Конституционный строй России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:04, реферат

Описание работы

Для развития Российского государства исключительно важны положения
преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически
сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и
согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и
сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как
социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской
Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно
приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.
Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией
устойчивости нашего основополагающего Закона.

Содержание

Ведение …………………………………………………………..…………
Глава 1. Понятие конституционного строя .………………………
Глава 2. Элементы конституционного строя в России ..……..
1. России - демократическое государство …………………………….
2. России - правовое государство …………………………………
3. России - федеративное государство ……………………………………….
4. России - государство с республиканской формой правления …………
5. России - суверенное государство ………………………………………..
6. России – социальное государство ……………………………..
7. России – светское государство ………………………………………………….
3аключение………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Конституционный строй Росии.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

       г) Приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным

правом принимать  свои законы, соглашается с тем, что  эти  законы  не  должны

противоречить праву мирового сообщества. 
 
 

2.3 России - федеративное  государство

  

      Государственно-территориальное  устройство  России   основывается   на

принципе  федерализма.  За  счет  него   обеспечиваются   единство   страны,

децентрализация  государственной  власти,  равноправие   и   самоопределение

народов в составе  федерации. Это конкретизирует главную  задачу  федерализма:

обеспечение эффективности  управления единым  государством,  имеющим  большую

территорию   и   численность   населения,   при    помощи    рассредоточения

государственной власти, обеспечения права  народностей  на  самоопределение.

Федеративное государство представляет собой сложное  государство,  в  состав

которого входят другие государства.

      Российская Федерация состоит  из республик,  краев,  областей,  городов

федерального   значения,   автономной   области,   автономных   округов    -

равноправных  субъектов  Российской   Федерации.   Федеративное   устройство

Российской Федерации  основано  на  ее  государственной  целостности.  Каждый

субъект Российской Федерации является частью Федерации.

      Республики  имеют  свою  конституцию  и  законодательство,  а   другие

субъекты –  устав и законодательство.

      Между федерацией и ее субъектами  проводится разграничение компетенции.

Сохраняя за собой  полномочия  в  определенном  объеме,  субъекты  федерации

добровольно ограничивают свою  компетенцию  в  пользу  федерации,  признавая

приоритет ее задач  и целей. Они признают также на  своей  территории  высшую

юридическую  силу  нормативных  правовых  актов  федерации.  Государственная

власть  федерации  является  единственной  властью  на  ее  территории.  Она

опирается на волю всего народа федерации.

      Федеративное  устройство  основано  на  государственной   целостности,

единстве системы  государственной  власти.  Во  взаимоотношении  федеральными

органами  государственной  власти  все  субъекты   Федерации   между   собой

равноправны. 
 

       

              2.4. России - государство с республиканской формой правления 
 

      Российская   Федерация   провозглашена   республикой,   что   означает

выборность и  сменяемость главы государства.

      Устанавливая республиканскую форму  правления в  Российской  Федерации,

Конституция закрепляет такие признаки: отказ от какого-либо  независимого  и

длительного обладания  государственной властью;  ориентация  государственного

строя  на  разум  и  опыт;  создание  государственных  органов   на   основе

согласования  интересов управления государством  и  нерушимостью  гражданских

свобод; формирование государственных органов путем  свободных  выборов  и  на

неограниченный  срок.

      Российская  Федерация  сочетает   в   себе   черты   парламентской   и

президентской республик. Это  выражается  в  наличии  сильной  президентской

власти при  сохранении  некоторых  типичных  признаков  парламентской  формы

(наличие   председателя  Правительства,  возможность,  хотя  и  ограниченная,

отстранения  от  власти  Правительства  парламентом  и  роспуска  парламента

Президентом).

      В   настоящее   время   Российская   Федерация   имеет   президентско-

парламентскую форму  правления:  во-первых,  Президент  избирается  всеобщим

голосованием (в  этом ее  отличие  от  парламентской  формы),  во-вторых,  он

располагает  собственными  прерогативами,   позволяющими   ему   действовать

независимо от  Правительства,  в-третьих,  наряду  с  Президентом  действует

Председатель  Правительства  и   министры,   образующие   Правительство,   в

определенной  мере ответственное перед парламентом  (в  этом  ее  отличие  от

президентской формы)

      Именно названные признаки и   характеризуют  Российскую  Федерацию   как

"полупрезидентскую" республику. 
 
 

2.5 России - суверенное  государство 
 

      Под суверенитетом государства  понимается верховенство и   независимость

государственной власти внутри своей  территории  и  по  отношению  к  другим

государствам. Суверенитет  государства исходит из суверенитета народа.  Народ

является создателем и  носителем  суверенитета  государства,  волеизъявление

народа порождает  государственную власть.

      Суверенитет государства  проявляется   в  верховенстве  государственной

власти,  в  ее  единстве  и  независимости.  Ярким  выражением  верховенства

государственной власти является верховенство на всей территории  государства

конституции и  др.  законов,  издаваемыми  высшими  органами  государственной

власти. Однако верховенство власти не означает ее  неограниченности.  Как  и

всякая  другая  власть  в  конституционном  государстве,  суверенная  власть

основана на праве и ограничена правом.

      Важным  свойством  суверенной  государственной  власти   является   ее

независимость. Это означает самостоятельность  государства  в  отношениях  с

другими государствами. Независимость государственной  власти  означает,  что

она сама и только сама вправе принимать  нормативные  акты   и  обеспечивать

конституционный  правопорядок.  Самостоятельность   государственной   власти

обеспечивается  отсутствием  зависимости  (политической,  финансовой  и  др.)

государственных органов от  кого  бы  то  ни  было  внутри  и  вне  пределов

государства.

      Суверенитет  Российской  Федерации   закрепляется  в   следующих   трех

положениях:

      - суверенитет Российской Федерации  распространяется на всю территорию;

      -  Конституция  Российской  Федерации  и  федеральные   законы   имеют

верховенство  на всей территории России;

      - Российская Федерация обеспечивает  целостность  и  неприкосновенность

своей территории.

      Защита суверенитета  осуществляется  в  различных  формах:  военной   –

Вооруженными  Силами  РФ;  дипломатической  –  Президентом  и  Правительством

России; государственными органами, которые  руководят  различными  отраслями

управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.6 России –  социальное государство 
 
 

        Так  называется  государство,  которое  берет  на  себя  обязанность

заботиться о  социальной  справедливости,  благополучии  своих  граждан,  их

социальной защищенности.

      Конституция  Российской  Федерации   вкладывает  в  понятие  социальное

государство то, что оно должно стремиться лишь к  максимально  возможному  в

условиях демократической  страны равномерному содействию благу  всех  граждан

и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

      Социальное государство стремиться  обеспечить каждому своему гражданину

достойный человека прожиточный минимум. Имеется в  виду, что каждый  взрослый

должен иметь  возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

      В Конституции Российской Федерации   содержится  лишь  право  (ст.  37)

"свободно  распоряжаться  своими  способностями   к   труду,   выбирать   род

деятельности  и профессию". Хотя в (ст.37) говорится  о  праве  на  защиту  от

безработицы.

      Одной из важнейших целей социального  государства  является  социальное

равенство. Правовое государство обеспечивает равенство  всех перед законом.

      Главной задачей  социальной  политики  Российской  Федерации   являются

достижение  благосостояния  человека  и  общества,  обеспечение   равных   и

справедливых  возможностей  для  развития  личности.  Основные   направления

социальной политики:

      - охрана труда и здоровья людей;

      - установление гарантированного  минимального размера оплаты труда;

      - обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства,  отцовства

и детства, инвалидов  и пожилых граждан;

      - развитие системы социальных  служб;

      - установление государственных  пенсий, пособий;

      - иные гарантии социальной защиты. 
 

              2.7. России – светское государство 
 

      Такая  характеристика  означает,   что   государство   и   религиозные

объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются  в дела  друг

друга. Давая  такую характеристику Российскому государству, Конституция  (ст.

14) раскрываете  в следующих положениях:

      - никакая религия не может  устанавливаться в качестве  государственной

или обязательной;

      - религиозные  объединения   отделены  от  государства   и  равны  перед

законом.

      Отделение религиозных объединений   от государства не влечет  за  собой

ограничение  прав  членов  объединений   участвовать   наравне   с   другими

гражданами   в   управлении   делами   государства,   в    выборах    органы

государственной власти и в органы местного  самоуправления,  в  деятельности

политических  партий, политических движений.

      Религиозные объединения в Российской  Федерации действуют на основе  их

собственных  правил  при   условии   соблюдения   закона.   Таким   законом,

регулирующим  эти вопросы, является Федеральный  закон от 26 сентября 1997  г.

"О свободе  совести и о религиозных объединениях".

      Запрещается создание религиозных  объединений в органах государственной

власти, др. государственных  органах, государственных учреждениях  и  органах

Информация о работе Конституционный строй России