Конституционно-правовые основы свободы совести и граждан в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Свобода совести является одной из важнейших и неотъемлемых свобод человека, общечеловеческой социальной и духовной ценностью, конкретным проявлением свободы человека в обществе, важным этическим и правовым принципом и в то же время значимой философской, правовой, политической и религиоведческой категорией. Проблема свободы совести находится «на стыке» конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, социальной философии, политической науки и религиоведения.

Работа содержит 1 файл

Zemliakov_2.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

СВОБОДЫ СОВЕСТИ  ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В статье особое внимание уделено  проблеме политико-правового регулирования  свободы совести, отражён авторский  подход к определению данного  понятия. В Республике Беларусь были предприняты осознанные усилия по обеспечению каждому права на свободу совести и достижению сбалансированных (с учётом соответствующих демократических принципов, прав и свобод человека) отношений государства с религиозными организациями. В немалой степени этому способствовало провозглашение принципов свободы совести и вероисповедания в Конституции Республики Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь формируется современная модель государственной политики в сфере свободы совести для светского государства.

Введение 

Свобода совести является одной  из важнейших и неотъемлемых свобод человека, общечеловеческой социальной и духовной ценностью, конкретным проявлением  свободы человека в обществе, важным этическим и правовым принципом  и в то же время значимой философской, правовой, политической и религиоведческой категорией. Проблема свободы совести находится «на стыке» конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, социальной философии, политической науки и религиоведения.

Свобода совести является понятием, которое возникло в определенных социально-исторических условиях и прошло достаточно тернистый путь своего становления от веротерпимости до свободы совести, т.е. права на свободный выбор человеком мировоззренческих ориентиров по велениям собственной совести. В каждую эпоху проблема свободы совести стояла и разрешалась по-разному, в зависимости от характера общественных отношений, от уровня развития производительных сил, уровню развития общества в целом, интересов и целей определенного класса, партии, даже мировоззренческих предпочтений некоторых правителей. По мере исторического развития последовательно распространялось понимание необходимости религиозной терпимости и свободомыслия, правовой защиты людей различных мировоззренческих ориентаций. Значительный вклад в разработку, правовое оформление и законодательное включение в жизнь принципов свободы совести внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, мыслители Просвещения, либералы ХVIII–ХIХ вв.

Цель данного исследования –  проанализировать с учётом аспектов политической науки конституционно-правовые основы свободы совести в Республике Беларусь.

Понимание свободы совести как  естественного права человека, необходимости  равноправия всех людей независимо от их религиозных взглядов становятся принципами национальных конституций некоторых стран, начиная с ХVIII в. По мере распространения понимания принципа свободы совести расширялись и соответствующие конституционно-законодательные положения. Они касались отделения церкви от государства, правового равенства различных религиозных организаций, запрета на ограничение политической дееспособности граждан в зависимости от отношения к религии.

Анализ содержания международных  актов по вопросам прав человека дает основание утверждать, что свобода  совести включает следующие возможности: иметь религию или убеждения; принимать религию или убеждения на свой выбор; изменять свою религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и совместно с другими, публично или частным образом, в отправлении культа, исполнения религиозных и ритуальных обрядов и учений; обеспечивать религиозное и моральное воспитание своих детей родителями или законными представителями в соответствии с собственными убеждениями.

Современное законодательство по правам человека в целом и о свободе совести в частности представляет собой многоуровневую систему правовых актов, в состав которой входят Конституция Республики Беларусь, международные акты, законы Республики Беларусь, подзаконные акты. Основным законом белорусского государства является Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Перед тем как рассматривать базовые нормы, непосредственно регулирующие соблюдение свободы совести, следует обратить внимание на два важных момента.

1. Статья 2 Конституции Республики  Беларусь гласит: «Человек, его права,  свободы и гарантии их реализации  являются высшей ценностью и  целью общества и государства.  Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности». В Конституции Республики Беларусь есть положение, которое объявляет, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (часть 1 ст. 8). Это открывает возможность прямого действия и применения норм международного права органами государственной власти, должностными лицами. Так как в Республике Беларусь «каждый вправе в соответствии с международноправовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ст. 61).

2. Часть 1 ст. 137 гласит: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь». Статья 31 Конституции Республики Беларусь объясняет смысл права свободы совести: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом». Ограничение прав и свобод личности, предусмотренные в ст. 23, «допускается только в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц».

Конституция Республики Беларусь утверждает базовые положения современной  белорусской государственности, особенно для религиозных организаций. Согласно части 2 ст. 4, «идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Статья 16 фиксирует, что «религии и вероисповедания равны перед законом». Эти два положения для многоконфессионального государства и религиозных организаций носят принципиальный характер, так как они задают правовые параметры государственно-конфессиональных отношений.

По действующей конституции  «запрещается деятельность религиозных  организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности» (часть 3 ст. 16) Базовые конституционно-правовые положения в отношении свободы совести в Республике Беларусь соответствуют демократическим принципам, в целом соответствуют правам и свободам человека, опираются при этом на многовековые традиции регулирования отношений между государством и религиозными организациями как социальными институтами, на исторические уроки как позитивного, так и негативного опыта таких отношений. В сравнении с рядом западноевропейских и постсоциалистических государств основные законодательные положения, как и система государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь, являются демократическими, последовательными и более взвешенными.

