Контрольная работа по «История государства и права зарубежных стран»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

«Варварскими правдами» называют обыкновенно ран­нефеодальные юридические кодификации германских наро­дов - записи их обычного права. Наиболее известны Саличе­ская правда (по точному наименованию «Салический закон» — Lex Salica), Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V - VI вв., Саксонская правда (803 г.).

Содержание

1. Источники раннефеодального права Западной Европы. 3 «Варварские правды».

2. Регулирование имущественных отношений. 4

3. Обязательства из договоров. 5

4. Брачно-семейные отношения. 6

5. Преступления и наказания. Процесс. 7

6. Источники и литература.

Работа содержит 1 файл

всеобщая история.doc

— 78.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине:          «История государства и права зарубежных стран»     

Вариант   7 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент__1__курса

заочного___отделения

Специальности:__ «Правоведение»___

Камашило Алексей Александрович

 

 

 

Проверил _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2010

ТЕМА: САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

 

ПЛАН

 

1.      Источники раннефеодального права Западной Европы.              3 «Варварские правды».

 

2.      Регулирование имущественных отношений.                                          4

 

3.      Обязательства из договоров.                                                                                     5

 

4.      Брачно-семейные отношения.                                                                       6

 

5.      Преступления и наказания. Процесс.                                                        7

 

6.      Источники и литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Источники раннефеодального права Западной Европы. «Варварские правды»

 

«Варварскими правдами» называют обыкновенно ран­нефеодальные юридические кодификации германских наро­дов -  записи их обычного права. Наиболее известны Саличе­ская правда (по точному наименованию «Салический закон» — Lex Salica), Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V - VI  вв., Саксонская   правда (803   г.).

К варварским правдам относят и те англосаксонские судебники, о которых говорилось выше, а также некоторые другие германские и кельтские юридические сборники, например ир­ландский, алеманский, баварский  и др.

В варварских правдах, естественно, немало общего. Все германские племена, решившиеся на запись своих обычаев, переживали переходный к феодализму период. Переход этот совершался, однако, отнюдь неодинаково как по времени, так и по своему характеру, и этот факт не мог не сказаться на со­держании правд.

Кроме того, одни правды были написаны раньше, другие позже. В одних мы находим богатый материал для суждений о старогерманском родоплеменном быте, в других преобла­дают нормы, фиксирующие процесс феодализации, медленный или,  напротив, бурный   и т. д.

Варварские правды написаны на обиходной латыни (за ис­ключением англосаксонских) и в некоторых отношениях (осо­бенно Бургундская и Вестготская) испытали на себе влияние римского права.

Правды, ранее составленные, оказали то или иное влияние на правды позднейшие: таково, например, влияние Саличе­ской правды на Рипуарскую. Изучая варварские правды, надо различать их древнейшую часть от позднейших наслоений и изменений.

Свидетельства правд не всегда ясны и почти всегда недо­статочно полны. По этой причине важное значение имеют и другие письменные источники: королевские законы, капиту­лярии, грамоты (формулы), фиксирующие разного рода гра­жданско-правовые сделки, хроники и анналы, т. е. летописи, и др.

Наше внимание мы сосредоточим преимущественно на Са­лической правде, самой древней. Временем ее возникновения принято считать конец V в. - период расселения франков на завоеванных землях.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Регулирование имущественных отношений

 

Земельные отношения. Юридические обычаи, зафиксиро­ванные в Салической правде, касаются главным образом жиз­ни и быта обыкновенной франкской деревни. Мы видим, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое но­вое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чу­жак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Но длинные ряды забо­ров окружают пахотные наделы. «Отгороженное место» не­прикосновенно, пока не убран урожай. Только после этого бу­дет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса.

Огороженная земля еще не стала частной собственностью. Против этого говорит следующее многозначительное правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок воз­вращается   общине   (и   та   передает   его  тому,   кто   в  нем   нуждается). Не случайно и то, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли.

Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно. Правда не знает, например, «кражи птиц». Она на­значает особые штрафы за кражу ястреба, петуха, курицы, го­лубя и т. д. Если говорится о краже свиней, то не иначе, как с характерным для них различением - молочный поросенок, годовалая свинья, кабан и т. д.[1]

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только сыну . Во всем этом не было намеренной дискриминации женщин. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом коро­ля Хильперика (561-584 гг.) устанавливалось, что при отсут­ствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат    или   сестра,    но   не   «соседи»,    как   это   было   раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Обязательства из договоров

 

За исключением земли все другие вещи могли быть предметом купли-продажи, мены и дарения. При­знавалась приобретательная давность, определяемая одного­дичным добросовестным владением.

Особой защитой пользуются займовые операции. При про­срочке платежа кредитор, сопровождаемый свидетелями, на­правляется к дому должника для оценки имущества, за чем следует «скорейшее принуждение согласно Салическому за­кону».

Договоры продажи,  мены,  отпущения   на волю,   равно как и завещания, находят отражение в документах, о чем свиде­тельствуют нередкие упоминания деловых бумаг из разного ро­да известных нам судебных процессах.

