Конституция РФ основной закон страны

Автор: n*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 07:43, контрольная работа

Описание работы

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.
Конституция Российской Федерации отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных правовых актов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки Конституции 4
2. Сущность Конституции 8
3. Юридические свойства Конституции 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Конституции РФ, как основной закон.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

    3. Юридические свойства  Конституции 

      Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

  • в верховенстве конституции
  • в стабильности
  • в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права
  • в реальности
  • в народности
  • в легитимности

      Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

      Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.

      Одним из юридических свойств конституции  является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).6

      За  соблюдение конституционных предписаний  и обеспечение соответствия Конституции  РФ федеральных конституционных  законов, законодательных актов  субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

      Важным  юридическим свойством конституции  является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

      Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

      Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.7

      Именно  Конституция определяет сам процесс  правотворчества – устанавливает, какие нормативные  акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

      Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции обеспечивает наилучшие  условия для формирования демократического правового государства, упрочения  режима законности и правопорядка.

      Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

      Как одно из юридических свойств конституций  реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.8

      Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

      Думается, можно говорить и еще об одной  предпосылке реальности конституции - социально-психологической. У граждан  надо воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.

      Народность, эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.

      Во-первых, именно сам народ создает объективные  предпосылки появления новых  конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат  деятельности народа.9

      Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения, то, что изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система. Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития РФ.

      Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ  может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.10

      При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.

      Зато  для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).

      Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции. 
     

    Заключение 

    Итак, действующая Конституция Российской Федерации не восприняла постулата  о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 года заложены другие начала не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

    Неприменима к Конституции Российской Федерации 1993 года и трактовка конституции  как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

    Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

    Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

    Таким образом, действующая Конституция  Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правовою государства, воплощением воли многонационального Российского народа, выраженной путем всенародною голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод. 

    Список  использованной литературы 

  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Баглай В. К. Конституционное право России. –М.: Норма, 1996.
  3. Конституционное право. Учебник./ Под ред. Лазарева В.В. -М.: Юристъ, 2004.
  4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 1999.
  5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 2002.
  6. Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.
  7. Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

Информация о работе Конституция РФ основной закон страны