Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля.
Поставленная цель решается посредством следующих задач: изучением структуры и компетенции Конституционного Суда РФ, рассмотрением места Конституционного Суда РФ в механизме государственной власти, определением правовых норм, которые будут способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Конституционный суд РФ: общие положения деятельности.………5
§1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ…………………..5
§2 Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат КС РФ …10
Глава II Деятельность Конституционного суда ……………………………..16
§1 Функции Конституционного суда…………………………………………16
§2 Компетенция Конституционного Суда…………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Юридический факультет
Кафедра конституционного, международного права и политологии
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему: «Конституционный Суд в РФ - судебный орган конституционного контроля»
студентки 2 курса дневного отделения,
группы “Б” (бюджет)
Рыбаковой Анны Валентиновны
Проверил: доцент Морина Л.Г.
Дата сдачи:______________
Дата проверки:___________
Оценка:________________
Вологда 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Конституционный суд РФ: общие положения деятельности.………5
§1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ…………………..5
§2 Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат КС РФ …10
Глава II Деятельность Конституционного суда ……………………………..16
§1 Функции Конституционного суда…………………………………………16
§2 Компетенция Конституционного Суда…………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………36
Поставленная цель решается посредством следующих задач: изучением структуры и компетенции Конституционного Суда РФ, рассмотрением места Конституционного Суда РФ в механизме государственной власти, определением правовых норм, которые будут способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда. В процессе работы над исследованием нами были использованы следующие методы: наблюдение, обобщение, анализ, сравнительно – правовой, формально – юридический, системно – структурный. Степень научной разработанности темы состоит в том, что в качестве информационной базы курсовой работы были использованы различные учебные пособия таких авторов как Баглай М.В., Боголюбов С.А., Кутафин О.Е., Мархгейм М. В., Смоленский М. Б. и других ученых – правоведов, публикации ведущих юристов в различных периодических изданиях, таких как журналы «Российская юстиция», «Государство и право», «Российское право» и др., кроме того, важнейшие законодательные акты и официальные документы. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих каждая по два параграфа, заключения и библиографии. Каждая часть работы отражает важные аспекты выбранной темы.
Глава I. Конституционный суд РФ: структура, общие положения деятельности.
§1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционном законом о КС РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией; подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция, в соответствии с ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время, согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17); эти принципы и нормы, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ[1] не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Как видно, количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Данное положение комментируемой статьи практически никак не соотносится с другим ее положением, согласно которому Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей Конституционного Суда РФ. Получается, что решения Конституционного Суда правомочны, если на заседании присутствует не менее 15 судей. Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Данное положение закона, по сути, означает, что процесс формирования состава судей Конституционного Суда РФ полностью зависит от законодательной и исполнительной власти. Хотя, Президента РФ, исходя из его полномочий, трудно отнести исключительно к исполнительной власти в РФ. Кандидатуры всех судей Конституционного Суда РФ выдвигает Президент РФ (законодательный орган власти), утверждает их в должности Совет Федерации РФ, который может и не согласиться с предложенной ему Президентом РФ кандидатурой и не утвердить в должности[8]. Порядок назначения на должность судьи более подробно описан в ст. 9 Закона о КС РФ. Практически сразу можно отметить, что в законе предусмотрено, что именно Президент РФ предлагает Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда РФ. Из содержания закона можно сделать вывод, что Президент РФ самостоятельно формирует список своих «кандидатур» на должности судей Конституционного Суда РФ. Однако это не так, в ст. 9 Закона о КС РФ более подробно описано, кто предлагает Президенту РФ эти кандидатуры[9]. Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полным составом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь по причинам, указанным в ФКЗ. Так, судья может быть освобожден от должности ввиду достижения им предельного возраста пребывания в данной должности (70 лет) или за совершение проступка, не совместимого со статусом судьи. Поэтому по мере выбывания одного судьи из состава судей начинается процесс избрания другого судьи на данную должность.