Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:30, контрольная работа
«Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда (по точному наименованию «Салический закон» — Lex Salica), Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V - VI вв., Саксонская правда (803 г.).
1. Источники раннефеодального права Западной Европы. 3 «Варварские правды».
2. Регулирование имущественных отношений. 4
3. Обязательства из договоров. 5
4. Брачно-семейные отношения. 6
5. Преступления и наказания. Процесс. 7
6. Источники и литература.
Переход к штрафу взамен мести происходил не просто. Первые акты подобного рода встречались нескрываемым презрением. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором. Соглашение о штрафе прикрывалось разнообразными формами примирения сторон. Центральным пунктом его становятся унизительные формы «покоры»: по некоторым старославянским обычаям могила убитого оставалась раскрытой, рука его отрезалась и хранилась в семье; виновный трижды просил прощения, только после этого ему отдавали руку; на нем лежала обязанность бросить ее в могилу и закопать тело.
В самое раннее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Убийство свободного франка искупалось, по Салической правде, уплатой 200 золотых солидов.
Представление о приблизительной величине штрафа дает Рипуарская правда. На 200 солидов можно было купить 100 быков, т. е. стадо, в 6 - 10 раз превышающее обычную численность крупного рогатого скота, приходящегося на большую семью свободного франкского крестьянина.
Чрезмерная величина судебных штрафов наводит на мысль, что они возникли в родовом обществе, когда родичи платили сообща и сообща же получали удовлетворение, а богатые и знатные семьи рода платили тем охотнее, что они более других могли пострадать от кровной мести (убить «лучшего в роде» считалось особым подвигом).
Убедительным свидетельством стародавней обязанности рода и родичей участвовать в уплате судебного штрафа служит фиксированный Салической правдой обычай «О горсти земли»: не имеющий средств для уплаты штрафа входит в свой дом и, собрав в горсть из четырех углов землю, бросает ее через плечи на троих ближайших родичей по матери и отцу (если отец и братья уже платили) и те обязываются «уплатить половину того, что не хватает для уплаты следуемой по закону виры».[2]
Для человека, который не мог опереться на род, для изгоя, разорвавшего с родом, судебный штраф чаще всего означал одно — смертную казнь. И Салическая, и Алеманская, и Фризская правды свидетельствуют одинаково: виновный должен или выкупить себя, или потерять жизнь.
Как и некоторые другие германские сборники права. Салическая правда назначает неодинаковые штрафы за убийство свободного мужчины, свободной женщины, могущей рожать, свободного мальчика (до 10 лет включительно). В двух последних случаях вергельд повышается в три раза, т. е. составляет 600 солидов.
Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного положения. А это не одно и то же. Указанная возможность была широко использована государством Прежде всего короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих чиновников, дружинников, всех «верных» вообще. Реализуя соответствующий интерес. Салическая правда устанавливает за их убийство тройной и даже больший вергельд. '.
Всякий, кто стоял ниже свободного франка, римлянин или полусвободный защищался значительно меньшим вергель-дом. Убийство раба влекло за собой возмещение его рыночной стоимости.
С течением времени психическая сторона действия, субъективное отношение причинителя к вызванному его Действием результату становятся уже не безразличными. Мы уже указывали на запрещение мести в тех случаях, когда отсутствует умысел. Салическая правда выделяет в особый состав подстрекательство, подкуп другого лица для совершения кражи и назначает за это повышенный штраф, а также организацию преступного скопища для совершения убийства, усиливая наказание инициатора.[3]
Суд. В период родового строя верховные судебные функции должны были, как уже говорилось, принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургов.
Рахинбурги обязаны судить по закону, и истец вправе напомнить им об этой их обязанности. Если же они и после того откажутся сказать закон, то они присуждаются к уплате штрафа в 3 солида, а если будут судить не по закону - присуждаются к уплате 15 солидов. Из этого можно заключить, что суд рахинбургов еще не вполне оторвался от своей народной первоосновы.
С усилением королевской власти традиционный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургов. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.
Судебный процесс. Старинные обычаи германцев, равно как и других народов, требовали, чтобы судебное дело возбуждалось по заявлению потерпевшей стороны. На ней не лежало формулирование обвинения и представление доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из этого правила делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников по обыкновению вешали на дереве, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.
Никакого предварительного расследования, конечно, не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.
Когда не удавалось добиться признания (на чем сосредоточивались основные усилия), судьи апеллировали к богу. В этом сказывались, с одной стороны, неспособность суда установить истину «земными средствами», и с другой вынесенное из прошлой эпохи (дохристианской) убеждение, что знающий правду бог укажет на виновного. Не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать.
Так рождается уже известный нам (по законам Ману) ордалий - «суд божий», состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. Среди наиболее употребляемых испытаний укажем на погружение руки обвиняемого (ответчика) в кипящую воду; в другом случае обвиняемый должен был взять в руку кусок раскаленного железа.
Разрешая «выкуп руки от котелка», т. е. освобождение за деньги от испытания кипящей водой, Салическая правда идет навстречу интересам богатых и знатных. И напротив, ордалий был неотвратим для всякого свободного человека, обвиненного в воровстве. Капитулярий одного из франкских королей гласит: «Если его рука обожжена,, он несет наказание за то, в чем его обвиняют».
По общему правилу судьи (рахинбурги) назначали испытание обвиняемому. Однако, насколько можно судить по упоминаниям Салической и Рипуарской правд, если кого-нибудь из свидетелей уличали в лживости показаний, ордалий назначался самому обвинителю.[5]
Большое распространение имел судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи. Лесной стражник донес как-то королю Гунтрамну, что некий знатный франк по имени Хундо осмелился стрелять дичь в королевских лесах. Хундо обвинил лесника во лжи, и им обоим был назначен поединок. Как знатный, Хундо имел привилегию выставить вместо себя «чемпиона» — профессионального бойца. Бой состоялся, чемпион уже побеждал лесника, когда последний ударом кинжала решил дело в свою пользу. Хундо был схвачен и казнен.
С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежащими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне сражались на конях, с копьем и мечом, крестьяне - дубинками.
Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой-присягой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил с собой в качестве соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела и достигало в известных случаях 72-х. Соприсяжник - не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входит одно - удостоверить, что тот, кого обвиняют, не преступник.
Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников, а тем более обвиняемый, сбивался, дело считалось проигранным.
Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах и др. Христианские клятвы на священных предметах в силу их простоты и легкости стали орудием бесчестных людей. Ложно присягая, они завладевали чужим имуществом и оставались безнаказанными. Неудивительно, что судьи предпочитали старинные способы ордалия.[3]
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Салическая правда // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В.А. Томсинов. М., 1999. С. 247–265.
2. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. И. Батыра. М., 1998. С. 177–182.
3. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский. (Высшая школа) Москва 1993г.
4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 242–252.
5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 1996. С.123–132.
Информация о работе Контрольная работа по «История государства и права зарубежных стран»