Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:10, контрольная работа
Цель данной работы – представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.
Цель работы предполагает постановку и решение такой задачи, как представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………5
2. СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………...........................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
заключение……………………………………………………
список
использованной литературы……………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Конституционное (государственное) право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами.
Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.
Государственное (конституционное) право – это «система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, и также органов самоуправления».1
Одним из наиболее важных вопросов в системе конституционного права является вопрос о субъектах конституционного права, так как это затрагивает основы устройства и функционирования любого государства.
В связи с этим, представляется актуальным исследовать важный для современного общества и всех ее членов аспект – построение системы конституционного субъектоообразования в Российской Федерации.
Цель данной работы – представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.
Цель работы предполагает постановку и решение такой задачи, как представление системы субъектов конституционного права в Российской Федерации.
Предмет исследования – правовые отношения в системе конституционного российского законодательства.
Объект исследования – субъекты конституционного права Российской Федерации.
Структура
работы: введение, 2 главы, заключение,
список использованной литературы.
Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.2
Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Именно в результате воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения возникают государственно-правовые отношения. 3
Государственно-правовые отношения по своей сущности ничем не отличаются от правоотношений, урегулированных нормами других отраслей права. Однако по своему конкретному содержанию они имеют определенную специфику, свои определенные особенности.
Во-первых, отличительной особенностью государственно-правовых отношений является то, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права;
Во-вторых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что многие из них имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. Это состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации;
В-третьих, специфика государственно-правовых отношений и в том, что значительное их большинство носит характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов в конкретном правоотношении обязательно должен быть представителем государства, а главное, потому, что только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей.
Вместе с тем, среди государственно-правовых отношений есть не только отношения, основанные на принципе «власть - подчинение», но и на принципе равенства сторон как субъектов правоотношений, например, при заключении договоров между субъектами Российской Федерации;
В-четвертых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.
При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения.
В сферу конституционного права входит только определенная часть общественных отношений. Однако, учитывая особую значимость этих отношений, следует сказать и том, что они достаточно обширны по объему. Более того, в силу определенных обстоятельств, связанных с юридизацией общественных отношений, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Здесь конституционное право призвано стать преградой для тоталитарных устремлений государства. Оно не должно утрачивать своего главного назначения – регулировать общественные отношения таким образом, чтобы обеспечить свободу людей, законность и правопорядок, условия для благополучия граждан. Именно этим определяется специфика конституционно-правовых отношений, которая состоит в следующем.
Они различаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Им
свойственен особый субъективный состав.
Среди субъектов
Конституционно-правовые
отношения характеризуются
Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.
Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм – это правила поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Например, в соответствии с ч.3 ст.50 Конституции РФ «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом». Это означает, что у осужденного есть право на пересмотр приговора, а у вышестоящего суда – обязанность осуществлять этот пересмотр.
Реализация
таких видов норм, как нормы-принципы,
нормы-цели, нормы-декларации, порождает
другие формы правоотношений, через
которые воплощаются в жизнь
заложенные в них предписания. Это
правоотношения общего характера, в
которых конкретно не определены
субъекты отношений, не установлены
их конкретные права и обязанности.
Это в полной мере относится ко
всем нормам-принципам, закрепляющим,
например, основы конституционного строя
Российской Федерации. В частности,
закрепляемый принцип разделения властей
находит свою конкретную реализацию
через сложную систему
Особый вид конституционно-правовых отношений – так называемые правовые состояния. От правоотношений общего назначения их отличает четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.
Среди
видов конституционно-правовых отношений
можно выделить постоянные и временные.
Срок действия постоянных правоотношений
не определен, однако они могут и
прекратить свое существование в
конкретных условиях. Например, смерть
гражданина прекращает отношения по
гражданству. Временные правоотношения
возникают, как правило, в результате
реализации конкретных норм. С выполнением
заложенных в них правил правоотношения
прекращаются. Так, правоотношения между
избирателем и участковой избирательной
комиссией заканчиваются
По
целевому назначению принято различать
правоустановительные и правоохранительные
правовые отношения. В правоустановительных
правовых отношениях в позитивной форме
реализуются права и
При рассмотрении данной проблемы, в государственном праве применяются два понятия – «субъект государственного права» и «субъект государственно-правовых отношений». Субъект права – это возможный участник правоотношений, носитель прав и обязанностей, предусмотренных нормами государственного права. Субъект права может быть, а может и не быть участником конкретного правоотношения. Субъект правоотношения – это реальный носитель прав и обязанностей, реализующий их в конкретном государственно-правовом отношении.
Субъектами государственно-правовых отношений могут быть:
1)
народ Российской Федерации
2)
российское государство в
3)
субъекты Российской Федерации:
4)
государственные органы
5)
государственные органы
6)
постоянные и временные
7)
депутаты представительных
8)
общественные объединения:
9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;
10)
собрание военнослужащих по
11) избирательные комиссии – Центральная, субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"