[10] Закон содержит еще одно положение, согласно которому полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены каким-либо сроком. Обратим внимание на то обстоятельство, что полномочия ни одного из высших судебных органов в нашей стране (Президиумов ВС РФ и ВАС РФ) не ограничены каким-либо сроком, как полномочия других высших органов власти: Президента РФ (срок 4 года), Государственной Думы РФ (нижней палаты Парламента РФ - 4 года). Даже Правительство РФ полномочно всем составом сразу, и если его отправляют в отставку, то всем составом, поэтому в каком-то смысле его деятельность тоже ограничена сроком. Такое положение в Законе содержится для придания большей юридической силы (утверждения правового статуса Конституционного Суда РФ). Заметим, что Конституционный Суд РФ на практике реализует соблюдение всеми органами государственной власти и местного самоуправления Конституции РФ. Это орган конституционного контроля. Вопрос целесообразности существования конституционного правосудия в РФ не раз активно обсуждался, и сам Конституционный Суд с его нынешними полномочиями существует чуть более 10 лет. Комментируемое положение должно поставить некий дополнительный барьер от посягательств всяких третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия. Отменить конституционное правосудие в нашей стране возможно лишь при отмене (изменении) комментируемого Закона (а он имеет статус федерального конституционного) или посредством изменения Конституции РФ. Аппарат КС РФ создан в целях обеспечения его нормальной работы.[11] Все подразделения и комиссии, отделы, которые могут создаваться в Конституционном Суде РФ, создаются исключительно для осуществления организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения Конституционного Суда РФ, в целях проведения приема посетителей; рассмотрения обращения в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и для осуществления содействия судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; для изучения и обобщения деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Данные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ[12]. Конституционный Суд РФ самостоятельно определяет структуру и численность отделов своего аппарата.[13] Финансирование на содержание структурных подразделений аппарата Конституционного Суда РФ осуществляется исходя из общего содержания Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ самостоятельно определяет все действия своих подразделений, а расходы на их финансирования учитываются в смете, которая ежегодно утверждается. Смета ежегодно включается в федеральный бюджет на текущий финансовый год. Все расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ учитываются отдельной строкой в федеральном бюджете. Обратимся к Регламенту Конституционного Суда РФ, помимо Секретариата, Регламент предусматривает деятельность научно-консультативного совета, совещание судей, деятельность различных комиссий и пресс службу Конституционного Суда РФ.[14] Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в заседаниях Конституционного Суда РФ, проводятся рабочие совещания судей. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда РФ либо по его поручению - заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда РФ и иные лица. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда РФ. На рабочие совещания судей не распространяются положения п. 8 ч. 1 ст. 18, ч. 5 ст. 72 и ч. 4 ст. 114 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».[15] Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. На рабочих совещаниях судей могут вестись протокол или стенограмма. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда РФ и работников его аппарата.[16] Для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда РФ, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд РФ может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда РФ. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда РФ[17]. Комиссия, проверяющая достаточность поступившей в Конституционный Суд РФ информации для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным п. 6-8 ч. 1 ст. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», образуется из трех судей, определяемых по жребию. При Конституционном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом РФ. В целях обеспечения оперативности и полноты информации в Конституционном Суде РФ создается информационная система, содержащая, в частности, банки данных:
- о законах и иных нормативных актах РФ и субъектов РФ;
- о решениях Конституционного Суда РФ;
- о решениях зарубежных конституционных судов;
- о конституционной юстиции в субъектах РФ.
Пресс-служба Конституционного Суда РФ действует в соответствии с Положением о ней. Режим работы аппарата Конституционного Суда РФ определяется Положениями о Секретариате Конституционного Суда РФ и о его структурных подразделениях, а также Правилами внутреннего трудового распорядка. Конституционный Суд РФ взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов РФ в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи. Конституционный Суд РФ осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий.[18]
Назначение Конституционного суда РФ проявляется в его целях[19]:
защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;
обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.
К задачам Конституционного суда РФ относят:
способствование утверждению законности;
укрепление правопорядка;
воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону РФ.