Оберегая возникающее частное хозяйство, Салическая правда устанавливает ответственность за потраву, вызванную нерадением пастуха и хозяина или бывшую результатом вражды и произвола: кто разберет чужую ограду и пустит скот на поле, если будет уличен (со свидетелями), уплатит постра­давшему убыток и сверх того 30 солидов штрафа (что соста­вляет по приблизительному расчету цену 15 быков). Вместе с тем пострадавшему запрещается самовольное уничтожение или калечение захваченного им чужого скота, сокрытие захва­та  и пр.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Брачно-семейные отношения

 

Брак и семья. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж при­обретал власть над женой. После его смерти власть переходи­ла к свекру,  поскольку выкупная плата давалась им.

Ко времени Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара. Они оставались в семье. Жена приносила приданое. Разводы, вначале допускаемые, были затем (по требованию церкви) за­прещены (капитулярием 744 г.). Похищение свободной девуш­ки каралось огромным штрафом.

Соответственно древним обычаям вдова, чтобы имущество оставалось в роде, должна была стать женой своего холостого деверя. Салическая правда уже не требует этого, но она обязывает постороннего жениха уплатить родным покойного мужа три солида и один денарий: «И если после этого (они) будут согласны, он может взять (вдову) замуж». К числу родных, имеющих «по старшинству» право на вдо­ву, относится и племянник, сын сестры покойного, старший сын   племянника   и т. д. до шестого поколения.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Преступления и наказания. Процесс

 

Воровство. По общему правилу, воровство влекло за собой уплату штрафа, величина которого зависела от различных об­стоятельств. Кто украдет годовалого поросенка, платит его стоимость и сверх того 3 солида; если угонит все стадо, уплатит (помимо стоимости и возмещения убытков) 62,5 соли­да; если же «там были еще свиньи и остались неукраденными» - 35 солидов. Кража в доме карается строже, чем кража вне дома; кража со взломом считается более опас­ной, чем кража простая. Кража, совершенная рабом, влечет за собой (помимо возмещения убытков и возвращения похищенного имущества) тяжелое телесное наказание(120 уда­ров плетью,  кастрирование).

С феодализацией франкского общества, разграблением об­щинных земель, распадением самой общины и родовых связей воровство становится распространенным и опасным престу­плением. Государство все решительнее ополчается против «разбойников и воров». Сын Хлодвига Хильдеберт постано­вляет: уличенный в разбое повинен смерти.

Другой из сыновей Хлодвига - Лотарь счел необходимым создать специальные полицейские отряды для борьбы с вора­ми и возложил на «сотни», т. е. местное население, обязан­ность преследовать воров, а в случае неудачи (или нежела­ния) - совместно возмещать ущерб, нанесенный воровством. Пойманный с поличным вор, как и его укрыватели, наказыва­лись смертной казнью.[3]

Кровная месть. У всех народов земли с незапамятных вре­мен существовал обычай кровной мести. Возникнув как средство самозащиты, кровная месть надолго переживает эпоху и условия, сделавшие ее необходимой. Ничто не доказывает так ярко, как кровная месть, что обычай, возникнув из опреде­ленных материальных условий, обладает такой степенью самостоятельности, что оказывается возможным передавать его в качестве священного завета многим будущим поколе­ниям, живущим уже в других условиях.

Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже явным пережитком. Она стала осо­бенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствова­нием оружия, с распадением старых родовых коллективов. Самосуд и государство находились в явном противоречии. Тем не менее правды хотя и ограничивают самосуд, но не исклю­чают его для   известных случаев.

Если преступник, говорится в Салической правде, настоль­ко беден и настолько «безроден», что не может собрать денег для своего выкупа, «он должен уплатить своей жизнью». При всем том кровная месть запрещается для случаев, когда нет умысла, а значит, и вражды. Запрещается мстить за ране­ния, за причинение вреда или обиды.

Ограничивается и круг мстителей. Ими оказываются самые близкие к убитому — отец, сын, брат. Наступает ограничение кровной мести по времени. Исландские обычаи разрешали месть до ближайшего народного собрания, после того при­носилась жалоба в суд. Наоборот, английские законы Эдмунда (939 - 946 гг.) отсрочивали месть на 12 месяцев, с тем чтобы унять страсти и дать возможность убийце собрать деньги для штрафа. Законник постановляет, что «если впредь кто-либо убьет человека, пусть он один несет на себе тяжесть ме­сти».[5]

Как видим, там, где еще допускается кровная месть, имеют­ся в виду главным образом два случая: убийство и неспособ­ность выплатить денежный штраф. Для Салической правды характерен последний случай: всякое преступление может быть выкуплено штрафом.

Исключение из этого правила допускалось, конечно, для го­сударственных преступлений и преступлений против церкви, о чем наглядно свидетельствует Саксонская правда, повелеваю­щая казнить всякого умышляющего против жизни короля, вся­кого, кто убьет своего господина, кто украдет из церкви.

Судебные штрафы. Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Новая эпоха в системе наказаний открывается с накоплением богатств внутри рода, а затем и семьи. На смену кровной мести  приходит штраф.

Информация о работе Контрольная работа по «История государства и права зарубежных стран»