Конституция 1918 года. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы заключается в том, что данным документом впервые были определены основы устройства общества на конституционном уровне. Она полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, заменив государственные институты и структуры новыми. Она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.
В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма

Работа содержит 1 файл

контр иогип.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Местные Советы обладали широкими правами в области руководства  вооруженными силами. Одним из принципов  организации Красной Гвардии  был производственный, или, точнее, производственно-территориальный. На предприятиях создавались дружины, подчиняющиеся фабрично-заводскому комитету и районному штабу Красной Гвардии, который находился в ведении районного Совета.

Образование Красной  Армии повлекло за собой установление некоторой централизации военного управления11.

С февраля 1918 г., когда  земельные комитеты, действовавшие  до этого самостоятельно, были преобразованы  в земельные отделы Советов, местные  Советы сосредоточили в своих  руках все руководство земельными отношениями на соответствующей территории. Серьезное место в деятельности Советов занимали вопросы организации колхозов, преимущественно коммун, их регистрация, финансовая и материальная помощь им и т.п.12

Судебные отделы руководили не только судами, но и местами заключения.

Организации Советской  власти на местах посвящена в Конституции часть "Б" третьего раздела, включающая в себя три главы (десятую, одиннадцатую, двенадцатую). 

Предусматривается порядок  формирования этих органов, вытекающий из многостепенной системы выборов. Установлен и их количественный состав. Число делегатов на областном съезде Советов не должно превышать 500 человек, на губернском (окружном) и уездном (районном) - 300.

Закон устанавливает  периодичность созыва съездов. Этот вопрос вызвал споры при обсуждении проекта в Конституционной комиссии ВЦИК. Когда было решено, что съезды Советов будут разовыми органами, то сразу стало важным, как часто они будут созываться. Проблема эта выглядела отнюдь не только как техническая13.

Исполнительными органами всех съездов Советов являлись исполкомы. Они избирались соответствующими съездами и были всецело ответственны перед ними. Закон устанавливает предельное количество членов исполкома: не свыше 25 для областных и губернских, не свыше 20 для уездных, не свыше 10 для волостных.

Конституция дает исполнительным комитетам среднего звена широкие права. Закон по существу приравнивает их статус к статусу съездов в промежутках между последними.

Низовое звено советской  системы составляли Советы депутатов, образуемые в городах и селениях.

Под селениями закон  понимает не только поселения сельского  типа (деревни, села, станицы и т.п.), но и небольшие города (с населением менее 10 000 человек).

Конституция устанавливает количественный состав Советов, причем в отличие от съездов предусматривается и нижний предел: в городах от 50 до 1000 человек, в селениях - от 3 до 50.

Срок полномочий депутатов, а следовательно, и Совета небольшой - три месяца.

Исполнительными органами Советов являются также исполкомы. Но их положение отлично от волостных, уездных и прочих исполнительных комитетов среднего звена. Исполкомы  Советов избираются ими "для текущей  работы". Властными полномочиями они не обладают.

Исполкомы по Конституции - единственный исполнительно-распорядительный орган. При Советах и исполкомах среднего звена организуются отделы во главе с заведующими для руководства отраслями и сферами управления.

Прежде всего на основе принципа демократического централизма  говорится об обязанности местных  органов проводить в жизнь  все постановления высших органов  Советской власти. Далее указывается  на право и обязанность принимать все меры к поднятию культурного и хозяйственного уровня соответствующей административно-территориальной единицы.

Закон дает право местным  органам разрешать вообще все  вопросы, имеющие чисто местное  значение14.

Характерной чертой Советского государства явилось единство системы органов власти и управления. От сельсовета и волостного съезда Советов до Всероссийского съезда Советов все звенья государственного аппарата представляют собой однородную, взаимосвязанную, соподчиненную систему органов.

Все советские органы снизу доверху являются выборными, при этом нижестоящие избирают вышестоящие. Все советские органы подотчетны избирателям. В то же время вышестоящие органы руководят нижестоящими, воля первых имеет приоритет перед волей вторых.

Деятельности советских государственных органов был свойствен и принцип законности. В правотворческой сфере он выражается в том, что каждый орган издает нормативные и иные акты в пределах установленной для него компетенции. Наконец, на государственный орган возлагается правоохранительная функция. В этом случае он добивается соблюдения законов другими органами и всеми гражданами.

Принципы организации  органов власти и управления, зафиксированные  в первой Советской Конституции, сохранились в течение всего переходного от капитализма к социализму периода, а в наиболее общей форме и на всю советскую эпоху15

Заключение

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в  создании правовой базы для последующего законотворчества. Она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

В соответствии с Основным законом высшей властью в республике являлся Всероссийский съезд  Советов, в период между съездами – Центральный исполнительный комитет в составе 200 человек, который, в свою очередь, избирал правительство – СНК.

Конституционные права, закрепляемые документом, носили ярко выраженный классовый характер и  предоставлялись только трудящимся.

В качестве социальной основы советской власти Конституцией провозглашалась диктатура пролетариата. Политическую основу составила система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Активным избирательным  правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Систему высших органов  власти и управления составили всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, его Президиум, Совет Народных Комиссаров РСФСР, народные комиссариаты Российской Федерации. Они возникли на развалинах прежних высших органов власти и управления.

Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. 

Список литературы

1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007

2. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003

 

1 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007.- С.579

2 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007.- С.579

3 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007.- С.581

4 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003.- С.287

5 Там же, С.309

6 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003.- С.319

7 Там же, С.348

8 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003.- С.358-361

9 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003.- С.366-367

10 Там же, С.373

11 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003.- С.381-389

12 Там же, С.399-400

13 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003.- С.401.415

14 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года (изд. 2-е, перераб.): "Зерцало-М", 2003.- С.417-419

15 Там же, С.420




Информация о работе Конституция 1918 года. Общая характеристика