Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Задача 1. В одном из питейных заведений Вавилона произошла пьяная драка между Мар-Амурримом и Имчур-Даму. Силач Мар-Амуррим помимо многочисленных ушибов и ссадин, нанесенных противнику, умудрился к тому же выколоть несчастному правый глаз и сломать левую руку. Досталось и Курди-Иштару, пытавшемуся унять буяна: он лишился почти всех зубов. Утром потерпевшие обратились в суд. Как должно разрешиться дело?

Работа содержит 1 файл

Контрольная - ИГПЗС.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

    Салическая  правда представляла собой не свод законов Франкского королевства, а  судебник, предназначенный для непосредственного  практического применения. Записи конкретных судебных случаев (казусов), решения  по которым в силу многократной повторяемости  в течение длительного времени  стали основополагающими образцами  для последующей судебной практики. Они касаются главным образом  жизни и быта обыкновенной франкской  деревни, дающее представление о  социальной структуре народа, его  правовых воззрениях. Заметно то, как  неохотно и даже враждебно встречают  общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и  чужак должен покинуть селение. Нераспаханные  пустоши, леса и выгоны принадлежат  всем сообща.

    Судебному контролю подлежали прежде всего преступления, причиненные личности или имуществу свободных франков и совершенные в большинстве своем людьми, равными им по правовому статусу. Значительное внимание уделено также обязательствам, возникающим в сфере имущественных и наследственных прав; подробно регламентированы взаимные права и обязанности субъектов брачно-семейных отношений. Многие статьи судебника касаются порядка организации судопроизводства и осуществления правосудия.

    Салическая  правда относилась к тому периоду  развития франкского общества, когда  элементы родоплеменной организации  еще не были изжиты, а институты  частной собственности не утвердились  повсеместно и окончательно.

    Для  Салической правды характерно также  подробное описание различных публичных  процедур и ритуальных действий. Нарушение  требований, относящихся к детально разработанной процедуре, с произнесением  определенных слов, с использованием предметов-символов (горсть земли, ветка  дерева) могло свести на нет действие самой нормы права. В условиях почти полной неграмотности подавляющего большинства населения публичность и ритуальность процессуальных действий были единственными гарантиями соблюдения правовой нормы как самими участниками процесса, так и его очевидцами.

    Основным  занятием франков в VI в. являлось земледелие, активно развивалось скотоводство. Понятия собственности Салическая правда еще не знала, движимое имущество подразделялось на «свое» (suus) и «чужое» (alienus). При этом «свои» движимые вещи уже могли отчуждаться совершенно свободно и должно быть прочно защищено от преступных посягательств. Большинство норм посвящено тщательной регламентации краж крупного и мелкого скота, домашней птицы, пчел, транспортных средств и т. п. Поскольку скот рассматривался в качестве некоего мерила богатства и благосостояния, стоимость головы скота могла служить эквивалентом при денежных расчетах.

    Наиболее  важным, вечным и неуничтожимым объектом собственности являлась земля. Основная масса земли в завоеванной  Галлии принадлежала свободным франкским  крестьянам, объединенным в общины. Касаясь поземельных отношений, Салическая правда проводила различие между объектами землевладения  и землепользования.

    Приусадебные  участки уже полностью перешли  в частную собственность отдельных  семей - больших (патриархальных), обычно включавших близких родственников  трех поколений, или малых (индивидуальных), представленных супружеской парой  с детьми. Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение5. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Сурово наказывалась не только кража домашнего имущества, но и сам факт проникновения на территорию усадьбы (виллы), а также разрушение или уничтожение изгороди. Если же совершено разбойное нападение с уничтожением собак и увозом имущества, виновный выплачивал штраф, равный вергельду за убийство свободного человека - 200 солидов (один солид примерно равен одному быку).

