Конституционно-правовые основы свободы совести и граждан в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Свобода совести является одной из важнейших и неотъемлемых свобод человека, общечеловеческой социальной и духовной ценностью, конкретным проявлением свободы человека в обществе, важным этическим и правовым принципом и в то же время значимой философской, правовой, политической и религиоведческой категорией. Проблема свободы совести находится «на стыке» конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, социальной философии, политической науки и религиоведения.

Работа содержит 1 файл

Zemliakov_2.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Как нормативное измерение социокультурной  деятельности человека, как культурная ценность, детерминированная характером и уровнем развития экономического развития, социума в целом, свобода совести проявляется как одно из прав человека в сфере экономической, социальной и культурной деятельности. Конкретизация в данной группе прав свободы совести проявляется в праве на образование (в том числе и религиозного) (ст. 49 Конституции Республики Беларусь), на участие в культурной жизни (ст. 51 Конституции Республики Беларусь) и т.д. Представляется возможным право на свободу совести отнести также и к блоку прав в сфере государственного и социально-политической жизни, потому что он регулирует наиболее существенные отношения между властью, религиозными организациями и гражданами в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Право на свободу совести как одна из составляющих правового статуса человека тесно взаимосвязано с другими конституционными правами и свободами. Характер и специфика такого соотношения обусловлены не только общими чертами правового положения человека как комплексного государственно-правового института, но и пограничным характером самой свободы совести, возможностью ее включения во все группы прав и свобод человека и гражданина. В Республике Беларусь осуществление принципов свободы совести неразрывно связано со статусом светского государства, что обеспечивается в данной сфере отделением религиозных организаций от государства и их равенство перед законом, невозможностью установления никакой религии в качестве обязательной для граждан. Светский характер государства обеспечивается невмешательством государства и религиозных сообществ во внутренние дела друг друга.

К другим принципам в данной сфере  можно отнести равенство прав и свобод граждан, независимо от отношения  к религии; запрет любых форм ограничений  прав граждан по признакам религиозной принадлежности, недопущение пропаганды или агитации, возбуждающей религиозную ненависть и вражду. В совокупности вышеизложенные принципы формируют основу для проявления правового государства в этой сфере отношений.

В настоящее время в Республике Беларусь формируется современная модель государственной политики в сфере свободы совести для светского государства, которая включает концептуальные положения, нормативно-правовую базу и организационно-управленческие структуры. Формирование современной политико-правовой модели началось с принятия Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (2002 г.) (далее – Закон о свободе совести). Впервые не идеология и государство, а человек, его права и свободы были правозглашены Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанностью государства. Это касается многоаспектной деятельности граждан, объединившихся для религиозных целей. Каждый, осуществляя право на свободу совести и вероисповедания, получил и право на консолидацию по своему волеизъявлению в форме религиозной организации с приобретением правоспособности юридического лица.

Государственная обязанность защиты прав и свобод человека требует выработки концепции отношений власти и религиозных организаций, выявления механизма осуществления конституционных принципов в форме модели. В правоприменительной сфере в её основу положены конституционные принципы свободы совести и вероисповедания, осуществление которых гарантируется государством каждому. Гарантии включают право не только исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, не только свободно выбирать или иметь, но и распространять религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними (ст. 31 Закона о свободе совести).

Такая формулировка свидетельствует  о замещении дуалистического  конституционно-правового принципа свободы совести советской модели. Советский принцип тоже утверждал  право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но гарантии сводились к отправлению религиозных культов или атеистической пропаганде. Закрепление в Конституции Республики Беларусь права свободы распространения религиозных убеждений и действий в соответствии с ними означает отказ государства от идеологической монополии, прежней борьбы с религиозными организациями как субъектами права, религией как социальным феноменом, а также свободой мысли, слова, выражения мнения. Гражданин может свободно реализовывать присущие ему право на свободу совести через закрепление его в Основном Законе и действующей обязанности государства гарантировать свободу совести, как и другие конституционные права. Формой реализации отношений между государством и гражданином могут быть как конкретные правоотношения, так и отношения неурегулированные нормами права. Правоотношения можно разделить на: 1) субъекты правоотношений; 2) содержание правоотношений; 3) объекты правоотношений. При этом субъектами права на свободу совести являются физические лица, которые законно пребывают на территории Республики Беларусь, к которым принадлежат граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. Объектами правоотношений в процессе реализации права на свободу совести являются: 1) предметы материального мира; 2) продукты духовного творчества; 3) особенности неимущественного блага; 4) поведение участников правоотношений; 5) результат поведения участников правоотношений.

Рассмотрение современной политики в сфере свободы совести связано с проблемами формирования правосознания на основе новых принципов в условиях конституционного права Республики Беларусь, правового демократического социального светского государства; с отсутствием кодифицированного права в данной области отношений; проявлениями в обществе и мире нетерпимости и дискриминации по религиозному признаку, представляющими угрозу социальной стабильности.

