Рассмотрим их
специфику:
- Социально-экономические
– в Конституции 1993 года нет специального
раздела об экономической основе государства
и общества, не установлена какая-либо
форма собственности в качестве основной
или ведущей, как равно и не предусмотрено
ограничений для других, в частности собственности.
Более того, частная собственность признается
и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция
обязывает государство обеспечивать свободу
экономической деятельности и поддерживать
конкуренцию, запрещая лишь монополизацию
этой деятельности и недобросовестную
конкуренцию, и провозглашает равенство
всех форм собственности и равную их защиту
(ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях,
когда экономическое пространство России
находится в состоянии формирования,
роль Конституции как основного закона
и иных нормативных актов регулирующих
развитие экономики страны получает особое
значение. Вместе с тем, развитие экономики
предполагает создание инфраструктуры
для осуществления социальных потребностей
общества.
- Политические
– направленность политики государства
и создание условий для осуществления
этих гарантий. Думается, правильным
будет рассмотреть как в соответствии
с Конституцией “государственная защита
прав и свобод человека в российской
Федерации гарантируется”4.
Представительная
ветвь власти - Федеральное Собрание,
будучи законодательным органом, претворяет
в жизнь инициативу по принятию законов,
соответствующих конституционным
принципам, создает юридические
механизмы обеспечения реального
осуществления прав и свобод. Государственная
Дума назначает на должность и
освобождает от должности Уполномоченного
по правам человека Российской Федерации
в соответствии с федеральным
конституционным законом “Об
уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации” от 25 декабря 1996
года. “Должность Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
учреждается в соответствии с
Конституцией Российской Федерации
в целях обеспечения гарантий
государственной защиты прав и свобод
граждан, их соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления
и должностными лицами”5. Важным
моментом функционирования данного закона
является то, что Уполномоченный в своих
действиях независим и неподотчетен государственным
органам и должностным лицам, руководствуется
Конституцией РФ, федеральным конституционным
законом “Об уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации”, общепризнанными
нормами и принципами международного
права, международными договорами РФ.
Деятельность его дополняет существующие
средства защиты прав и свобод граждан.
“Президент
Российской Федерации является гарантом
Конституции Российской Федерации,
прав и свобод человека и гражданина…”6
- очень важная статья, которая определяет
одну из сторон деятельности Президента
РФ по гарантиям прав и свобод: реализации,
как в своей личной деятельности, так и
инициируя законы, издавая указы, направленные
на защиту прав и свобод личности в целом,
отдельных групп населения. Так, 1998
год Указом Президента Российской Федерации
от 9 апреля 1997 года объявлен “Годом прав
человека в Российской Федерации”. В числе
мероприятий по его проведению Федеральному
Собранию предложено рассмотреть в первоочередном
порядке и принять в 1998 году федеральные
законы в области прав человека:
- О минимальных
государственных социальных стандартах;
- Об альтернативной
гражданской службе;
- Гражданско-процессуальный
кодекс РФ;
- Уголовно-процессуальный
кодекс РФ;
- Кодекс РФ
об административных правонарушениях;
- Об обучении
лиц с ограниченными возможностями получения
образования.
- Предложено
ратифицировать международные документы:
- Рамочная
конвенция о защите национальных меньшинств
1995 года;
- Европейская
хартия местного самоуправления 1985 года
Европейская конвенция о выдаче 1957 года
и протоколы к ней № 1 и 2;
- Европейская
конвенция о взаимной правовой помощи
по уголовным делам 1959 года;
- Конвенции
Международной организации труда 1947
г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.
Кроме того в
данном документе Правительству
РФ предложено финансировать Федеральные
программы, обеспечивающие выполнение
постановления в области прав
человека и т.д.
При Президенте
России существует комиссия по правам
человека, деятельность которой направлена
именно на разработку концепций по
обеспечению и защите прав и свобод
человека.
Правительство
РФ, местные органы государственной
власти также призваны осуществлять
эту деятельность – министерство
юстиции, существование системы
специальных органов, призванных выполнять
эти функции тому подтверждение.
Защита прав
и свобод человека и гражданина
- задача судебной власти в Российской
Федерации. Эта задача стоит перед
прокуратурой, в компетенцию которой
входит рассмотрение обращений
о нарушении права; перед судом
– который в правовом государстве
должен выступать гарантом защиты нарушенных
прав. Действенным средством является
Конституционный суд, принимающий
жалобы граждан по фактам нарушения
прав и свобод, создана Комиссия
по правам человека при президенте
РФ.
Говоря о гарантиях
соблюдения прав и свобод человека
и гражданина нельзя не упомянуть
положение конституции, в соответствии
с которым сам человек может
выступать защитником своих прав
и свобод всеми способами, не запрещенными
законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия
нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2),
обращаться в международные органы
(ст. 46 ч. 3).
