Автор: n*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 07:43, контрольная работа
В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.
Конституция Российской Федерации отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных правовых актов.
Введение 3
1. Понятие и признаки Конституции 4
2. Сущность Конституции 8
3. Юридические свойства Конституции 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Оглавление:
Введение 3
1. Понятие и признаки Конституции 4
2. Сущность Конституции 8
3. Юридические свойства Конституции 11
Заключение 16
Список
использованной литературы 17
Введение
Тема данной контрольной работы является следующей: “Конституция Российской Федерации – Основной Закон страны”.
О важности предмета рассмотрения данной контрольной работы можно сказать следующее:
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания.
Ученые анализируют понятие и сущность конституции, предпосылки, способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.
В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.
Конституция
Российской Федерации отражает общие,
родовые черты, присущие природе этого
вида нормативных правовых актов.
1.
Понятие и признаки
Конституции
Конституцию как нормативный Правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.1
Рассмотрим эти черты.
1.
Конституция в современном
Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.
Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж.Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года. Так, в преамбуле Конституции 1978 года было записано:
«Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики ... принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течение шести месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 года.
В Конституции Российской Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражена рассматриваемая черта. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации ... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает к ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 года, Конституция Российской Федерации 1993 года.
Именно на признании учредительной природы конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.
В зарубежной науке конституционного права концепция, п соответствии с которой проводится различие между учредительной властью и властью учрежденной, представлена достаточно широко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой конституции. В ее преамбуле сказано: «...Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон»2.
Учредительная
природа конституции
Разумеется, из этого следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.
На процесс выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.
3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т. e. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное
воздействие отличается всеохватывающим
характером, чего не имеет никакой другой
нормативный правовой акт. Конституция
затрагивает все сферы жизни общества
— политическую, экономическую, социальную,
духовную и другие, регулируя в этих сферах
базовые, фундаментальные основы общественных
отношений.
2.
Сущность Конституции
Если понятие конституции определяет те общие черты которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением во проса о том чью волю конституция выражает. Сущность конституции как и любого явления во многом прояснятся если проанализировать как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя. Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции. Идея писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта. Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши. Происхождение самого термина «конституция» (что означает — учреждаю, устанавливаю) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота «rem publicam constituire», которым начинались акты римских императоров. Наряду с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «основной закон» (lex fun-damentales)3.
Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования - Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.). Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция Российской Федерации 1993 года устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова «Основной Закон» как ставшие излишними. По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума4. Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа5. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта. Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и скрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская
теория, которая являлась теоретической
основой советской государственно-правовой
науки, усматривала сущность конституции
в том, что она выражает полю не всего общества,
не всего народа, а только волю господствующего
класса, т.е. является классовой по своей
сущности. Такое представление о сущности
конституции доказало свою историческую
несостоятельность. Из него с необходимостью
вытекала правомерность насилия, подавления,
репрессий, массового уничтожения людей,
неограниченного нарушения прав человека
и гражданина, полного огосударствления
общества.