Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:30, контрольная работа
«Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда (по точному наименованию «Салический закон» — Lex Salica), Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V - VI вв., Саксонская правда (803 г.).
1. Источники раннефеодального права Западной Европы. 3 «Варварские правды».
2. Регулирование имущественных отношений. 4
3. Обязательства из договоров. 5
4. Брачно-семейные отношения. 6
5. Преступления и наказания. Процесс. 7
6. Источники и литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»
Вариант 7
Выполнил: студент__1__курса
заочного___отделения
Специальности:__ «Правоведение»___
Камашило Алексей Александрович
Проверил _____________________________
Гродно 2010
ТЕМА: САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
ПЛАН
1. Источники раннефеодального права Западной Европы. 3 «Варварские правды».
2. Регулирование имущественных отношений. 4
3. Обязательства из договоров. 5
4. Брачно-семейные отношения. 6
5. Преступления и наказания. Процесс. 7
6. Источники и литература.
1 Источники раннефеодального права Западной Европы. «Варварские правды»
«Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда (по точному наименованию «Салический закон» — Lex Salica), Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V - VI вв., Саксонская правда (803 г.).
К варварским правдам относят и те англосаксонские судебники, о которых говорилось выше, а также некоторые другие германские и кельтские юридические сборники, например ирландский, алеманский, баварский и др.
В варварских правдах, естественно, немало общего. Все германские племена, решившиеся на запись своих обычаев, переживали переходный к феодализму период. Переход этот совершался, однако, отнюдь неодинаково как по времени, так и по своему характеру, и этот факт не мог не сказаться на содержании правд.
Кроме того, одни правды были написаны раньше, другие позже. В одних мы находим богатый материал для суждений о старогерманском родоплеменном быте, в других преобладают нормы, фиксирующие процесс феодализации, медленный или, напротив, бурный и т. д.
Варварские правды написаны на обиходной латыни (за исключением англосаксонских) и в некоторых отношениях (особенно Бургундская и Вестготская) испытали на себе влияние римского права.
Правды, ранее составленные, оказали то или иное влияние на правды позднейшие: таково, например, влияние Салической правды на Рипуарскую. Изучая варварские правды, надо различать их древнейшую часть от позднейших наслоений и изменений.
Свидетельства правд не всегда ясны и почти всегда недостаточно полны. По этой причине важное значение имеют и другие письменные источники: королевские законы, капитулярии, грамоты (формулы), фиксирующие разного рода гражданско-правовые сделки, хроники и анналы, т. е. летописи, и др.
Наше внимание мы сосредоточим преимущественно на Салической правде, самой древней. Временем ее возникновения принято считать конец V в. - период расселения франков на завоеванных землях.[3]
2 Регулирование имущественных отношений
Земельные отношения. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Мы видим, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Но длинные ряды заборов окружают пахотные наделы. «Отгороженное место» неприкосновенно, пока не убран урожай. Только после этого будет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса.
Огороженная земля еще не стала частной собственностью. Против этого говорит следующее многозначительное правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно и то, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли.
Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно. Правда не знает, например, «кражи птиц». Она назначает особые штрафы за кражу ястреба, петуха, курицы, голубя и т. д. Если говорится о краже свиней, то не иначе, как с характерным для них различением - молочный поросенок, годовалая свинья, кабан и т. д.[1]
Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только сыну . Во всем этом не было намеренной дискриминации женщин. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (561-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра, но не «соседи», как это было раньше.
3 Обязательства из договоров
За исключением земли все другие вещи могли быть предметом купли-продажи, мены и дарения. Признавалась приобретательная давность, определяемая одногодичным добросовестным владением.
Особой защитой пользуются займовые операции. При просрочке платежа кредитор, сопровождаемый свидетелями, направляется к дому должника для оценки имущества, за чем следует «скорейшее принуждение согласно Салическому закону».
Договоры продажи, мены, отпущения на волю, равно как и завещания, находят отражение в документах, о чем свидетельствуют нередкие упоминания деловых бумаг из разного рода известных нам судебных процессах.
Оберегая возникающее частное хозяйство, Салическая правда устанавливает ответственность за потраву, вызванную нерадением пастуха и хозяина или бывшую результатом вражды и произвола: кто разберет чужую ограду и пустит скот на поле, если будет уличен (со свидетелями), уплатит пострадавшему убыток и сверх того 30 солидов штрафа (что составляет по приблизительному расчету цену 15 быков). Вместе с тем пострадавшему запрещается самовольное уничтожение или калечение захваченного им чужого скота, сокрытие захвата и пр.[3]
4 Брачно-семейные отношения
Брак и семья. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им.