Особое место
среди гарантий прав и свобод человека
и гражданина занимают гарантии
юридические, которые “охватывают все
правовые средства, обеспечивающие осуществление
и охрану прав и свобод человека и гражданина”7
Поскольку
Российская Федерация - государство
(основной субъект, на которого
возлагаются гарантии) в соответствии
с КРФ правовое, то и регулирование
данных отношений должно строиться
с точки зрения норм права,
закрепленных к конкретных нормативных
актах.
Уже говорилось
о том, что общие гарантии прав
и свобод перечислены в Конституции
РФ, более конкретно и подробно
излагаются они в иных нормативно-правовых
актах (Кодексах, Законах), подзаконных
актах (Указах Президента и Постановлениях
Правительства).
Каким же образом
государство использует перечисленные
инструменты?
Можно выделить
несколько направлений в реализации
гарантий и защиты прав и свобод:
- Юридическое
закрепление гарантий в нормативно-правовых
актах;
- Система охраны
и защиты прав и свобод в обеспечении их
реального использования;
- Система охраны
и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
- Развитие
общественно-политической активности
граждан;
- Государственный
и общественный контроль за соблюдением
гарантий;
- Повышение
правосознания и правовой культуры каждого;
- Развитие
общественных организаций, призванных
охранять и защищать права человека и
гражданина.
Важно помнить,
что “Конституция Российской Федерации
имеет высшую юридическую силу, прямое
действие и применяется на всей территории
Российской Федерации”8, что гарантирует
использование конституционных положений
при решении любых споров – в том числе
и в судебных разбирательствах.
Думается, следует
сразу отметить что классификация
гарантий, так же как и классификация
основных прав и свобод достаточно
условна. Как, например, определить к
какой группе отнести гарантии социальной
защиты: наличие специальных
государственных органов, материальная
поддержка отдельных социальных
групп может рассматриваться
как экономические гарантии;
наличие соответствующих нормативных
актов, возможность обжаловать в
суд действия или бездействие
органов, призванных обеспечивать данные
гарантии – как гарантии юридические.
Попробуем все
же рассмотреть каким же образом
осуществляется механизм реализации конституционных
прав и свобод и как осуществляются
их юридические гарантии.
Прежде стоит
рассмотреть специфический набор
средств и методов защиты конституционных
прав и свобод:
- Конституционно-судебный
механизм – т.е. возможность обращения
в Конституционный Суд (регулируется
Федеральным конституционным законом
“О Конституционном Суде Российской Федерации”
от 1994 г.);
- Судебная
защита в судах общей юрисдикции (регулируется
Законом “Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан” 1993 г.);
- Административные
действия органов исполнительной власти;
- Законная
самозащита человеком своих прав – лично
или через общественные объединения в
пределах, оговоренных в нормативных актах;
- Международно-правовой
механизм – возможность обращения в Европейский
суд по правам человека или иные международные
правозащитные организации в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации, в том случае, если исчерпаны
все имеющиеся средства правовой защиты.
На примере
конкретных статей Конституции рассмотрим
действие этих механизмов:
Гарантии
личных прав человека – наиболее
широко определенные Конституцией. Специфика
их заключается в том, что это именно те
права, которые присущи любому человеку
от рождения, не связаны с понятием гражданства.
- Право на
жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся
под максимальной правовой защитой. Именно
таким образом оно закреплено в международных
документах, где очень четко определяются
случаи, ограничивающие это право. В Конституции
России оно признается правом, которое
не может быть ограничено введением чрезвычайного
положения (ст. 56), но как любое право может
ограничиваться “федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства”9
Именно поэтому статья, о праве человека
на жизнь включает пункт в соответствии
с которым “смертная казнь впредь до ее
отмены может устанавливаться федеральным
законом в качестве исключительной меры
наказания за особо тяжкие преступления
против жизни при предоставлении обвиняемому
права на рассмотрение его дела судом
с участием присяжных заседателей”10
- что не противоречит международно-правовым
документам ООН, которые допускают решение
подобного вопроса в рамках национального
законодательства. Тем не менее, для вступления
в Совет Европы требуется ратификация
протокола к уставу Совета об отмене смертной
казни в мирное время. В настоящее время
этот вопрос находится в стадии решения.
- Право на
достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности,
ничем не ограниченное. “Ничем” - т.е.
