Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:05, реферат
Свобода совести является одной из важнейших и неотъемлемых свобод человека, общечеловеческой социальной и духовной ценностью, конкретным проявлением свободы человека в обществе, важным этическим и правовым принципом и в то же время значимой философской, правовой, политической и религиоведческой категорией. Проблема свободы совести находится «на стыке» конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, социальной философии, политической науки и религиоведения.
Как нормативное измерение
Право на свободу совести как одна из составляющих правового статуса человека тесно взаимосвязано с другими конституционными правами и свободами. Характер и специфика такого соотношения обусловлены не только общими чертами правового положения человека как комплексного государственно-правового института, но и пограничным характером самой свободы совести, возможностью ее включения во все группы прав и свобод человека и гражданина. В Республике Беларусь осуществление принципов свободы совести неразрывно связано со статусом светского государства, что обеспечивается в данной сфере отделением религиозных организаций от государства и их равенство перед законом, невозможностью установления никакой религии в качестве обязательной для граждан. Светский характер государства обеспечивается невмешательством государства и религиозных сообществ во внутренние дела друг друга.
К другим принципам в данной сфере можно отнести равенство прав и свобод граждан, независимо от отношения к религии; запрет любых форм ограничений прав граждан по признакам религиозной принадлежности, недопущение пропаганды или агитации, возбуждающей религиозную ненависть и вражду. В совокупности вышеизложенные принципы формируют основу для проявления правового государства в этой сфере отношений.
В настоящее время в Республике Беларусь формируется современная модель государственной политики в сфере свободы совести для светского государства, которая включает концептуальные положения, нормативно-правовую базу и организационно-управленческие структуры. Формирование современной политико-правовой модели началось с принятия Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (2002 г.) (далее – Закон о свободе совести). Впервые не идеология и государство, а человек, его права и свободы были правозглашены Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанностью государства. Это касается многоаспектной деятельности граждан, объединившихся для религиозных целей. Каждый, осуществляя право на свободу совести и вероисповедания, получил и право на консолидацию по своему волеизъявлению в форме религиозной организации с приобретением правоспособности юридического лица.
Государственная обязанность защиты прав и свобод человека требует выработки концепции отношений власти и религиозных организаций, выявления механизма осуществления конституционных принципов в форме модели. В правоприменительной сфере в её основу положены конституционные принципы свободы совести и вероисповедания, осуществление которых гарантируется государством каждому. Гарантии включают право не только исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, не только свободно выбирать или иметь, но и распространять религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними (ст. 31 Закона о свободе совести).
Такая формулировка свидетельствует
о замещении дуалистического
конституционно-правового
Рассмотрение современной
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций регулирует Закон о свободе совести. В целом законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях состоит из данного закона, соответствующих положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Республики Беларусь. Однако от юридического закрепления норм до их практического воплощения, как известно, большая дистанция. Осуществление конституционных прав и свобод в реальной жизни человека остаётся проблемой наиболее актуальной и очевидной, остро воспринимаемой как белорусскими гражданами, так и международным сообществом.
Политико-правовой механизм реализации свободы совести в Республике Беларусь – это осуществляемая государством правовая и организационная деятельность, реализуемая с помощью комплекса мер организационного, материально-технического, социально-психологического и иного характера, направленных на создание условий для успешной реализации политико-правовых норм, содержащихся в Конституции Республики Беларусь. Элементами механизма реализации свободы совести являются следующие: нормативная основа, регламентирующие общественные отношения в сфере свободы совести и способы реализации данной свободы в белорусском обществе и государстве. Эти группы элементов взаимодействуют через промежуточные звенья: правоотношения, юридические факты, правоприменительные акты, в том числе и охранительные; акты реализации прав и обязанностей. Данные звенья можно рассматривать также в качестве элементов политико-правового механизма реализации свободы совести.
Элементы, составляющие нормативную основу, определяют статистическое содержание изучаемого механизма, которое тесно связано с динамической стороной механизма реализации свободы совести. Данная сторона представлена стадиями реализации данной свободы: стадия создания политико-правовой основы для регламентации общественных отношений в сфере свободы совести, стадия индивидуализации и конкретизации прав и обязанностей в сфере свободы совести, реализация прав и обязанностей в конкретных правоотношениях в сфере свободы совести. Основными элементами данной системы являются такие гарантии, как равенство всех индивидов и их религиозных организаций перед законом независимо от их отношения к религии; отделение религиозных организаций от государства; светский характер системы государственного образования; тайна исповеди и др.
Принципы политико-правового
Заключение
Общая оценка существующей тенденции реализации принципа свободы совести – отличие правоприменительной практики от того, что заявлено в Конституции Республики Беларусь и Законе о свободе совести. Конституционное право граждан на свободу совести порой сводится к свободе вероисповедания, т.е. широкое, объёмное понятие подменяется узким, одномерным; размываются такие конституционные принципы, как отделение религиозных организаций от государства; равенство религий и религиозных организаций перед законом; равенство прав верующих и неверующих; проявляется деформация основных идей и положений концепции светского государства, что ведёт к обострению отношений в межконфессиональной среде. Вопрос о праве человека на свободу совести всё чаще относится не к сфере частной жизни граждан, а к области публично-правовых отношений, общественно-политических интересов. Это ведёт к политизации деятельности различных религиозных организаций, к подмене интересов верующего гражданина интересами конфессиональной бюрократии.
Некоторые несовершенства белорусского
законодательства, динамично складывающиеся
государственно-конфессиональны
К настоящему времени слабо проработана теоретическая и правовая основа для утверждения взвешенных научно-обоснованных критериев оценки влияния деятельности религиозных организаций на безопасность государства и установления таких запретительных норм, которые не умаляли бы прав и свобод человека и гражданина и не препятствовали бы реализации принципа свободы совести.
Существуют проблемы, ещё требующие
своего изучения. Прежде всего они связаны с анализом современной
религиозной ситуации и выявлением существующих
тенденций и перспектив для дальнейшей
реализации этого конституционного принципа
важного с точки зрения прав человека
и государственно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Конституционно-правовые основы свободы совести и граждан в Республике Беларусь