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу  совести и вероисповедания, а  также правовое положение религиозных организаций регулирует Закон о свободе совести. В целом законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях состоит из данного закона, соответствующих положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Республики Беларусь. Однако от юридического закрепления норм до их практического воплощения, как известно, большая дистанция. Осуществление конституционных прав и свобод в реальной жизни человека остаётся проблемой наиболее актуальной и очевидной, остро воспринимаемой как белорусскими гражданами, так и международным сообществом.

Политико-правовой механизм реализации свободы совести в Республике Беларусь – это осуществляемая государством правовая и организационная деятельность, реализуемая с помощью комплекса мер организационного, материально-технического, социально-психологического и иного характера, направленных на создание условий для успешной реализации политико-правовых норм, содержащихся в Конституции Республики Беларусь. Элементами механизма реализации свободы совести являются следующие: нормативная основа, регламентирующие общественные отношения в сфере свободы совести и способы реализации данной свободы в белорусском обществе и государстве. Эти группы элементов взаимодействуют через промежуточные звенья: правоотношения, юридические факты, правоприменительные акты, в том числе и охранительные; акты реализации прав и обязанностей. Данные звенья можно рассматривать также в качестве элементов политико-правового механизма реализации свободы совести.

Элементы, составляющие нормативную  основу, определяют статистическое содержание изучаемого механизма, которое тесно  связано с динамической стороной механизма реализации свободы совести. Данная сторона представлена стадиями реализации данной свободы: стадия создания политико-правовой основы для регламентации общественных отношений в сфере свободы совести, стадия индивидуализации и конкретизации прав и обязанностей в сфере свободы совести, реализация прав и обязанностей в конкретных правоотношениях в сфере свободы совести. Основными элементами данной системы являются такие гарантии, как равенство всех индивидов и их религиозных организаций перед законом независимо от их отношения к религии; отделение религиозных организаций от государства; светский характер системы государственного образования; тайна исповеди и др.

Принципы политико-правового обеспечения  свободы совести в Республике Беларусь можно классифицировать по двум основаниям: по характеру субъектов и по сфере общественных отношений, в которой реализуется данная свобода. По первому основанию дифференцированы принципы реализации свободы совести верующими индивидами и их религиозными организациями (принцип веротерпимости; принцип добросовестного прозелитизма и т.д.), а также принципы деятельности государства в сфере обеспечения свободы совести (принцип невмешательства государства во внутреннюю деятельность религиозных организаций, принцип взаимодействия государства с религиозными организациями и т.д.). По второму основанию классификации выделены принципы обеспечения свободы совести в сфере экономических отношений (принцип целевого использования собственности религиозных организаций); в сфере государственной службы (принцип недопущения использования должностных полномочий в интересах религиозных организаций); в сфере образования (принцип добровольности религиозного обучения детей); в сфере трудового права (принцип конфиденциальности религиозной принадлежности работника); принципы обеспечения вероисповедных отношений в Вооружённых Силах Республики Беларусь (принцип частного порядка осуществления вероисповедных потребностей военнослужащими).

Заключение 

Общая оценка существующей тенденции  реализации принципа свободы совести  – отличие правоприменительной практики от того, что заявлено в Конституции Республики Беларусь и Законе о свободе совести. Конституционное право граждан на свободу совести порой сводится к свободе вероисповедания, т.е. широкое, объёмное понятие подменяется узким, одномерным; размываются такие конституционные принципы, как отделение религиозных организаций от государства; равенство религий и религиозных организаций перед законом; равенство прав верующих и неверующих; проявляется деформация основных идей и положений концепции светского государства, что ведёт к обострению отношений в межконфессиональной среде. Вопрос о праве человека на свободу совести всё чаще относится не к сфере частной жизни граждан, а к области публично-правовых отношений, общественно-политических интересов. Это ведёт к политизации деятельности различных религиозных организаций, к подмене интересов верующего гражданина интересами конфессиональной бюрократии.

Некоторые несовершенства белорусского законодательства, динамично складывающиеся государственно-конфессиональные отношения порождают ряд проблем политико-правового механизма реализации свободы совести в современной Беларуси. Это прежде всего неурегулированное законодательством тесное взаимодействие государственных структур: органов власти, образовательных учреждений, армии, правоохранительных органов с традиционными для Беларуси конфессиями.

К настоящему времени слабо проработана  теоретическая и правовая основа для утверждения взвешенных научно-обоснованных критериев оценки влияния деятельности религиозных организаций на безопасность государства и установления таких запретительных норм, которые не умаляли бы прав и свобод человека и гражданина и не препятствовали бы реализации принципа свободы совести.

Существуют проблемы, ещё требующие  своего изучения. Прежде всего они связаны с анализом современной религиозной ситуации и выявлением существующих тенденций и перспектив для дальнейшей реализации этого конституционного принципа важного с точки зрения прав человека и государственно-конфессиональных отношений.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

 

  1. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»: Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 123. – 2/886.

Информация о работе Конституционно-правовые основы свободы совести и граждан в Республике Беларусь