К основным функциям Конституционного суда РФ относят:
конституционный контроль;
толкование Конституции РФ;
правотворчество.
В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» установлено 7 групп полномочий Конституционного суда РФ[20].
К первой группе относятся полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов, договоров между Российской Федерацией и субъектами РФ, договоров между субъектами РФ, не вступившими в законную силу международных договоров Российской Федерации.
Вторая группа полномочий Конституционного суда РФ — это правовые средства разрешения споров о компетенции между высшими федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Третью группу образуют полномочия по проверке соответствия Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по поступившим в Конституционный суд РФ жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов.
В четвертую группу входят полномочия по толкованию Конституции РФ. Пятая группа полномочий связана с предоставленным Конституционному суду РФ правом оценки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В шестую группу входят полномочия, связанные с предоставленным правом законодательной инициативы, где реализуется правотворческая функция Конституционного суда РФ.
В седьмой группе объединены все иные полномочия, которые предоставлены Конституционному суду Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и иными правовыми актами[21]. В большинстве западных государств (за исключением Франции) существуют правовые основы для рассмотрения судами конфликтов, возникающих в ходе деятельности государственного аппарата. При этом надо отметить, что процедура споров о компетенции государственных органов может придавать этим решениям более однозначный и политически ярко выраженный характер, нежели в США, где все решения Верховного Суда подпадают под формулу «конкретного судебного дела». С формально-правовой позиции можно представить себе деятельность конституционного суда как арбитра между остальными органами, окончательно определяющего содержание их конституционных обязанностей и проверяющего конституционность их решений. Однако такой образ часто не подтверждается в политической практике западноевропейских государств и почти несопоставим с реалиями процесса осуществления власти. Следует подчеркнуть, что любой политический конфликт в рамках государственного аппарата попадает в перечень дел, подлежащих рассмотрению в конституционном суде. Однако в представлении общественного мнения и политической доктрины такой путь не является необходимым в разрешении конфликтов. Главную роль призваны играть здесь политические партии и группы интересов, выступающие через парламент или правительственные органы. Не каждый политический спор трактуется как конституционный конфликт, и этот подход становится проявлением одного из отличий, например от американской модели юридизации политики[22]. Характерными чертами являются осторожность в рассмотрении споров между государственными органами всеми заинтересованными субъектами и маскировка этих споров под процедуру исследования конституционности норм. Даже в этих рамках можно указать на многочисленные примеры важных политических конфликтов, которые никогда не представлялись на рассмотрение конституционных судов, что имеет отношение как к стабильным судам (особенно к австрийскому, итальянскому), так и тем более к вновь созданным (Испания, Португалия). Определенные попытки активного использования юридических форм разрешения политических конфликтов предпринимались, хотя и с разными последствиями, во Франции. Необходимо при этом помнить, что это было заложено в концепции создателей Конституционного Совета. Лишь в ФРГ использование Федерального Конституционного Суда стало правилом в поисках выхода из конфликтов в рамках федерального государственного аппарата либо конфликтов между федерацией и землями. Однако даже в этом государстве Конституционный суд сохраняет сдержанность и не расширяет своих прав до рамок рассмотрения всех политических вопросов. Таким образом, независимо от различий в активности и стиле деятельности отдельных конституционных судов их трудно трактовать в качестве необходимых участников в процессе разрешения политических конфликтов, и, видимо, именно это является основной их отличительной особенностью по сравнению с положением Верховного Суда США. Можно сказать, что конституционным судам принадлежит роль потенциального арбитра в политических конфликтах. Это не лишено смысла, поскольку в любом спорном деле нельзя исключать возможность обращения в конституционный суд. Наконец, при принятии любого политического решения необходимо иметь в виду, что оно не должно выходить за рамки конституции. Тем самым акцентируется важный характер существования конституционного суда – уже сама возможность его использования должна удерживать участников процесса управления от действий, противоречащих конституции или вызывающих сомнение в конституционности.
Информация о работе Конституционный Суд в РФ - судебный орган конституционного контроля