нет никаких обстоятельств для умаления
достоинства. Гарантии этого права
предусмотрены многими законодательными
актами: “Закон о средствах массовой информации”,
в соответствии с которым можно не обращаясь
в суд получить опровержение сведений
не соответствующих действительности
или порочащих человека; “Закон об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан” - в соответствии
с окторым можно в судебном порядке защитить
честь и достоинство; “Закон о милиции”
- в котором оговаривается, что в случае,
когда обращение с человеком ведет к унижению
его чести и достоинства, виновный несет
дисциплинарную, а в определенных случаях
и уголовную ответственность; Уголовный
кодекс РФ предусматривает наказание
за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства
путем жестокого обращения или унижения
человеческого достоинства (ст.110) и т.д.
В качестве иллюстраций юридических гарантий
данного права можно привести немало статей
законодательных актов. Важно одно – право
на достоинство личности не может и
не должно ставиться в зависимость ни
от общественной значимости личности,
возраста, пола, убеждений, национальности
и т.д. Гарантии на защиту права закреплены
– но всегда ли эти права защищены реально?
До сих пор мы слышим о случаях неуставных
отношений в армии, не всегда с уважением
относятся в нашем обществе к национальному
достоинству человека. Думается, проблема
заключается в том, что низка правовая
культура общества, а, следовательно, и
каждого его члена в отдельности.
- Право на
свободу и личную неприкосновенность
(ст. 21 КРФ) – право, принадлежащее каждому
от рождения, которое, однако, может быть
ограничено по судебному решению. Уголовное
и уголовно-процессуальное законодательство
четко формулирует случаи, когда человек
может быть лишен свободы – все эти ограничения
должны соотноситься с целями и условиями,
при которых могут ограничиваться эти
права. Конституция запрещает издание
законов, отменяющих или умаляющих права
и свободы человека и гражданина. Все незаконные
посягательства на свободу и личную неприкосновенность
могут быть обжалованы в суд в соответствии
с ““Законом об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан”.
- Право на
неприкосновенность частной жизни, личную
и семейную тайну, защиту чести и доброго
имени, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений
(ст. 23-24 КРФ) - все эти права принадлежат
каждому человеку как личности, касаются
только его и не могут быть ничьим достоянием
без ведома и желания самого человека.
В ряде законодательных актов устанавливаются
гарантии защиты этих прав: тайна усыновления
(“Семейный кодекс РФ” ст. 111, УК РФ ст.
155); врачебная тайна (основы законодательства
об охране здоровья граждан); тайна исповеди
(закон РСФСР “О свободе вероисповеданий”);
тайна денежных вкладов, тайна завещания
и т.д. УПК ограничивает возможности
следственных органов при вторжении в
частную жизнь человека – все эти действия
могут осуществляться в четко указанных
случаях и только с санкции прокурора.
Лица, проводящие следственные действия
обязаны также хранить тайну личной жизни
лиц, участвующих в следствии (УПК ст.
170 ч.5). В качестве гарантии необходимо
рассмотреть и возможность компенсации
в случае нарушения данных прав – в таких
случаях, в соответствии с Положением
о порядке возмещения ущерба, причиненного
гражданину незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные
меры.
- Право на
жилище и его неприкосновенность (ст. 25,
40) – это право пользоваться жилищем
на законных основаниях, регулируемое
федеральным законодательством (Жилищный
кодекс, ГК, Закон “Об основах федеральной
жилищной политики” и т.д.) Предполагается
система мер, способствующих обеспечению
жильем граждан из муниципального и государственного
фонда, проведение кредитно-финансовой
политики и т.д. Гарантируется защита
от проникновения в жилище без согласия
на то лиц законно занимающих это помещение
и защита от незаконного лишения жилища.
Данное право может быть ограничено только
в тех случаях, которые оговорены в федеральном
законе. В случае нарушения его используются
те же статьи, что и при нарушении любых
прав человека и гражданина и предоставляется
право обжаловать в суд незаконные действия,
восстановить свои прав и получить соответствующую
компенсацию.
- Право на
определение национальной принадлежности
и пользование родным языком (ст. 26 КРФ)
– правовые гарантии закреплены в законе
“О языках народов РСФСР” от 25.10.91. в соответствии
с Конституцией и законом каждому
гарантируется право осуществлять основные
политические, экономические, социальные
и культурные права и свободы вне зависимости
от знания или незнания какого-либо языка
Каждый имеет право пользоваться родным
языком при обращениях в государственные
органы РФ, при судопроизводстве, при выборе
языка обучения и т.д.
