Конституционный Суд в РФ - судебный орган конституционного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля.
Поставленная цель решается посредством следующих задач: изучением структуры и компетенции Конституционного Суда РФ, рассмотрением места Конституционного Суда РФ в механизме государственной власти, определением правовых норм, которые будут способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Конституционный суд РФ: общие положения деятельности.………5
§1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ…………………..5
§2 Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат КС РФ …10
Глава II Деятельность Конституционного суда ……………………………..16
§1 Функции Конституционного суда…………………………………………16
§2 Компетенция Конституционного Суда…………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая кпрф.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

§2 Компетенция Конституционного Суда

Полномочия Конституционного Суда устанавливаются Конституцией (ст. 125; 100, ч.3; 104, ч.1), а также согласно ее ст. 128 (ч.3) федеральными конституционными законами - главным образом Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»[25]. Статья 3 (п. 7 части первой) этого Закона предусматривает, что Конституционный Суд может осуществлять также полномочия (права), предоставляемые Федеративным и иными внутрифедеральными договорами, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.                                                                                                  Компетенция Конституционного Суда определяется посредством закрепления, во-первых, видов правовых актов, подлежащих проверке и официальному толкованию, а также перечня государственных органов, споры о компетенции между которыми он правомочен разрешать; во-вторых, круга правомочных субъектов обращения в Конституционный Суд.                            К компетенции Конституционного Суда относится прежде всего проверка конституционности[26]:                                                                                                                а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;              б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов;                                                                                                                                                                        в) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов; договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;                                                                                                                                                                        г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции).                                                                                                  К компетенции Конституционного Суда относится также проверка конституционности не утративших силу законов СССР и РСФСР, но только по содержанию норм, что вытекает из положений части второй ст. 86 Закона о Конституционном Суде.                                                                                                                              По указанным делам осуществляется абстрактный нормоконтроль, т.е. вне связи с применением указанных актов в конкретных судебных и иных делах. Правом обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этой категории нормативных актов и договоров Конституция наделяет Президента, Совет Федерации, Государственную Думу, одну пятую членов Совета Федерации (36 членов) или депутатов Государственной Думы (90 депутатов), Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.[27]                                          Конституционный Суд правомочен разрешать споры о компетенции:              а) между федеральными органами государственной власти;                            б) между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Федерации (ч. 3 ст. 125 Конституции).                                                                                                                              При этом Конституционный Суд не рассматривает споры имущественного характера, споры о подведомственности дела судам и о подсудности, т.е. споры между судебными органами[28].                                                        По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции), т.е. осуществляет конкретный нормоконтроль. При этом по конституционным жалобам согласно ч. 4 ст. 125 Конституции, в отличие от рассмотрения запросов на основе ч. 2 (п. «б») этой статьи, Конституционный Суд исходя также из ст. 3 (п. 3 части первой), 96 и 97 Закона о нем правомочен проверять конституционность законов, изданных не только по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов, но и законов, изданных по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Федерации. С конституционной жалобой вправе обращаться российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также объединения граждан. Право обращаться в Конституционный Суд по вопросу о нарушении законом конституционных прав и свобод граждан в связи с конкретным делом предоставлено Генеральному прокурору (ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации») и Уполномоченному по правам человека (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).[29]                                                                                                   Конституционный Суд правомочен давать толкование Конституции Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Федерации (ч. 5 ст. 125 Конституции).               По запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 7 ст. 125 Конституции)[30].                                          Конституционный Суд правомочен обращаться с посланиями к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 100), обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции), правом проверять по запросу Президента до назначения референдума в связи с его подготовкой соблюдение требований, предусмотренных Конституцией (ст. 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).                                                                      ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает пределы проверки по жалобе гражданина соответствия Конституции РФ закона, нарушающего права и свободы индивида. Объем проверки связан не только с оценкой содержания законодательных норм, но может касаться и установления конституционности закона по его форме, порядку принятия, подписания, опубликования и т.д. Ограничение же пределов проверки касается лишь законов, принятых до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Их конституционность проверяется только по содержанию норм.                                                                                                                                            За последнее время Конституционный Суд рассмотрел ряд таких дел по жалобам граждан и запросам судов и принял постановления.

