Конституционные права и свободы человека и гражданина

Автор: e********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Конституционные нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод, возлагают на него обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватывают все главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, не исчерпывают всей их совокупности (множество других прав и свобод устанавливается всеми отраслями права, многими нормативными актами). Основные права и свободы – закрепленные Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы.

Содержание

Понятие, система и классификация основных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина…………………………………………………..3
Понятие и система основных прав, свободы и обязанностей
человека и гражданина………………………………………………………..3
Классификация основных прав и свобод личности…………………….4
Гражданские (личные) права и свободы………………………………………6
Политические права и свободы………………………………………………….9
Социально-экономические права и свободы………………………………..13
Обязанности граждан……………………………………………………………..16
Институт Уполномоченного по правам человека и его роль в защите прав человека ………………………………………………………………………18
Задача №1……………………………………………………………………………22
Задача №2 …………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы …………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Правоведение.docx

— 57.57 Кб (Скачать)

     4. Конституция возлагает на каждого  гражданина обязанность получить основное общее образование (9 классов). Обязанность по обеспечению детьми основного общего образования несут родители или лица, их заменяющие.

     5. Обязанность заботиться о сохранении  исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории  и культуры. Народы России имеют богатое культурное наследие, которое имеет важное значение для сохранения и развития самобытности народов России Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

     6. Особое значение имеет обязанность  по защите Отечества В статье 59 Конституции она определяется  как «долг и обязанность гражданина  Российской Федерации». Од повременно устанавливается обязанность по несению военной службы. Более детально эта обязанность регламентируется нормами Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими нормативными актами. Военная служба — это особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях и органах. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена уголовная ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Институт  Уполномоченного  по правам человека и его роль в  защите прав человека

     Институт  уполномоченного по правам человека — государственный правозащитный институт, который действует в нашей стране в соответствии с Конституцией РФ и принятым в 1997 г. Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

     О́мбудсмен (от швед. ombudsman, омбудсман, «представитель», в русский язык вошло через английский, отсюда -мен) — в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

     Долгое  время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году (после получения независимости от РСФСР) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987).

     В настоящее время уже в 100 странах  всего мира омбудсмены стоят на страже прав и свобод человека. 

     Основными задачами указанного института являются обеспечение государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами и государственными служащими. Институт уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

     Учреждение  в России должности Уполномоченного  по правам человека закреплено в ст. 103 Конституции РФ, в соответствии с которой к ведению Государственной  Думы Федерального Собрания РФ относится  назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, т.е. упоминание о нем  дано через призму компетенции Государственной  Думы. Постановлением Государственной  Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. на должность Уполномоченного  по правам человека в РФ назначен Лукин  Владимир Петрович1.

     Важным  моментом статуса Уполномоченного  является его независимость и  неподотчетность каким-либо государственным  органам и должностным лицам. Этот институт пользуется значительной самостоятельностью, несравнимой с  другими органами. Такая независимость  является основным условием и предпосылкой выполнения контрольно-надзорной функции, которые ему доверяет конституционно-правовой порядок.

     При выполнении возложенных на Уполномоченного  функций он должен руководствоваться  Конституцией РФ, ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ”2, законодательством РФ, кроме этого, он должен согласовывать свою деятельность, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

     Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
  • выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Задача  №1

       В соответствии с условиями  договора, заключенного на один  год между заводом «Спецмаш» и торговой фирмой «Титан», завод обязался поставлять фирме ежемесячно по три котла специальной конструкции. В феврале завод отгрузил фирме пять котлов, из которых два были изготовлены досрочно. Однако фирма отказалась принять и оплатить досрочно поставленные котлы. Поставщик с этим не согласился, отметив, что досрочное выполнение обязательств должно одобряться и поддерживаться.

     Что понимается под досрочным исполнением  обязательств? Допускается ли досрочное исполнение обязательств? Обоснован ли отказ фирмы «Титан»?

Решение:

     Согласно  требований части 1 статьи 314 ГК РФ. Срок исполнения обязательства

     1. Если обязательство предусматривает  или позволяет определить день  его исполнения или период  времени, в течение которого  оно должно быть исполнено,  обязательство подлежит исполнению  в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

     Вместе  с тем статьей 315 ГК РФ. Досрочное  исполнение обязательства

     Установлено, что должник вправе исполнить  обязательство до срока, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми  актами или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство до срока предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства.

     Кроме того, из текста задачи, следует что  был заключен договор поставки.

     Согласно  требований статьи 508ГК РФ Периоды поставки товаров

     1. В случае, когда сторонами предусмотрена  поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

     2. Наряду с определением периодов  поставки в договоре поставки  может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

     3. Досрочная поставка товаров может  производиться с согласия покупателя.

     Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.

     Таким образом, как и в других договорах, опосредующих предпринимательские отношения, досрочное исполнение обязательств допускается лишь по соглашению сторон. Особенностью договора поставки является правило, в соответствии с которым товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде (п.3 ст.508 ГК)

     Следовательно если в договоре не указано, что товар  может поставлен досрочно до без  согласования указанного вопроса действия фирмы «Титан» обоснованы 
 
 
 
 
 
 
 

Задача № 2.

     В период брака Селимханова получила по наследству дачу. Состояние дома не допускало его эксплуатации. В результате муж Селимхановой, работая по выходным и привлекая общие средства семьи, произвел капитальный ремонт дачи, позволивший использовать ее по прямому назначению.

     Каков режим общей совместной собственности  супругов? Собственностью кого из супругов будет в данном случае являться подаренная жене и отремонтированная мужем дача?

Решение:

     Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" даны следующие разъяснения:

     Раздел  имущества супругов при разводе  возможен только в отношении того имущества, которое составляет общую  совместную собственность.

     В пункте 15 Постановления указано:

     Общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в  период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены  денежные средства, если брачным договором  между ними не установлен иной режим  этого имущества. Раздел имущества  при разводе супругов производится по правилам, установленным ст. ст. 38, 39 СК РФ и ст. 254 ГК РФ. Стоимость имущества, подлежащего разделу, определяется на время рассмотрения дела.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина