Конституционные права и свободы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Конституционное,и уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав.
Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина.
Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Работа содержит 1 файл

курсовая КПм пример.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

Рассмотрим их специфику:

  • Социально-экономические  – в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных  нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение.  Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для  осуществления социальных потребностей общества.
  • Политические – направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий.  Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией “государственная защита прав и свобод человека  в российской Федерации гарантируется”4.   

    Представительная  ветвь власти  - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным  принципам, создает юридические  механизмы обеспечения реального  осуществления прав и свобод. Государственная  Дума назначает на должность и  освобождает от должности Уполномоченного  по правам человека Российской Федерации  в соответствии  с федеральным  конституционным законом “Об  уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации” от 25 декабря 1996 года.  “Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждается в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами”5. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам,  руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

    Исполнительная  власть -

    “Президент  Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…”6 - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод:  реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так,  1998 год Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен “Годом прав человека в Российской Федерации”. В числе мероприятий по его проведению Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

  • О минимальных государственных социальных стандартах;
  • Об альтернативной гражданской службе;
  • Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования.
  • Предложено ратифицировать международные документы:
  • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;
  • Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;
  • Европейская конвенция о взаимной  правовой помощи по уголовным делам 1959 года;
  • Конвенции Международной организации труда  1947 г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.

Кроме того в  данном документе Правительству  РФ предложено финансировать Федеральные  программы, обеспечивающие выполнение  постановления в области прав человека и т.д.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Правительство  РФ, местные органы государственной  власти также призваны осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование  системы  специальных органов, призванных выполнять  эти функции тому подтверждение. 

Защита прав и свобод человека и гражданина  - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед  прокуратурой, в компетенцию которой  входит рассмотрение  обращений  о нарушении права; перед судом  – который в правовом государстве  должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством  является Конституционный суд, принимающий  жалобы граждан по фактам нарушения  прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях  соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть  положение конституции, в соответствии с которым сам человек может  выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место  среди гарантий прав и свобод человека и гражданина  занимают гарантии юридические, которые “охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина”7

 Поскольку  Российская Федерация - государство  (основной субъект, на которого  возлагаются гарантии) в соответствии  с КРФ  правовое, то и регулирование  данных отношений должно строиться  с точки зрения  норм права,  закрепленных к конкретных нормативных  актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции  РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных  актах (Указах Президента  и Постановлениях Правительства).

Каким же образом  государство использует перечисленные  инструменты?

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

  • Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;
  • Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;
  • Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
  • Развитие общественно-политической активности граждан;
  • Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;
  • Повышение правосознания и правовой культуры каждого;
  • Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Важно помнить, что “Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории  Российской Федерации”8, что гарантирует использование конституционных положений  при решении любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.

Думается, следует  сразу отметить что классификация  гарантий, так же как и классификация  основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к  какой группе отнести гарантии социальной защиты:  наличие специальных  государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться  как экономические гарантии;  наличие  соответствующих нормативных  актов, возможность обжаловать в  суд действия или бездействие  органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как гарантии юридические.

Попробуем все  же рассмотреть каким же образом  осуществляется механизм реализации конституционных  прав и свобод  и как осуществляются их юридические гарантии.

Прежде стоит  рассмотреть специфический набор  средств и методов защиты конституционных  прав и свобод:

  • Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в Конституционный  Суд (регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.);
  • Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г.);
  • Административные действия органов исполнительной власти;
  • Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
  • Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере  конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

Гарантии  личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

  • Право на жизнь (ст. 20 КРФ)   - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может ограничиваться “федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и  законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”9 Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым “смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей”10 - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения.
  • Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не ограниченное. “Ничем” - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства.  Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: “Закон о средствах массовой информации”, в соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; “Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”  - в соответствии с окторым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; “Закон о милиции” - в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно – право на достоинство личности  не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены – но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.
  • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Уголовное  и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи,  когда человек может быть лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с ““Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
  • Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ)  - все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (“Семейный кодекс РФ” ст. 111, УК РФ ст. 155); врачебная тайна (основы законодательства об охране здоровья граждан); тайна исповеди (закон РСФСР “О свободе вероисповеданий”); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. УПК  ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в  следствии (УПК ст. 170 ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в соответствии с  Положением о порядке возмещения  ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные меры.
  • Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) –  это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон “Об основах федеральной жилищной политики” и т.д.) Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда, проведение кредитно-финансовой политики  и т.д. Гарантируется  защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе.  В случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется  право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую компенсацию.
  • Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе “О языках народов РСФСР” от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и  законом  каждому гарантируется право осуществлять основные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком  при обращениях в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и т.д.
  • Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за пределы РФ (для граждан право свободного возвращения в РФ) (ст. 27) – данная статья Конституции 1993 года и закон о “Праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации” от 25/06/93 внес много нового. Важно учесть, что многие гарантии осуществления основаны на требованиях международно-правовых обязательствах России (ратификация Европейской конвенции). Прежде всего, появились гарантии на свободу смены места жительства, институт прописки больше не является ограничение в осуществлении  любых прав человека и гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть вызваны только незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по ст. 55,56 КРФ,  но  только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к государственной границе, в территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти ограничения  регулируются только нормативно-правовыми актами.
  • Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) –никто не может быт принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное многообразие. Закон “О свободе вероисповеданий” 1990 г. соответствует данной статье Конституции и  гарантирует, что данные права и свободы не будут ограничиваться, что государство (так как РФ – светское государство) не буде вмешиваться в дела религиозных объединений. Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в Российском законодательстве
  • Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29) – положение данной статьи говорит о Российской Федерации как государстве демократическом, признающем разнообразие мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений, чем другие. Это не случайно – свобода мысли и слова не может быть абсолютной.  В общих чертах ограничения сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ, КоАП РФ, УК предусматривают меры наказания за публичные призывы к  национальной вражде, насильственному захвату власти и т.д.                                 Гарантиями  осуществления данного права является то, что оно не только декларируется, но  и создаются возможности его реализации. “Закон о средствах массовой информации” предполагает  предоставление возможности публично заявить о своем мнении, федеральный закон “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” 1994 г. предполагает гарантии свободы получения информации для каждого. Ограничения существуют только для информации конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и т.д. Все эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых актах.

 Гарантии  политических  прав  и свобод

  • Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на него  в  Федеральных законах  “Об общественных  объединениях” от 14 апреля 1995 г., “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях” от 12 января 1996 г., “о благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11 августа 1995 г. Деятельность  этих организаций и объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии их существования.
  • Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”. Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.
  • Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве граждан – право избирать и быть избранными Для осуществления этого права необходим определенный статус личности  –  наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований  могут возникать ограничения в осуществлении данных прав.  Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме (“Закон о референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г.). Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное положение об участии граждан в осущетсвлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.
  • Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осущетсвления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в гсударственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений  граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления  прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд   при нарушении конституционных прав и свобод.

Информация о работе Конституционные права и свободы граждан