Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:05, реферат
Свобода совести является одной из важнейших и неотъемлемых свобод человека, общечеловеческой социальной и духовной ценностью, конкретным проявлением свободы человека в обществе, важным этическим и правовым принципом и в то же время значимой философской, правовой, политической и религиоведческой категорией. Проблема свободы совести находится «на стыке» конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, социальной философии, политической науки и религиоведения.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
СВОБОДЫ СОВЕСТИ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье особое внимание уделено
проблеме политико-правового
Введение
Свобода совести является одной из важнейших и неотъемлемых свобод человека, общечеловеческой социальной и духовной ценностью, конкретным проявлением свободы человека в обществе, важным этическим и правовым принципом и в то же время значимой философской, правовой, политической и религиоведческой категорией. Проблема свободы совести находится «на стыке» конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, социальной философии, политической науки и религиоведения.
Свобода совести является понятием, которое возникло в определенных социально-исторических условиях и прошло достаточно тернистый путь своего становления от веротерпимости до свободы совести, т.е. права на свободный выбор человеком мировоззренческих ориентиров по велениям собственной совести. В каждую эпоху проблема свободы совести стояла и разрешалась по-разному, в зависимости от характера общественных отношений, от уровня развития производительных сил, уровню развития общества в целом, интересов и целей определенного класса, партии, даже мировоззренческих предпочтений некоторых правителей. По мере исторического развития последовательно распространялось понимание необходимости религиозной терпимости и свободомыслия, правовой защиты людей различных мировоззренческих ориентаций. Значительный вклад в разработку, правовое оформление и законодательное включение в жизнь принципов свободы совести внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, мыслители Просвещения, либералы ХVIII–ХIХ вв.
Цель данного исследования – проанализировать с учётом аспектов политической науки конституционно-правовые основы свободы совести в Республике Беларусь.
Понимание свободы совести как естественного права человека, необходимости равноправия всех людей независимо от их религиозных взглядов становятся принципами национальных конституций некоторых стран, начиная с ХVIII в. По мере распространения понимания принципа свободы совести расширялись и соответствующие конституционно-законодательные положения. Они касались отделения церкви от государства, правового равенства различных религиозных организаций, запрета на ограничение политической дееспособности граждан в зависимости от отношения к религии.
Анализ содержания международных актов по вопросам прав человека дает основание утверждать, что свобода совести включает следующие возможности: иметь религию или убеждения; принимать религию или убеждения на свой выбор; изменять свою религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и совместно с другими, публично или частным образом, в отправлении культа, исполнения религиозных и ритуальных обрядов и учений; обеспечивать религиозное и моральное воспитание своих детей родителями или законными представителями в соответствии с собственными убеждениями.
Современное законодательство по правам человека в целом и о свободе совести в частности представляет собой многоуровневую систему правовых актов, в состав которой входят Конституция Республики Беларусь, международные акты, законы Республики Беларусь, подзаконные акты. Основным законом белорусского государства является Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Перед тем как рассматривать базовые нормы, непосредственно регулирующие соблюдение свободы совести, следует обратить внимание на два важных момента.
1. Статья 2 Конституции Республики
Беларусь гласит: «Человек, его права,
свободы и гарантии их
2. Часть 1 ст. 137 гласит: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь». Статья 31 Конституции Республики Беларусь объясняет смысл права свободы совести: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом». Ограничение прав и свобод личности, предусмотренные в ст. 23, «допускается только в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц».
Конституция Республики Беларусь утверждает
базовые положения современной
белорусской государственности, особенно
для религиозных организаций. Согласно
части 2 ст. 4, «идеология политических партий, религиозных
или иных общественных объединений, социальных
групп не может устанавливаться в качестве
обязательной для граждан». Статья 16 фиксирует,
что «религии и вероисповедания равны
перед законом». Эти два положения для
многоконфессионального государства
и религиозных организаций носят принципиальный
характер, так как они задают правовые
параметры государственно-
По действующей конституции
«запрещается деятельность религиозных
организаций, их органов и представителей, которая направлена
против суверенитета Республики Беларусь,
ее конституционного строя и гражданского
согласия либо сопряжена с нарушением
прав и свобод граждан, а также препятствует
исполнению гражданами их государственных,
общественных, семейных обязанностей
или наносит вред их здоровью и нравственности»
(часть 3 ст. 16) Базовые конституционно-правовые
положения в отношении свободы совести
в Республике Беларусь соответствуют
демократическим принципам, в целом соответствуют
правам и свободам человека, опираются
при этом на многовековые традиции регулирования
отношений между государством и религиозными
организациями как социальными институтами,
на исторические уроки как позитивного,
так и негативного опыта таких отношений.
В сравнении с рядом западноевропейских
и постсоциалистических государств основные
законодательные положения, как и система
государственно-
Запрещающие положения законодательства в отношении религиозной свободы сведены к минимуму и приведены в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и международно-правовыми нормами и стандартами, а предусмотренный Законом контроль со стороны государства осуществляется не за деятельностью религиозных организаций, а за соответствием их деятельности уставам этих религиозных организаций. Такой вид контроля присущ любому цивилизованному государству и одинаково касается любых субъектов права: государственных органов, религиозных общин, государственных служащих, общественных организаций и др.
Свобода совести – самостоятельное
исторически сложившееся
Понятие свободы и субъективного права не являются тождественными. Свобода (в отличие от права) не имеет субъективной формы, поэтому применительно к конкретному лицу необходимо говорить о праве этого лица на свободу чего-либо, в частности, свободу совести. Совесть служит критерием выбора того или иного варианта поведения в конкретных жизненных обстоятельства. Оценка собственного поведения не может осуществляться человеком изолированно, на неё неизбежно оказывает влияние существующие в обществе принципы и ценности.
Свобода совести как органическая совокупность понятий «свобода» и «совесть» представляет собой возможность человека выбирать нравственные ориентиры, вести себя в соответствии с ними и осуществлять на их основании оценку своих и чужих поступков. Между тем исторически сформировавшееся понятие «свобода совести», рассматриваемое с политико-правовой точки зрения, связывается именно с отношением человека к религии и находится в неразрывной взаимосвязи со свободой вероисповедания.
В настоящее время существует тенденция к расширению толкования понятия «свобода совести» путём включения в эту свободу не только религиозных и нерелигиозных, но и неких «иных убеждений» Нам представляется такой подход несостоятельным. Попытка трактовки иных убеждений как убеждений, отличных от религиозных, приводит либо к подмене понятия (нерелигиозные убеждения понимаются как антирелигиозные, а иные убеждения в этом случае выступают в качестве нейтральных), либо к включению в состав свободы совести убеждений, не имеющих отношения к мировоззрению. Последнее приводит к «размытости» свободы совести и усложняет её защиту.
Свобода совести – это
Свободу совести целесообразно оценивать в качестве субъективного права, которое включает следующие права и свободы:
1) право свободно выбирать и принимать любую религию;
2) право иметь религиозные
3) право исповедовать индивидуаль
4) право исповедовать совместно
(с другими, коллективно)
5) свободу изменять религиозные убеждения;
6) свободу
распространять религиозные
7) свободу
действовать в соответствии с
религиозными убеждениями,
8) право на религиозное образование;
9) свободу исповедовать свою религию в богослужении, в исполнении религиозных ритуальных обрядов;
10) право
на объединение в религиозные
организации и свободу их
Все элементы свободы совести могут быть объединены и сгруппированы по определённым признакам. При этом следует учитывать, что наиболее целесообразным было бы выделить отдельно индивидуальные и отдельно коллективные (совместные) правовые полномочия в данной сфере. В настоящее время появились новые элементы свободы совести, в частности, такие, как право на альтернативную гражданскую службу, право на религиозную безопасность. Кроме того, происходит переосмысление конституционного права на религиозное образование, появляются дополнительные возможности для его реализации. Следовательно, можно говорить о расширении содержания понятия «свобода совести» в условиях формирования светского государства. Происходит это экстенсивным и интенсивным способами. Экстенсивность подразумевает законодательное закрепление новых религиозных прав и свобод и создание механизма их реализации. Суть интенсивного способа состоит в наделении уже существующих религиозных прав новой смысловой нагрузкой и развитии гарантий их осуществления.
На наш взгляд, свобода совести – универсальное комплексное образование, которое не сводится лишь к одной группе прав человека. Придерживаясь трехчленной классификации прав и свобод человека (права и свободы в сфере личной безопасности и частной жизни, в сфере государственной и социально-политической жизни, в сфере экономической, социальной и культурной деятельности), мы думаем, что институт свободы совести можно включить в каждый из этих блоков как право, которое гарантирует индивидуальную свободу, самоопределение человека, беспрепятственный выбор его разных вариантов своего поведения и действий в отношении вопросов религии и атеизма, как право, которое проявляет духовные интересы и потребности гражданина, свобода совести принадлежит к личным правам человека и гражданина.
Информация о работе Конституционно-правовые основы свободы совести и граждан в Республике Беларусь