических лиц), то их правоспособность наступает с момента рождения, так как именно с этого момента они становятся гражданами Российской Федерации и на них распространяется действие российского законодательства. Что же касается их дееспособности, то она наступает с достижением гражданином определенного возраста, дающего ему возможность реализовать то или иное право, установленное нормами государственного права. Главное состоит в том, чтобы то или иное право гражданин реализовал непосредственно, своими действиями: 6-7 лет – право на образование, 9 лет – право на объединение в детские общественные организации, 14 лет – право на объединение в молодежные общественные организации, 18 лет – право избирать (активное избирательное право), 21 год – право быть избранным в представительные органы (пассивное избирательное право), 30 лет – право быть высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, 35 лет – быть избранным Президентом Российской Федерации, 40 лет – быть членом Конституционного Суда Российской Федерации и т.п.
Возникновение, изменение и прекращение государственно-правовых отношений
Возникновение,
изменение и прекращение
По своему характеру юридические факты делятся на юридические действия и юридические события.
Возникновению
конкретного конституционно-
Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего.5 Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.
Так, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина, прекращение правоотношений – его смертью. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается. Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др. Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации.
Юридические действия – это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Юридические действия можно подразделить, во-первых, на правомерные и противоправные (когда они запрещены законом) и, во-вторых, на юридические акты и юридические поступки. Примером правомерных юридических действий является издание законов и иных актов на то уполномоченными, а неправомерные – попытка издания тех же актов органами, на то уполномоченными. Юридические последствия в государственном праве могут быть порождены любым правомерным актом государственных органов, в котором содержатся государственно-правовые нормы. Кроме того, они могут быть порождены правомерными юридическими поступками, такими как выдвижение кандидата в депутаты.
Юридические события – это обстоятельства, не зависящие от воли людей. К числу юридических событий в государственном праве следует отнести, например, рождение человека, его болезнь, достижение установленного законом возраста, смерть человека.
Для возникновения, изменения или прекращения государственно-правовых отношений имеют значение и юридические действия, и юридические события. Однако большую роль в данном случае играют юридические действия. Из этого следует, что под влиянием юридических фактов как бы приходят в движение государственно-правовые нормы, возникают, изменяются и прекращаются государственно-правовые отношения.
Объекты государственно-правовых отношений
Под объектом государственно-правовых отношений следует понимать то, на что направлено конкретное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения притязаний управомоченного лица. Объекты государственно-правовых отношений делятся на действия, материальные (имущественные) блага и нематериальные (неимущественные) блага.
Действия
– как объект государственно-правовых
отношений, имеют в государственном
праве профилирующее значение, так
как именно через действия реализуется
народовластие в самых
Материальные (имущественные) блага как объект государственно-правовых отношений выступают значительно реже, чем действия. Однако при возникновении ряда государственно-правовых отношений, связанных с закреплением экономической системы, форм собственности и т.п. объектом правоотношений являются вещи, т.е. общественные и личные блага. Так, в ч. 1 ст. 39 Конституции установлено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Нематериальные
(неимущественные блага) как объект
государственно-правовых отношений проявляются
всякий раз, когда нормы государственного
права устанавливают возможность использования
субъектами правоотношений таких благ,
как свобода слова, неприкосновенность
личности, охрана здоровья и др. Может
быть и такой вариант. Статья 104 Конституции
закрепляет перечень субъектов права
законодательной инициативы: Президент
Российской Федерации, Совет Федерации,
члены Совета Федерации, депутаты Государственной
Думы, Правительство Российской Федерации,
законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской
Федерации. При реализации каждым из указанных
субъектов своего права на законодательную
инициативу объектом правоотношения будет
сама законодательная инициатива, которую
условно можно назвать неимущественным
благом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
Российском обществе за последние годы
произошли значительные изменения
во всех сферах жизни (социальной, политической,
экономической и др.), однако, указанные
признаки конституционных правоотношений
не потеряли своей значимости. Их можно
только дополнять. Действительно, конституционно-правовые
отношения представляют собой специфическую
форму многих политических отношений.
Объектами этих отношений выступают
социально-экономические и
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.
Содержание
конституционных правоотношений является
социальное поведение субъектов
в конституционном праве, круг которых
специфичен и широк. Субъектами российского
конституционного права являются возможные
участники общественных отношений,
наделенные правоспособностью и
компетенцией, в силу чего они приобретают
основание реализовать в
Назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.
В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.
Таким
образом, конституционно-правовое отношение
– это общественное отношение, урегулированное
нормой конституционного права, содержанием
которого является юридическая связь
между субъектами в форме взаимных прав
и обязанностей, предусмотренных данной
правовой нормой.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"