В случае вынесения подобных решений дело гражданина должно быть обязательно пересмотрено в правоприменительном органе, поскольку решение Конституционного Суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Копия решения Конституционного Суда направляется в органы, конституционность действий которых оспаривается. Решения правоприменительных органов отменяются либо в части, противоречащей Конституции, либо полностью, что дает возможность восстановить право гражданина.[31]                                                                                                                                                          Таким образом, признание положений законов, примененных в конкретных делах, не соответствующими Конституции РФ имеет ряд правовых последствий. Анализ статей ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позволяет сделать следующие выводы.                                          Во-первых, эти положения утрачивают юридическую силу с момента провозглашения решения Конституционного Суда.                                                                      Во-вторых, подобные решения являются основанием для отмены в установленном порядке положения других нормативных актов, например Правительства РФ, ведомственных приказов и инструкций, основанных на признанном неконституционном положении закона либо воспроизводящих его или содержащих такие положения.                                                                                                  Таким образом, признание нормативных предписаний противоречащими Конституции должно приводить к отмене других норм, основанных на неконституционных либо воспроизводящих эти нормы или содержащих положения, аналогичные уже признанным неконституционными[32].                                                                                                                              В-третьих, дело гражданина, в котором был применен признанный неконституционным закон, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Этот же орган должен возместить судебные расходы, которые понес гражданин, обратившийся в Конституционный Суд.                            В-четвертых, касающиеся других граждан решения правоприменительных органов, основанные на признанных неконституционными положениях законов, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.              В-пятых, решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не нуждаются в подтверждении другими органами и должностными лицами.                                                                                                                                                                        В-шестых, если признание положений закона неконституционными создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция РФ.                                                                                                                                            Защита конституционных прав граждан, осуществляемая Конституционным Судом РФ, происходит не только при рассмотрении жалоб граждан. Однако сейчас возрастает авторитет института конституционной жалобы, которая выступает в качестве действенной гарантии защиты прав и свобод личности, закрепленных в Конституции России, а разрешение таких жалоб Конституционным Судом становится одним из главных направлений в деятельности этого органа. Именно индивидуальная жалоба, а точнее, сама возможность обращения в специально созданный для защиты конституционных прав орган значительно поднимает уровень защищенности таких прав[33].                                                                      Таким образом, компетенция Конституционного Суда достаточно широка и осуществляемый им судебный конституционный контроль распространяется на результаты нормотворческой и договорно-правовой деятельности всех высших звеньев законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, на споры о компетенции между ними, и только он наделен в государстве правом толкования федеральной Конституции, имеющим общеобязательное значение.              Имеются пути обеспечения стабильности и в то же время динамизма в воздействии Конституции на общественное развитие: конкретизация конституционных положений в законодательстве, наполнение их реальным содержанием правоприменительной практикой, устранение противоречий и неясностей норм Конституции посредством толкования Конституции Конституционным Судом и выявления им конституционно-правового смысла законов, иных нормативных актов, что призвано обеспечить единообразное понимание и отражение конституционных положений в законодательной и правоприменительной деятельности.                                                                      Конституционный Суд своей деятельностью, принимаемыми решениями осуществляет правовую защиту Конституции, обеспечивает ее верховенство и прямое действие, баланс и ограничение властей, защиту прав и свобод граждан, упрочение единства конституционно-правового пространства в Федерации. Именно в решениях Конституционного Суда, выраженных в них правовых позициях, воплощаются результаты его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе нам, чтобы достигнуть основной цели –изучить судебный орган Конституционный Суд Российской – необходимо было решить следующие задачи: изучить структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ, рассмотреть место Конституционного Суда РФ в механизме государственной власти, определить правовые нормы, которые будут способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда.                                                                                                                                                                                      В завершении  настоящего исследования можно сделать следующие выводы:                                                                                                                                            Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить неконституционный закон или иное правовое положение.                                          Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.                                                                                                  Важность задач, стоящих перед Конституционным Судом, подчеркивается тем, что в качестве представителя сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов. Закон считает их достаточно подготовленными для столь важной миссии. Учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля, как с содержательной, так и процессуальной точек зрения, признание за адвокатами высокопрофессиональных качеств имеет большое значение для усиления роли адвокатуры в защите прав и свобод граждан.                                                        Написание данной курсовой работы - это важный шаг в изучении российского права и права в целом. Знания, полученные при исследовании трудов ведущих правоведов, а также возможность формирования собственных точек зрения по поставленным вопросам имеют огромное значение и в настоящей учебной деятельности, и в последующей профессиональной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:
           Нормативно-правовые акты и официальные документы.

1.      Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011.-64с.

2.      Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 08 ноября 2010г.      № 45 ст. 5742

3.      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» //Российская газета от 29 декабря 2009 г. № 252 

4.      Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Парламентская газета от 9 июня 2004 г. № 104.

5.      Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I (ред. от 8.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 3 января 2011 г. № 1 ст. 16

6.      Указ Президента РФ от 20 марта 1996 г. № 401 (ред. 17.06.2002) «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета от 22 июня 2002 г. № 111

7.      Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 "О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации" //  Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2007г. №53 ст. 6547

8.      Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1741 "Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации"  // Собрание законодательства Российской Федерации  от  31 декабря 2007 г. №53 ст. 6548

9.      Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 257 "О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве"  // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 мая 2005 г. N 18 ст. 1684

10. Регламент Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. №2-1/6 (ред. от 24.01.2011) // Вестник Конституционного Суда РФ №1, 2011 г.

11. Решение Конституционного Суда РФ от 24 января 2011 г. «О внесении изменений в Регламент Конституционного Суда РФ» // «Вестник Конституционного Суда РФ», №1, 2011

Учебники, монографии, статьи в периодических изданиях.

 

  1. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы – М. Инс-т права и публ. Политики, 2009, С. 160

Информация о работе Конституционный Суд в РФ - судебный орган конституционного контроля