Конституционный Суд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Бесспорным является надёжная защита Конституции Российской Федерации (РФ). Законы и иные правовые акты, принимаемые в нашей стране, не должны ей противоречить. Этот контроль осуществляет Конституционный суд РФ.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Введение

Бесспорным  является надёжная защита Конституции Российской Федерации (РФ). Законы и иные правовые акты, принимаемые в нашей стране, не должны ей противоречить. Этот контроль осуществляет Конституционный суд РФ.

Разъясняя сущность конституционной  юстиции, М.В. Баглай отмечает: «Каким бы совершенным не был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны. Во-первых, потому, что законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки. Однако вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размывается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан». [6]

Конституционный контроль это  особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в  проверке соответствия законов и  иных нормативных актов конституции  данной страны[15]. Он является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства. Без него немыслимо поддержание конституционной законности, а значит и законности в целом. Конституционный контроль обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие. Раскрывая содержание контрольной работы, рассмотрим подробнее сущность конституционного контроля, его структуру, состав и полномочия Конституционного Суда РФ, а также его решения.

 

1. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля.

1.1Понятие конституционного контроля

В теории права  понятие «конституционный контроль»  непосредственно связывается с  наличием конституции, сохранением  конституционно закрепленных норм и  принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий высших органов власти. Важное значение имеет решение проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.

Конституционный контроль, являясь специфической функцией обеспечения верховенства конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов. Он выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение, оценка и восстановление нарушенного равновесия. Введение государством в свою правовую систему конституционного правосудия указывает на то, что государство предпочитает предоставить полномочия по принятию решений о конституционно правовых вопросах специализированным учреждениям, стоящим как бы над обычными судами. Ведь очевидно, что решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам. Специфика судебной власти по сравнению с законодательной и исполнительной заключается в её относительной стабильности и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля.

Невозможно не согласиться  с мнением М.В Баглай, которое заключается в том, что «Институт конституционного контроля есть власть, предоставленная лицам, в него назначенным, контролировать и в случае необходимости санкционировать соответствие конституции актов, принятых публичными властями. Роль конституционного суда в политическом процессе громадна. В то же время конституционный суд призван решать исключительно вопросы права и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. Конституционный суд выступает не просто в роли арбитра политических властей и политических решений, но и в качестве гаранта экзистенциальных прав организованного в государство социального союза. Причем эта функция конституционного суда не является проистекающей из воли какого-либо института власти, а непосредственно возлагается на конституционный суд правом, высшим законом государства – конституцией». [6]

Дискуссия по вопросу о  том, к какой ветви власти относится  специализированный орган институт судебного конституционного контроля идет уже давно. В ряде стран по конституции орган, конституционного контроля включен в систему судебной власти (Германия, Турция, Армения и др.), в других – выступает как отдельный орган (Франция, Италия, Испания, и др.). Многие ученые рассматривают конституционный контроль с позиции ограничения власти и разрешения конфликтов по конституционным полномочиям. В России конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Именно это является основной обязанностью конституционного суда, в то время как для большинства государственных органов лишь соблюдение и исполнение конституции является достаточным. «Уникальность миссии конституционного суда заключается в том, что это единственный орган государственной власти, в прямую обязанность которого входит подчинение политики праву, политических акций и решений – конституционно-правовым требованиям и формам. Предназначение специализированных институтов конституционного контроля заключается именно в том, что конституционный суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции, то есть соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных конституцией. Конституционный суд призван не допускать узурпации государственной власти, постоянно поддерживать состояние, при котором возможна лишь ограниченная правом власть», пишет Б.И Исмаилов. [3]

1.2Становление и развитие института конституционной юстиции в России

Конституционная юстиция в Российской Федерации восприняла основные черты европейской модели. В Интернет – интервью В.Д. Зорькин, Председатель Конституционного Суда РФ отметил, что «у нашего Конституционного Суда налажены конструктивные двусторонние взаимоотношения с ведущими конституционными судами Европы. Организация конституционных судов Европы – это сегодня постоянно действующий и весьма эффективный орган, который позволяет нам взаимодействовать и выявлять общее и специфическое в конституционном правосудии. Только вместе, сообща, может происходить процесс отстаивания конституционных принципов. Россия и Европа движутся в общем направлении – в направлении упрочения единства правового европейского пространства, принципов и общих стандартов в области прав и свобод человека» [2]

Конституционный Суд был  создан в Российской Федерации в 1991г закон был утвержден, пятым съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991г. В до перестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука дружно критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов[9].

Первый период российского  Конституционного Суда, который внёс определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ Б.Н Ельцина. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации, 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. Статья 125 новой Конституции[10] заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда на её основе был принят Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г., [17] в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Новый Закон о Конституционном Суде РФ внёс значительные изменения в компетенцию и структуру Суда. [9]

1. Изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

2. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросам Президента Российской  Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

А) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;

Б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд  Российской Федерации разрешает  споры о компетенции:

А) между федеральными органами государственной власти;

Б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд  Российской Федерации по жалобам  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд  Российской Федерации по запросам  Президента Российской Федерации,  Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие  Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд  Российской Федерации по запросу  Совета Федерации дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». [17]

Принципиальных  изменений по сравнению с ранее  действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

 

2. Структура,  состав и полномочия Конституционного  Суда РФ

2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ

Полномочия  Конституционного Суда определены как  в Конституции Российской Федерации (статья 125), так и в статье 3 ФКЗ [17], основанной на положениях Конституции.

Кроме того, ФКЗ  «О референдуме Российской Федерации» вступившим в силу 19 октября 1995 года, Конституционному Суду вменено в  обязанность проверять соблюдение инициаторами референдума требований Конституции. Содержание этой нормы еще ожидает своего истолкования, поскольку в самой Конституции о порядке назначения референдума не говорится ничего.

В ст. 125 Конституции  перечислены 5 категорий дел, рассматриваемых  Конституционным Судом:

- разрешение дел о соответствии нормативных актов и международных договоров, не вступивших в силу, - по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой депутатов (членов) любой из палат парламента, Правительства, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

- разрешение  споров о компетенции органов  власти;

- проверка конституционности  законов, применяемых в конкретном  деле - по индивидуальным жалобам  граждан и запросам судов; 

- толкование Конституции - по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов РФ;

- дача заключения  о соблюдении порядка выдвижения  обвинения Президента (в процедуре  отрешения его от должности) - по запросу Совета Федерации. Полномочия Конституционного Суда, в отличие от полномочий ВС и ВАС, определены Конституцией наиболее обстоятельно и «опережают» в ее тексте полномочия названных судов. Решения именно Конституционного Суда обязательны для всех других органов и должностных лиц, в том числе Верховного и Высшего Арбитражного Судов, что неоднократно подтверждалось решениями самого Конституционного Суда. [7]

Информация о работе Конституционный Суд РФ