    Община  сохраняла собственность на землю, но пахотные участки, распределяемые по жребию, находились во владении отдельных  семей, и практикуемые ранее их переделы уже не производились. Нарушение  границ пахотного надела каралось штрафом, равно как и проезд по нему без  согласия хозяина (3 солида). Строже наказывалась запашка чужого поля (15 солидов), очень серьезно - его самовольный засев (45 солидов). Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось преступлением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.

    Община  сохраняла ряд прав на пахотные наделы, уже перешедшие в индивидуальное владение. Об этом свидетельствует  «система открытых полей», особенно широко распространенная на севере страны: когда  урожай был собран, все изгороди снимались, и пахотные наделы превращались в общее пастбище. На все время  от уборки до новых всходов поля были открыты для свободного по ним  проезда. Такой же правовой режим  был установлен и для луговых  наделов после сенокоса, и для  земель, находившихся под паром. В  целом, «система открытых полей» была связана с чересполосицей и принудительным севооборотом для всех членов общины.

    О купле-продаже пахотной земли в  Салической правде не упоминалось ни разу. Институт наследования земли  находился в стадии становления. Согласно статьям LIX главы Салической правды («Об аллодах») землю могли наследовать только прямые наследники по мужской линии - стремление сохранить земельную собственность в рамках данного рода. Если прямых мужских наследников не оказывалось, земля оставалась в роду наследодателя, тогда как движимое имущество могли наследовать и дочери.

    Земли, не входившие в приусадебное хозяйство (леса, не поделенные луга, дороги, пустоши, болота), еще сохранялись в общем  владении, и каждый член общины имел равную долю в пользовании этими  угодьями.

    Традиции  общинного землевладения зафиксированы  и теми статьями Салической правды (глава XLV «О переселенцах»6), которые запрещали чужаку переселяться на территорию общины, если хотя бы один общинник воспротивится этому. Если пришелец все же поселялся на территории общины самовольно, протестующий мог добиться его изгнания в судебном порядке. Характерно, что граф, исполняющий решение общинного суда о выселении «чужака», должен был являться не в дом переселенца, а на тот участок общинной земли, который был им обработан. Существовали, однако, и изъятия из этого правила.

    Если  в течение одного года и одного дня чужак фактически проживал в  общине при молчаливом согласии его  членов, то по истечении этого срока  в силу действия института приобретательной давности земельное владение чужака получало правовую защиту. Кроме того, община не могла воспрепятствовать переселению тех чужаков, которые предъявляли разрешительную грамоту, выданную королем, протестующий против такого переселения наказывался штрафом в 200 солидов.

    Органом общественного самоуправления во франкской  общине было собрание всех ее членов, обычно проводимое под открытым небом. На собрании решались вопросы землепользования, рассматривались жалобы, вершился суд. Выборным главой общины являлся староста. Общинники считались равноправными  и могли рассчитывать на защиту и  взаимопомощь со стороны остальных  членов общины.

    Личность  не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью  к роду, общине, большой семье. Вне  этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых  тяжких наказаний, предусмотренных  Салической правдой. Даже ответственность  за то или иное правонарушение возлагалась  не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал.

    Для решения задачи необходимо обратиться к  главе ХLV Салической правды «О переселенцах» и Капитулярию VII о  XLVII главе «О том, кто займет чужую виллу».

    Салическая правда не были единственным источником раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей. Многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.  В ряде случаев один и тот же термин имеет разное содержание: например, термин «вилла» где означает деревню, а где – дом общинника7

    Таким образом, по Салической правде Вальтрам имеет право на результаты своего труда (построенный им дом и засеянное поле - урожай). Но дополняющий правду капитулярий VII о XLVII главе гласит «…никто не может годами пользоваться или владеть чужою виллою, или  чужим  имуществом  по  причине  переселения»8 и вызванный на суд Вальтрам должен вернуть имущество истцу (общине) или, если сможет, доказать свое право на него по закону.   

