Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:19, курсовая работа
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федераций, Правительству Российской Федерации и Судам Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………..….3
1Понятие и значение конституционно-правового статуса судей……………..6
1.1Общая характеристика закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».…………………………………………………………………...…………6
1.2Стастус судей в РФ, статус народных, присяжных и арбитражных заседателей. ………………………………..……………………………………………...8
2. Формирование правового статуса судей……………………………………10
2.1 Понятие судьи. Судебная система. ……………………...…………………..10
2.2 Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля…14
3.Верховный и Арбитражный Суды РФ……………………………………….18
3.1Верховный суд РФ: порядок образования, структура, полномочия…….18
3.2 Система судебных органов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации………………………………………… ………………………………….…23
Заключение……………………………………………………….........................27
Глоссарий………………………………………………………………………...29
Список и пользованных источников……………
2.1
Понятие судьи. Судебная
система.
Судебная
система - совокупность всех действующих
в Российской Федерации в соответствии
с её Конституцией судов, объединенная
единством задач судебной власти,
принципов организации и
Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство. Единство судебной системы РФ обеспечивается:
1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;
2)
соблюдения всеми федеральными
судами и мировыми судьями
установленных федеральными
3)
применения всеми судами
4)
признания обязательности
5)
законодательного закрепления
6)
финансирования федеральных
Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Система федеральных судов выглядит следующим образом 7
1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
2)
Федеральные суды общей
а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов
в)
районные суды. Районный суд является
непосредственно вышестоящей
г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках.
д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел.
Федеральные арбитражные суды:
а) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;
б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов.
в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.
Судами субъекта Российской Федерации являются
1)
Конституционный (уставный) суд субъекта
РФ, который может создаться
2) Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
К числу существенных особенностей судебной власти относятся
Во-первых, эта власть может осуществляться исключительно судам и в этом смысле обособление судебной власти от других «ветвей» государственной власти - президентской, законодательной, исполнительной
Во-вторых, правосудие как власть суда - это непосредственное соединение власти и права, соединение, которое обуславливает два начала:
1) власть в строгих рамках права, за пределами которых произвол;
2) право, реализующее себя во власти.
В соединении двух указанных начал находит свое воплощение правосудие.
В-третьих, осуществление правосудия возможно лишь при неукоснительном соблюдении установленных законом процессуальных норм -судопроизводства, соответственно, конституционного, гражданского, административного и уголовного. В-четвертых, применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора. Без такого конфликта и спора пусть даже в потенции, не может осуществляться правосудие, судебная власть.
В-пятых, равноправие сторон в судебном процессе, состязательность и реальная возможность сторон доказывать суду истину в конфликте или споре, справедливость своей позиции, предоставлять в соответствии с установленными процессуальными правилами доказательства, обеспечение гарантированного законом права на защиту
В-шестых, судебная власть - власть системная и в этом одна из ее основных качественных особенностей, отличающих судебную власть от других «ветвей» государственной власти. Но результат осуществления этой власти - решение или приговор суда - может быть отменен или изменен судом вышестоящим (кассационная и надзорная инстанции).
В-седьмых, в отправлении правосудия, чего нет ни в одной из других «ветвей» государственной власти, имеют право принимать участие непосредственно граждане РФ. Согласно ч.5 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Мировые
судьи. Мировые судьи в Российской
Федерации (далее — мировые судьи) являются
судьями общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации и входят в единую судебную
систему Российской Федерации, рассматривает
в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях,
за совершение которых может быть назначено
максимальное наказание, не превышающее
трех лет лишения свободы; дела о выдаче
судебного приказа; дела о расторжении
брака, если между супругами отсутствует
спор о детях; дела о разделе между супругами
совместно нажитого имущества, при стоимости
имущества, не превышающей 50 000 рублей;
иные дела, возникающие из семейно-правовых
отношений, за исключением дел об оспаривании
отцовства (материнства), установлении
отцовства, о лишении родительских прав,
об усыновлении (удочерении) ребенка; дела
по имущественным спорам, за исключением
дел о наследовании имущества и дел, возникающих
из отношений по созданию и использованию
результатов интеллектуальной деятельности
2.2Конституционный
Суд - судебный орган
конституционного контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации – высший судебный орган конституционного контроля осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства,состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.
В 2007 году судами было рассмотрено 9 млн. 365 тыс. гражданских, 1 млн. 200 тыс. уголовных дел, 5 млн. 254 тыс. дел об административных правонарушениях, а также 2 млн.различных материалов в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.
Конституционный контроль – установленная законодательным путем процедура по контролю за соответствием Основному закону страны актов, издаваемых государственными органами и частными лицами. Несмотря на то, что указанное понятие теперь прочно вошло в законодательство, наряду с ним в литературе используются и многие другие: “конституционное право”, “конституционное правосудие (судопроизводство)”, “конституционная законность”. Впервые институт конституционного контроля появился в XVII в. Его введение в Великобритании связано с деятельностью тайного Совета, который признавал законы легислатур колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента в отношении этих колоний или общему праву.
Однако доминирующее положение в системе института конституционного контроля в России занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специального уполномоченного.
Принципы конституционного судопроизводства — это основные идеи, воплощенные в нормах и институтах судебного конституционного процесса, которые определяют природу, сущность и содержание конституционного судопроизводства, его основное назначение по осуществлению конституционного контроля конституционным судом.
К их числу следует отнести независимость судей и конституционного суда, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полноту и всесторонность разбирательства.
Понятием "порядок формирования конституционного суда" охватываются органы, участвующие в формировании суда, процедура, т. е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных. судах. Можно выделить несколько способов формирования (комплектования) состава конституционных судов:
1) в формировании состава конституционного суда участвуют три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная;
2) в формировании состава конституционного суда участвуют две ветви государственной власти — законодательная и исполнительная;
3) 'В формировании состава конституционного суда участвует лишь одна ветвь государственной власти — либо законодательная, либо исполнительная.
Полномочия Конституционного Суда РФ имеет самостоятельное значение и выражается в специальном, обладающем официальным и общеобязательным характером разъяснении положений федеральной Конституции для обеспечения ее адекватного понимания и правильного применения.
Толкование
Конституции и состоит в
Круг органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов Федерации), более узок, чем обладающих правом запроса о проверке конституционности нормативных актов. Это обусловлено особой значимостью официального нормативного толкования Конституции для всех субъектов права. По тем же причинам толкование дается только на пленарных заседаниях Конституционного Суда, а решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее чем в две трети общего числа судей.