Запрещающие положения законодательства в отношении религиозной свободы сведены к минимуму и приведены в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и международно-правовыми нормами и стандартами, а предусмотренный Законом контроль со стороны государства осуществляется не за деятельностью религиозных организаций, а за соответствием их деятельности уставам этих религиозных организаций. Такой вид контроля присущ любому цивилизованному государству и одинаково касается любых субъектов права: государственных органов, религиозных общин, государственных служащих, общественных организаций и др.

Свобода совести – самостоятельное  исторически сложившееся явление, находящееся во взаимосвязи с  такими категориями, как свобода  мысли и убеждений. Свобода представляет собой зависимость поведения  индивида только от его сознания и воли. При этом данная категория тесно связана с понятием «необходимость», которая, по сути, является моральным законом и устанавливает определённые гарантии проявления свободы индивида.

Понятие свободы и субъективного  права не являются тождественными. Свобода (в отличие от права) не имеет субъективной формы, поэтому применительно к конкретному лицу необходимо говорить о праве этого лица на свободу чего-либо, в частности, свободу совести. Совесть служит критерием выбора того или иного варианта поведения в конкретных жизненных обстоятельства. Оценка собственного поведения не может осуществляться человеком изолированно, на неё неизбежно оказывает влияние существующие в обществе принципы и ценности.

Свобода совести как органическая совокупность понятий «свобода» и «совесть» представляет собой возможность человека выбирать нравственные ориентиры, вести себя в соответствии с ними и осуществлять на их основании оценку своих и чужих поступков. Между тем исторически сформировавшееся понятие «свобода совести», рассматриваемое с политико-правовой точки зрения, связывается именно с отношением человека к религии и находится в неразрывной взаимосвязи со свободой вероисповедания.

В настоящее время существует тенденция  к расширению толкования понятия «свобода совести» путём включения в эту свободу не только религиозных и нерелигиозных, но и неких «иных убеждений» Нам представляется такой подход несостоятельным. Попытка трактовки иных убеждений как убеждений, отличных от религиозных, приводит либо к подмене понятия (нерелигиозные убеждения понимаются как антирелигиозные, а иные убеждения в этом случае выступают в качестве нейтральных), либо к включению в состав свободы совести убеждений, не имеющих отношения к мировоззрению. Последнее приводит к «размытости» свободы совести и усложняет её защиту.

Свобода совести – это системообразующее  право в системе прав человека, основополагающее и неотъемлемое право  каждого на свободный мировоззренческий  выбор, не влекущий за собой ограничений  в других гражданских правах и свободах или их утраты. Свобода совести включает право индивидуально и/или совместно с другими свободно выбирать, менять и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других. Свобода совести является стержнем идентичности человека, это право быть человеком. От реализации этого системообразующего права зависят способность индивида самореализоваться в личность, возможность преодолеть противоречия между тенденциями, обусловленными опережающим развитием цивилизации и природой человека, способность государства к устойчивому развитию без социальных взрывов и потрясений. Свобода совести неразрывно связана с понятием индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, является важнейшей составляющей свободы личности.

Свободу совести целесообразно  оценивать в качестве субъективного  права, которое включает следующие  права и свободы:

1) право свободно выбирать и  принимать любую религию; 

2) право иметь религиозные убеждения; 

3) право исповедовать индивидуально любую религию;

4) право исповедовать совместно  (с другими, коллективно) любую  религию; 

5) свободу изменять религиозные  убеждения; 

6) свободу  распространять религиозные убеждения,  а также исповедовать свою  религию в обучении, преподавать  вероучение или систему убеждений в приспособленных для этой цели местах;

7) свободу  действовать в соответствии с  религиозными убеждениями, выражать  религиозные убеждения; 

8) право  на религиозное образование; 

9) свободу  исповедовать свою религию в  богослужении, в исполнении религиозных ритуальных обрядов;

10) право  на объединение в религиозные  организации и свободу их деятельности.

Все элементы свободы совести могут быть объединены и сгруппированы по определённым признакам. При этом следует учитывать, что наиболее целесообразным было бы выделить отдельно индивидуальные и отдельно коллективные (совместные) правовые полномочия в данной сфере. В настоящее время появились новые элементы свободы совести, в частности, такие, как право на альтернативную гражданскую службу, право на религиозную безопасность. Кроме того, происходит переосмысление конституционного права на религиозное образование, появляются дополнительные возможности для его реализации. Следовательно, можно говорить о расширении содержания понятия «свобода совести» в условиях формирования светского государства. Происходит это экстенсивным и интенсивным способами. Экстенсивность подразумевает законодательное закрепление новых религиозных прав и свобод и создание механизма их реализации. Суть интенсивного способа состоит в наделении уже существующих религиозных прав новой смысловой нагрузкой и развитии гарантий их осуществления.

На наш взгляд, свобода совести  – универсальное комплексное  образование, которое не сводится лишь к одной группе прав человека. Придерживаясь трехчленной классификации прав и свобод человека (права и свободы в сфере личной безопасности и частной жизни, в сфере государственной и социально-политической жизни, в сфере экономической, социальной и культурной деятельности), мы думаем, что институт свободы совести можно включить в каждый из этих блоков как право, которое гарантирует индивидуальную свободу, самоопределение человека, беспрепятственный выбор его разных вариантов своего поведения и действий в отношении вопросов религии и атеизма, как право, которое проявляет духовные интересы и потребности гражданина, свобода совести принадлежит к личным правам человека и гражданина.

Информация о работе Конституционно-правовые основы свободы совести и граждан в Республике Беларусь