- Право на
свободу передвижения, выбора места жительства,
выезда за пределы РФ (для граждан право
свободного возвращения в РФ) (ст. 27) –
данная статья Конституции 1993 года и закон
о “Праве российских граждан на свободное
передвижение, выбор места жительства
в пределах Российской Федерации” от
25/06/93 внес много нового. Важно учесть,
что многие гарантии осуществления основаны
на требованиях международно-правовых
обязательствах России (ратификация Европейской
конвенции). Прежде всего, появились гарантии
на свободу смены места жительства, институт
прописки больше не является ограничение
в осуществлении любых прав человека
и гражданина на территории РФ. Ограничения
могут быть вызваны только незаконным
проживанием на данной территории, ограничениями
по ст. 55,56 КРФ, но только в той мере,
в какой это необходимо. Могут быть ограничения,
связанные с нахождением в местности,
прилегающей к государственной границе,
в территории санитарно-эпидемиологического
бедствия и т.д. Но все эти ограничения
регулируются только нормативно-правовыми
актами.
- Право на
свободу совести, вероисповедания (ст.
28) –никто не может быт принужден в выборе
религии, смене вероисповедания. Допускается
религиозное многообразие. Закон “О свободе
вероисповеданий” 1990 г. соответствует
данной статье Конституции и гарантирует,
что данные права и свободы не будут ограничиваться,
что государство (так как РФ – светское
государство) не буде вмешиваться в дела
религиозных объединений. Нарушение данных
прав ведет к ответственности, предусмотренной
в Российском законодательстве
- Право на
свободу мысли и слова, получение, производство
и распространение информации (ст. 29) –
положение данной статьи говорит о Российской
Федерации как государстве демократическом,
признающем разнообразие мнений. Тем не
менее, пожалуй, данная статья имеет большее
число ограничений, чем другие. Это не
случайно – свобода мысли и слова не может
быть абсолютной. В общих чертах ограничения
сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того,
ГК РФ, КоАП РФ, УК предусматривают меры
наказания за публичные призывы к национальной
вражде, насильственному захвату власти
и т.д.
Гарантиями осуществления данного
права является то, что оно не только декларируется,
но и создаются возможности его реализации.
“Закон о средствах массовой информации”
предполагает предоставление возможности
публично заявить о своем мнении, федеральный
закон “О порядке освещения деятельности
органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации” 1994 г.
предполагает гарантии свободы получения
информации для каждого. Ограничения существуют
только для информации конфиденциальной;
для сведений, составляющих государственную
тайну и т.д. Все эти ограничения также
регулируются и точно определяются в нормативно-правовых
актах.
Гарантии
политических прав
и свобод
- Право на
объединение, включая право создавать
профессиональные союзы (ст.30) – международные
правовые документы и Конституция РФ закрепляет
это право, как не подлежащее никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены в законах
и необходимы в демократическом обществе
в интересах государственной или общественной
безопасности, защиты прав и свобод других
лиц. Конкретизируется это право и закрепляются
гарантии на него в Федеральных
законах “Об общественных объединениях”
от 14 апреля 1995 г., “О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях” от 12 января
1996 г., “о благотворительной деятельности
и благотворительных организациях” от
11 августа 1995 г. Деятельность этих организаций
и объединений четко регламентируется
и устанавливаются правовые гарантии
их существования.
- Право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
(ст. 31) – данное право принадлежит только
гражданам РФ и регламентируется Указом
Президента РФ от 25 мая 1992 г. “О порядке
организации и проведения митингов, уличных
шествий, демонстраций и пикетирования”.
Осуществление данного права не должно
нарушать права и свободы других лиц, должно
соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное
воспрепятствование проведению данных
мероприятий может быть обжаловано в суд.
- Право на
участие в управлении делами государства
как непосредственно, так и через своих
представителей; право избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления;
право на равный доступ к государственной
службе; право н участие в отправлении
правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее
только гражданам РФ. Оно соответствует
правовым нормам международных документов
и реализуется прежде всего в избирательном
праве граждан – право избирать и быть
избранными Для осуществления этого права
необходим определенный статус личности
– наличие дееспособности, достижение
определенного возраста, состояние здоровья
и т.д. – исходя из этих требований
могут возникать ограничения в осуществлении
данных прав. Еще одной гарантией осуществления
этих политических прав является участие
дееспособных граждан в референдуме (“Закон
о референдуме Российской Федерации”
от 10 октября 1995 г.). Федеральный конституционный
закон “О судебной системе Российской
Федерации” от 31 декабря 1996 г. раскрывает
конституционное положение об участии
граждан в осущетсвлении правосудия в
качестве присяжных, народных, арбитражных
заседателей.
- Право на
обращение в государственные органы и
органы местного самоуправления (ст. 33)
– важное средство осущетсвления и охраны
прав личности. Лично или через своего
законного представителя любой гражданин
может обратиться в гсударственные органы
с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение
обращений граждан гарантируется.
В случае нарушения прав и свобод любой
может обратиться в суд, для обжалования
незаконных действия, восстановления
прав и получения компенсации. Для каждого
гражданина гарантируется право обращения
в Конституционный суд при нарушении
конституционных прав и свобод.