Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.
Цель работы предполагает постановку и решение такой задачи, как представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………5
2. СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………...........................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...17

Работа содержит 1 файл

конст.право.docx

— 36.74 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. государственно-правовые отношения…………………5
  2. Субъекты государственно-правовых отношений Российской Федерации………………………...........................9

    заключение…………………………………………………………...15

    список  использованной литературы……………………...17  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Конституционное (государственное) право рассматривается  в трех аспектах: как отрасль права  конкретных государств, как наука  и как учебная дисциплина в  системе высшего юридического образования. Термины «конституционное право» и  «государственное право» зачастую считаются  синонимами.

     Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

     Государственное (конституционное) право – это «система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, и также органов самоуправления».1

     Одним из наиболее важных вопросов в системе  конституционного права является вопрос о субъектах конституционного права, так как это затрагивает основы устройства и функционирования любого государства.

     В связи с этим, представляется актуальным исследовать важный для современного общества и всех ее членов аспект – построение системы конституционного субъектоообразования в Российской Федерации.

     Цель  данной работы – представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.

     Цель работы предполагает постановку и решение такой задачи, как представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.

     Предмет исследования – правовые отношения в системе конституционного российского законодательства.

     Объект  исследования – субъекты конституционного права Российской Федерации.

     Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. государственно-правовые отношения
 

     Проблема  конституционно-правовых отношений  вызывает наибольший интерес и споры  в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами  права.2

     Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Именно в результате воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения возникают государственно-правовые отношения. 3

     Государственно-правовые отношения по своей сущности ничем  не отличаются от правоотношений, урегулированных нормами других отраслей права. Однако по своему конкретному содержанию они имеют определенную специфику, свои определенные особенности.

     Во-первых, отличительной особенностью государственно-правовых отношений является то, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права;

     Во-вторых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что многие из них имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. Это состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации;

     В-третьих, специфика государственно-правовых отношений и в том, что значительное их большинство носит характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов в конкретном правоотношении обязательно должен быть представителем государства, а главное, потому, что только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей.

     Вместе  с тем, среди государственно-правовых отношений есть не только отношения, основанные на принципе «власть - подчинение», но и на принципе равенства сторон как субъектов правоотношений, например, при заключении договоров между  субъектами Российской Федерации;

     В-четвертых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

     При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения.

     В сферу конституционного права входит только определенная часть общественных отношений. Однако, учитывая особую значимость этих отношений, следует сказать  и том, что они достаточно обширны  по объему. Более того, в силу определенных обстоятельств, связанных с юридизацией  общественных отношений, государство  постоянно расширяет свое вмешательство  в общественную жизнь. Здесь конституционное  право призвано стать преградой  для тоталитарных устремлений государства. Оно не должно утрачивать своего главного назначения – регулировать общественные отношения таким образом, чтобы обеспечить свободу людей, законность и правопорядок, условия для благополучия граждан. Именно этим определяется специфика конституционно-правовых отношений, которая состоит в следующем.

     Они различаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

     Им  свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками  других видов правоотношений.

     Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием  видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между  субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

     Своеобразие предмета конституционного права, многообразный  видовой характер его норм порождает  и различия видов конституционно-правовых отношений.

     Наиболее  классический вид правоотношений возникает  в результате реализации норм – это правила поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Например, в соответствии с ч.3 ст.50 Конституции РФ «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом». Это означает, что у осужденного есть право на пересмотр приговора, а у вышестоящего суда – обязанность осуществлять этот пересмотр.

     Реализация  таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, порождает  другие формы правоотношений, через  которые воплощаются в жизнь  заложенные в них предписания. Это  правоотношения общего характера, в  которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены  их конкретные права и обязанности. Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя  Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей  находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и  судебной власти. Однако все эти  правоотношения производны от того общего правоотношения, которое возникает  на основе указанной нормы-принципа. Это общее правоотношение, в котором  участвуют все субъекты, обязанные  реализовать указанный принцип. В его содержании определяются в  общей форме обязанности и  права, вытекающие из предписаний данной нормы.

     Особый  вид конституционно-правовых отношений  – так называемые правовые состояния. От правоотношений общего назначения их отличает четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

     Среди видов конституционно-правовых отношений  можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и  прекратить свое существование в  конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм. С выполнением  заложенных в них правил правоотношения прекращаются. Так, правоотношения между  избирателем и участковой избирательной  комиссией заканчиваются исполнением  последней своей обязанности  выдать избирательный бюллетень  и обеспечить условия для голосования. В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных – порядок реализации правовых действий.

     По  целевому назначению принято различать  правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В правоустановительных правовых отношениях в позитивной форме  реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники  правоотношения. Так, в соответствии со ст.31 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». В правоохранительных правовых отношениях права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.  

    1. Субъекты  государственно-правовых отношений Российской Федерации
 

     При рассмотрении данной проблемы, в государственном праве применяются два понятия – «субъект государственного права» и «субъект государственно-правовых отношений». Субъект права – это возможный участник правоотношений, носитель прав и обязанностей, предусмотренных нормами государственного права. Субъект права может быть, а может и не быть участником конкретного правоотношения. Субъект правоотношения – это реальный носитель прав и обязанностей, реализующий их в конкретном государственно-правовом отношении.

     Субъектами  государственно-правовых отношений  могут быть:

     1) народ Российской Федерации как  общность граждан Российской  Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России4;

     2) российское государство в целом  как государственная организация  всего народа Российской Федерации; 

     3) субъекты Российской Федерации:  республики в составе Федерации,  края, области, города федерального  значения, автономная область и  автономные округа;

     4) государственные органы Российской  Федерации – Президент, Федеральное  Собрание, обе его палаты, Правительство; 

     5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

     6) постоянные и временные комитеты  и комиссии представительных  органов в центре и на местах;

     7) депутаты представительных органов  индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;

     8) общественные объединения: политические  партии, общественные организации,  массовые общественные движения, зарегистрированные в установленном законом порядке;

     9) собрания граждан по месту  жительства и по месту работы;

     10) собрание военнослужащих по воинским  частям;

     11) избирательные комиссии – Центральная, субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"