Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:19, курсовая работа
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федераций, Правительству Российской Федерации и Судам Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………..….3
1Понятие и значение конституционно-правового статуса судей……………..6
1.1Общая характеристика закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».…………………………………………………………………...…………6
1.2Стастус судей в РФ, статус народных, присяжных и арбитражных заседателей. ………………………………..……………………………………………...8
2. Формирование правового статуса судей……………………………………10
2.1 Понятие судьи. Судебная система. ……………………...…………………..10
2.2 Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля…14
3.Верховный и Арбитражный Суды РФ……………………………………….18
3.1Верховный суд РФ: порядок образования, структура, полномочия…….18
3.2 Система судебных органов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации………………………………………… ………………………………….…23
Заключение……………………………………………………….........................27
Глоссарий………………………………………………………………………...29
Список и пользованных источников……………
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Костромской |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Теория государства и права |
Тема | Конституционно-правовой статус судей |
Фамилия студента | Алентьев |
Имя студента | Алексей |
Отчество студента | Николаевич |
№ контракта | 10801100104001 |
Введение…………………………………………………………
1Понятие и значение конституционно-правового статуса судей……………..6
1.1Общая
характеристика закона РФ «О статусе судей
в Российской Федерации».…………………………………………………
1.2Стастус
судей в РФ, статус народных, присяжных
и арбитражных заседателей. ………………………………..…………………………………………
2. Формирование правового статуса судей……………………………………10
2.1 Понятие судьи. Судебная система. ……………………...…………………..10
2.2 Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля…14
3.Верховный и Арбитражный Суды РФ……………………………………….18
3.1Верховный суд РФ: порядок образования, структура, полномочия…….18
3.2 Система судебных органов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации………………………………………… ………………………………….…23
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
и пользованных источников………………………………........
Приложения…………………………..……………………
Состояние и развитие российской государственности представляет собой сложный и противоречивый процесс. Не является в этом плане исключением и судебное реформирование, в том числе правового статуса судей в Российской Федерации.
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федераций, Правительству Российской Федерации и Судам Российской Федерации.
Название «Судебная власть» содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности .Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции.
Началом становления судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года, когда Верховным советом РСФСР была принята «Концепция судебной реформы». В этом документе главной задачей реформы называлось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Это положение нашло свое отражение в законе «О статусе судей» от 26 июня 1992 года и в главе «Судебная власть» Конституции 1993 года.
В связи с введением в действие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992года «О статусе судей в Российской Федерации» радикальным образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам контингент лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей.
Судебная система была разделена на федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды субъектов, районные суды, военные суды, Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов) и суды субъектов федерации (конституционные (уставные) и мировые суды).
Новый этап реформы начался в ноябре 2000 года, когда президентом Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе. В результате работы этой группы в федеральные законы «О статусе судей», «О судебной системе», «О Конституционном суде» были внесены существенные поправки.
14 марта 2002 года был принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором предусматривается, что судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (ст.1).
Таким образом, актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.
Цель
этой работы состоит в исследовании
конституционно-правового
1.1Общая
характеристика закона
РФ «О статусе
судей в Российской
Федерации».
Статус
судьи определяется федеральной
Конституцией и Законом РФ от 26 июня
1992 г. «О статусе судей» (с изменениями
и дополнениями от 15 декабря 2001 г.). Все
судьи обладают единым статусом (некоторые
особенности характеризуют
Правовой
статус судьи характеризуется
1.Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ).
2.Равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).
3.Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).
4.Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). 5.Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). 6.Обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ).
7.Обеспечение законности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ).
8.Состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ
9.Открытое разбирательство дел в суде (п. 1 ст. 123 Конституции РФ).
10.Независимость судей .(ст. 120 Конституции РФ):
11.Национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ).
12.Участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ).
13.Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ), 14.Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ
15.Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).
Проанализировав
конституционные принципы правосудия
можно сделать вывод о том,
что – принципы правосудия определяют
смысл и содержание всех законодательных
норм, регламентирующих порядок организации
и деятельности судов, характеризуют средства
и способы, с помощью которых выполняются
стоящие перед судами задачи.
1.2Стастус
судей в РФ, статус народных,
присяжных и арбитражных
заседателей
Правовой статус судей. Судьи - носители судебной власти. Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Суды осуществляют правосудие в составах:
- Судьи и представителей народа
-
Нескольких профессиональных
- Судьей единолично.
Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы.
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.2
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.3
Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".4Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет5
Независимость
судьи Конституционного Суда Российской
Федерации обеспечивается его несменяемостью,
неприкосновенностью, равенством прав
судей, установленными настоящим Федеральным
конституционным законом порядком приостановления
и прекращения полномочий судьи, правом
на отставку, обязательностью установленной
процедуры конституционного судопроизводства,
запретом какого бы то ни было вмешательства
в судебную деятельность, предоставлением
судье материального и социального обеспечения,
гарантий безопасности, соответствующих
его высокому статусу.6