Конституционно-правовой статус судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федераций, Правительству Российской Федерации и Судам Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1Понятие и значение конституционно-правового статуса судей……………..6
1.1Общая характеристика закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».…………………………………………………………………...…………6
1.2Стастус судей в РФ, статус народных, присяжных и арбитражных заседателей. ………………………………..……………………………………………...8
2. Формирование правового статуса судей……………………………………10
2.1 Понятие судьи. Судебная система. ……………………...…………………..10
2.2 Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля…14
3.Верховный и Арбитражный Суды РФ……………………………………….18
3.1Верховный суд РФ: порядок образования, структура, полномочия…….18
3.2 Система судебных органов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации………………………………………… ………………………………….…23
Заключение……………………………………………………….........................27
Глоссарий………………………………………………………………………...29
Список и пользованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Алентьев А.Н (Автосохраненный) (3) (Автосохраненный).doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     2 Формирование правового статуса судей

 
 

     2.1 Понятие судьи. Судебная система. 

     Судебная  система - совокупность всех действующих  в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.(Приложение Б)

     Основополагающим  принципом организации судебной системы является ее единство. Единство судебной системы РФ обеспечивается:

     1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

     2) соблюдения всеми федеральными  судами и мировыми судьями  установленных федеральными законами  правил судопроизводства;

     3) применения всеми судами Конституции  РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

     4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

     5) законодательного закрепления единства  статуса судей;

     6) финансирования федеральных судов  и мировых судей из федерального  бюджета.

     Судебную  систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

     Система федеральных судов выглядит следующим образом 7

     1) Конституционный Суд РФ - судебный  орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

     2) Федеральные суды общей юрисдикции:

     а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

     б) верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной области и автономных округов

     в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

     г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск  и флотов и осуществляют судебную власть в войсках.

     д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел.

     Федеральные арбитражные суды:

     а) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами. Высший Арбитражный  Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

     б) федеральные арбитражные суды округов  действуют на территориях соответствующих  судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов.

     в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

     Судами  субъекта Российской Федерации являются

     1) Конституционный (уставный) суд субъекта  РФ, который может создаться субъектом  РФ для рассмотрения соответствия  законов субъекта нормативных  правовых актов органов государственной  власти субъекта органов местного  самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

     2) Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

     К числу существенных особенностей судебной власти относятся

     Во-первых, эта власть может осуществляться исключительно судам и в этом смысле обособление судебной власти от других «ветвей» государственной власти - президентской, законодательной, исполнительной

     Во-вторых, правосудие как власть суда - это  непосредственное соединение власти и  права, соединение, которое обуславливает  два начала:

     1) власть в строгих рамках права, за пределами которых произвол;

     2) право, реализующее себя во  власти.

     В соединении двух указанных начал  находит свое воплощение правосудие.

     В-третьих, осуществление правосудия возможно лишь при неукоснительном соблюдении установленных законом процессуальных норм -судопроизводства, соответственно, конституционного, гражданского, административного и уголовного. В-четвертых, применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора. Без такого конфликта и спора пусть даже в потенции, не может осуществляться правосудие, судебная власть.

     В-пятых, равноправие сторон в судебном процессе, состязательность и реальная возможность  сторон доказывать суду истину в конфликте  или споре, справедливость своей  позиции, предоставлять в соответствии с установленными процессуальными правилами доказательства, обеспечение гарантированного законом права на защиту

     В-шестых, судебная власть - власть системная  и в этом одна из ее основных качественных особенностей, отличающих судебную власть от других «ветвей» государственной власти. Но результат осуществления этой власти - решение или приговор суда - может быть отменен или изменен судом вышестоящим (кассационная и надзорная инстанции).

     В-седьмых, в отправлении правосудия, чего нет ни в одной из других «ветвей» государственной власти, имеют право принимать участие непосредственно граждане РФ. Согласно ч.5 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

     Мировые судьи. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации, рассматривает в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности 
 

     2.2Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля. 

     Конституционный Суд Российской Федерации – высший судебный орган конституционного контроля осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства,состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

     Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в  Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться  субъектом Российской Федерации  для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.

     В 2007 году судами было рассмотрено 9 млн. 365 тыс. гражданских, 1 млн. 200 тыс. уголовных дел, 5 млн. 254 тыс. дел об административных правонарушениях, а также 2 млн.различных материалов в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

     Конституционный контроль – установленная законодательным путем процедура по контролю за соответствием Основному закону страны актов, издаваемых государственными органами и частными лицами. Несмотря на то, что указанное понятие теперь прочно вошло в законодательство, наряду с ним в литературе используются и многие другие: “конституционное право”, “конституционное правосудие (судопроизводство)”, “конституционная законность”. Впервые институт конституционного контроля появился в XVII в. Его введение в Великобритании связано с деятельностью тайного Совета, который признавал законы легислатур колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента в отношении этих колоний или общему праву.

     Однако  доминирующее положение в системе  института конституционного контроля в России занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специального уполномоченного.

     Принципы  конституционного судопроизводства — это основные идеи, воплощенные в нормах и институтах судебного конституционного процесса, которые определяют природу, сущность и содержание конституционного судопроизводства, его основное назначение по осуществлению конституционного контроля конституционным судом.

     К их числу следует отнести независимость судей и конституционного суда, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полноту и всесторонность разбирательства.

     Понятием "порядок формирования конституционного суда" охватываются органы, участвующие в формировании суда, процедура, т. е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных. судах. Можно выделить несколько способов формирования (комплектования) состава конституционных судов:

     1) в формировании состава конституционного суда участвуют три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная;

     2) в формировании состава конституционного суда участвуют две ветви государственной власти — законодательная и исполнительная;

     3) 'В формировании состава конституционного суда участвует лишь одна ветвь государственной власти — либо законодательная, либо исполнительная.

     Полномочия  Конституционного Суда РФ имеет самостоятельное значение и выражается в специальном, обладающем официальным и общеобязательным характером разъяснении положений федеральной Конституции для обеспечения ее адекватного понимания и правильного применения.

     Толкование  Конституции и состоит в устранении неопределенности в понимании ее положений, в установлении и разъяснении  их подлинного смысла, содержания и  целей. А при «жесткости» Конституции, усложненности процедуры внесения в нее поправок толкование может раскрыть такие «скрытые» аспекты ее содержания, которые позволяют «приспособить» ее к изменяющимся условиям жизни общества без изменения конституционного текста.

     Круг  органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов Федерации), более узок, чем обладающих правом запроса о проверке конституционности нормативных актов. Это обусловлено особой значимостью официального нормативного толкования Конституции для всех субъектов права. По тем же причинам толкование дается только на пленарных заседаниях Конституционного Суда, а решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее чем в две трети общего числа судей.

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей