Конституционный Суд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Бесспорным является надёжная защита Конституции Российской Федерации (РФ). Законы и иные правовые акты, принимаемые в нашей стране, не должны ей противоречить. Этот контроль осуществляет Конституционный суд РФ.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 

3. Решения  Конституционного Суда РФ: виды, содержание, форма и юридическое значение.

Виды решения  Конституционного Суда РФ:

Итоговые - те, в  которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства  конкретного дела. В них Суд  подводит итог такого разбирательства  и определяет юридические последствия.

Иные решения - те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.

Формы решений  Конституционного суда.

Постановление Конституционного Суда РФ - итоговое решение  по результатам разбирательства  дел о соответствии Конституции  РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.

Заключение  Конституционного Суда РФ - итоговое решение  по результатам проверки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Определения Конституционного Суда РФ - иные решения, выносятся в  большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата, об одобрении Регламента, о формировании палат, о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок. Они во многих случаях не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, когда Суд дает толкование своего ранее постановленного решения, в случаях отказа в принятии к рассмотрению заявления гражданина или обращения, скажем, какого-то суда (общей юрисдикции или арбитражного), при приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора. [5]

Порядок принятия решений Конституционного Суда РФ

Для принятия постановлений  и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная  с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном  Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно  должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд. [14] Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Данное обстоятельство может сказать многое о юридической  силе решений Конституционного Суда РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст. 6 Закона о Конституционном Суде, где сказано, что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”. [12]

Это общее положение  о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется  рядом других. Установлено, в частности (см. ч. 6 ст. 125 Конституции РФ[10]), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст. 79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”. [4]

В соответствии со ст. 80 Закона о Конституционном  Суде РФ принятие Судом постановления, признающего какой-то закон или  иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями. В частности, надо понимать: “Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке”. Другими словами, решение Конституционного Суда РФ о признании конкретного закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ обязывает органы, участвующие в правотворчестве, в том числе Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, приступить к активным действиям по устранению образовавшегося пробела в законодательстве. [1]

Высокие требования предъявляются и к итоговому  решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в  случае, когда в Конституционный  Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса. [11]

Заключение

Российский  Конституционный суд является истинно  юрисдикционным органом, способным  выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением.

Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.

Конституционный Суд Российской Федерации - это не только судебный орган, но и такой  конституционный орган, которому предоставлено  право в установленных Конституцией Российской Федерации и законом  форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.

Список  литературы

  1. Зорькин В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. №12. С. 3-9.
  2. Интернет-интервью с В.Д. Зорькиным, Председателем Конституционного Суда РФ: "15-летие Конституционного Cуда Российской Федерации", 2006. URL: http://www.ippnou.ru/article.php. (дата обращения: 05.10.2012)
  3. Исмаилов Б.И. Становление системы конституционного контроля в правоприменительной практике зарубежных государств. [Электронный ресурс] // Portalus.ru: всерос. виртуал. энцикл. М., 8 марта 2008. URL: http://library.by/portalus/modules/politics/referat_readme.php (дата обращения: 05.10.2012)
  4. Кокотов А.Н. Обязательность решений Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия. 2011. №4. С. 6-13.
  5. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Габричидзе Б.Н.,  Баглай М.В. - М.: Издательская группа Инфра. М. – Кодекс. 2007. 512с.
  6. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 653 с.
  7. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Витрук Н.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - Инфра-М, Норма, 2011. 77с.
  8. Конституционное правосудие: учебное пособие / Витрук Н.В. М. Юрист, 2005. 527с.
  9. Конституционный Суд Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения 10.10.2012.)
  10. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с поправками). - Официальное издание. - М.: Юрид. лит., 2009. - 64 с.
  11. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: учебное пособие для вузов / Эбзеев Б.С. - М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1997. -349с.
  12. Коротеев К.Н. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: элемент процесса или норма права? // Закон. 2009. №9. С. 61-68.
  13. Круглый стол, посвященный 20-летию учреждения Конституционного Суда РФ (Москва, Российская академия правосудия, 15 декабря 2010 г.) // Журнал конституционного правосудия. 2011. №1. С.19.
  14. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» 2-е изд., перераб. и доп. М., «Частное право». 2009. 321с.
  15. Обществознание: учебник для абитуриентов / Двигалёва. А.А. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006. – 496с.
  16. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Зеркало, 2000. – 400с.
  17. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля 2001 г., 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября 2010 г., 28 декабря 2010 г.). Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года. Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Выберите из перечня правовые средства (акты прокурорского  реагирования) используемые прокурором при осуществлении прокурорского  надзора и иным направлениям деятельности: а) надзора за исполнением законов (общий надзор); б) надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в) надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; г) надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; д) надзора за судебными приставами; е) уголовного преследования; ж) участии при рассмотрении дел в судах.

1) указания по  уголовным делам;

2) протест на  противоречащие закону правовые  акты;

3) постановление  о возбуждении дела об административном  правонарушении;

4) протест на  незаконные и необоснованные решения суда и судей;

5) поддержание  государственного обвинения;

6) отмена постановлений  органов дознания;

7) представление  об устранении причин нарушения  закона;

8) утверждение  обвинительного заключения;

9) опрос задержанных,  заключенных под стражу;

10) представление  об устранении нарушений прав  и свобод человека и гражданина;

11) отмена дисциплинарного  взыскания.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ, прокуратура осуществляет  а) надзора за исполнением законов (общий надзор); используя следующие акты прокурорского реагирования в соответствии ст. 22–251 Закона о прокуратуре РФ:

7) представление  об устранении причин нарушения  закона;

2) протест на  противоречащие закону правовые  акты;

3) постановление  о возбуждении дела об административном правонарушении;

Согласно Закона о прокуратуре РФ, прокуратура осуществляет  б) надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в соответствии со ст. 45 ГПК РФ

10) представление  об устранении нарушений прав  и свобод человека и гражданина;

3) постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

Согласно п. 29 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ, прокуратура осуществляет  в) надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

Информация о работе Конституционный Суд РФ