Ко времени Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара. Они оставались в семье. Жена приносила приданое. Разводы, вначале допускаемые, были затем (по требованию церкви) запрещены (капитулярием 744 г.). Похищение свободной девушки каралось огромным штрафом.
Соответственно древним обычаям вдова, чтобы имущество оставалось в роде, должна была стать женой своего холостого деверя. Салическая правда уже не требует этого, но она обязывает постороннего жениха уплатить родным покойного мужа три солида и один денарий: «И если после этого (они) будут согласны, он может взять (вдову) замуж». К числу родных, имеющих «по старшинству» право на вдову, относится и племянник, сын сестры покойного, старший сын племянника и т. д. до шестого поколения.[4]
5 Преступления и наказания. Процесс
Воровство. По общему правилу, воровство влекло за собой уплату штрафа, величина которого зависела от различных обстоятельств. Кто украдет годовалого поросенка, платит его стоимость и сверх того 3 солида; если угонит все стадо, уплатит (помимо стоимости и возмещения убытков) 62,5 солида; если же «там были еще свиньи и остались неукраденными» - 35 солидов. Кража в доме карается строже, чем кража вне дома; кража со взломом считается более опасной, чем кража простая. Кража, совершенная рабом, влечет за собой (помимо возмещения убытков и возвращения похищенного имущества) тяжелое телесное наказание(120 ударов плетью, кастрирование).
С феодализацией франкского общества, разграблением общинных земель, распадением самой общины и родовых связей воровство становится распространенным и опасным преступлением. Государство все решительнее ополчается против «разбойников и воров». Сын Хлодвига Хильдеберт постановляет: уличенный в разбое повинен смерти.
Другой из сыновей Хлодвига - Лотарь счел необходимым создать специальные полицейские отряды для борьбы с ворами и возложил на «сотни», т. е. местное население, обязанность преследовать воров, а в случае неудачи (или нежелания) - совместно возмещать ущерб, нанесенный воровством. Пойманный с поличным вор, как и его укрыватели, наказывались смертной казнью.[3]
Кровная месть. У всех народов земли с незапамятных времен существовал обычай кровной мести. Возникнув как средство самозащиты, кровная месть надолго переживает эпоху и условия, сделавшие ее необходимой. Ничто не доказывает так ярко, как кровная месть, что обычай, возникнув из определенных материальных условий, обладает такой степенью самостоятельности, что оказывается возможным передавать его в качестве священного завета многим будущим поколениям, живущим уже в других условиях.
Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже явным пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствованием оружия, с распадением старых родовых коллективов. Самосуд и государство находились в явном противоречии. Тем не менее правды хотя и ограничивают самосуд, но не исключают его для известных случаев.
Если преступник, говорится в Салической правде, настолько беден и настолько «безроден», что не может собрать денег для своего выкупа, «он должен уплатить своей жизнью». При всем том кровная месть запрещается для случаев, когда нет умысла, а значит, и вражды. Запрещается мстить за ранения, за причинение вреда или обиды.
Ограничивается и круг мстителей. Ими оказываются самые близкие к убитому — отец, сын, брат. Наступает ограничение кровной мести по времени. Исландские обычаи разрешали месть до ближайшего народного собрания, после того приносилась жалоба в суд. Наоборот, английские законы Эдмунда (939 - 946 гг.) отсрочивали месть на 12 месяцев, с тем чтобы унять страсти и дать возможность убийце собрать деньги для штрафа. Законник постановляет, что «если впредь кто-либо убьет человека, пусть он один несет на себе тяжесть мести».[5]
Как видим, там, где еще допускается кровная месть, имеются в виду главным образом два случая: убийство и неспособность выплатить денежный штраф. Для Салической правды характерен последний случай: всякое преступление может быть выкуплено штрафом.
Исключение из этого правила допускалось, конечно, для государственных преступлений и преступлений против церкви, о чем наглядно свидетельствует Саксонская правда, повелевающая казнить всякого умышляющего против жизни короля, всякого, кто убьет своего господина, кто украдет из церкви.
Судебные штрафы. Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Новая эпоха в системе наказаний открывается с накоплением богатств внутри рода, а затем и семьи. На смену кровной мести приходит штраф.
Информация о работе Контрольная работа по «История государства и права зарубежных стран»