    Задача 3. Сравнительная характеристика англосаксонской и континентальной систем буржуазного права.

    Существуют  разные принципы деления систем права. Рассматривая в историческом плане  развитие буржуазных революций, их завершенность (как во Франции) и незавершенность (как в Англии) в совокупности с другими причинами можно увидеть их влияние на формирование и эволюцию правовой базы в этих странах, возникновение различий в базовых концепциях правотворчества и правового регулирования. Благодаря тому значению, какое имели Англия и Франция, эти системы приняли международный характер. Данные правовые системы можно рассматривать как модели права и на их основе классифицировать правовые системы буржуазных стран.

    Стало возможным говорить о двух мировых  системах буржуазного права:

    - континентальной - в основе правовая система французского буржуазного права (Бельгия, Германия, Италия, Египте, Испания);

    - англосаксонской - в основе правовая система английского буржуазного права (США, Австрия, Канада, Индия).

    Континентальная (романо-германская) форма буржуазного права ведет начало своего формирования с конца XI века. В это время в университетах Италии, Германии, Франции активно изучается Свод законов императора Юстиниана. Феодальная Европа перенимает и приспосабливает к своим нуждам римское право.

    Основой континентальной системы права  стало римское право, которое отличает высокий уровень юридической техники, глубокая теоретическая проработка основных правовых институтов, их абстрактный характер, точность формулировок, четкость выводов. Кроме того, римское право полностью соответствовало потребностям товарного производства раннефеодальной Европы.  В римском праве тщательно и глубоко были разработаны два основных института - неограниченной индивидуальной частной собственности и институт договора. По словам Энгельса: "Римское право есть законченное право простого товарного производства..."9. Именно юридическая завершенность римской правовой системы сделало ее основой для складывающейся правовой системы континентальной Европы. 

    В отличие от континентальных государств формирование англосаксонской системы права не связано с нормами римского права. Причин этого было несколько - островное положение Англии, ее относительная ограниченность от континента, изолированность; развитие буржуазной революции по пути постоянного компромисса со старыми формами государства и права, ее непоследовательность и незавершенность, сохранение пережитков в правовой системе.

          Эти причины привели  к тому, что в Англии соблюдались  исторические традиции, обычаи, не была проведена коренная реорганизация  правовой системы, как это происходило  в странах континентальной Европы.

    До  нормандского завоевания основой правовой системы в Англии было местное обычное право. Влияние римского права незначительно.

    В XII-XIII веках при формировании сильной центральной власти требуется расширение компетенции королевских судов, и создание общей для государства правовой системы. Возникает «общее право». После реформ Генриха II создан институт разъездных судей, которые объезжали графства и применяли в судопроизводстве нормы местных обычаев, или их толкование. После  этого  судебная практика обобщалась, издавались «ежегодники» и «свитки тяжб», которые уже использовались в качестве прецедента для последующих судебных решений.

    В XIV-XV веках происходят крупные изменения  в экономике Англии. Общее право, основанное на обычаях, вследствие своей неразвитости, ограниченности и формализма уже не пригодно для регулирования новых отношений товарного производства. Лицо, не получившее удовлетворение своих исков по общему праву, обращалось к лорду-канцлеру для решения своих проблем, который руководствуясь принципом «справедливости для данного случая» мог отступать от предписаний существующего судебного прецедента. Так возникает «право справедливости», которое закрепляет новые отношения торгового оборота. Решения суда канцлера принимают силу прецедента и регулярно публикуются. В 1877 году актом парламента происходит слияние судов общего права и судов справедливости.

    Важное  значение имеет и «статутное право». Статусы не представляют собой систему и регулируют узкий круг общественных отношений, формулируются недостаточно конкретно, содержат нечеткие формулировки, что дает дополнительную возможность к судебному толкованию статутов и появлению прецедентов. В начале XIX века издаются сборники статутов и появляются попытки создания первых кодифицированных актов.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"