Конституционно-правовой статус парламента зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать парламенты США и Великобритании. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть законодательная власть в системе разделения властей. Изучить структура и порядок формирования конгресса США;

- раскрыть полномочия и деятельность конгресса;

- рассмотреть структура парламента;

- изучить законодательный процесс.

- подвести итоги исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в курсовой работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Конституционно- правовой статус парламента США………………………..5

1.1 Законодательная власть в системе разделения властей. Структура и порядок формирования конгресса США………………………………………...5

1.2 Полномочия и деятельность конгресса……………………………………...9

2. Конституционно-правовой статус парламента в Великобритании………..12

2.1 Структура парламента………………………………………………………12

2.2 Законодательный процесс…………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Конституционно- правовой статус парламента США………………………..5

1.1 Законодательная  власть в системе разделения  властей. Структура и порядок  формирования конгресса США………………………………………...5

1.2 Полномочия  и деятельность конгресса……………………………………...9

2. Конституционно-правовой  статус парламента в Великобритании………..12

2.1  Структура  парламента………………………………………………………12

2.2 Законодательный  процесс…………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………22 
 

 

Введение

     В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

     Современный парламент - это высший орган народного  представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения  главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

     Актуальность  указанной темы контрольной работы выражается его ролью. Парламент является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

     В представленной контрольной работе будет исследована тема - «Конституционно-правовой статус парламентов в зарубежных странах». Цель работы – исследовать парламенты США и Великобритании. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:

     - рассмотреть законодательная власть в системе разделения властей. Изучить структура и порядок формирования конгресса США;

     - раскрыть полномочия и деятельность  конгресса;

     - рассмотреть структура парламента;

     - изучить законодательный процесс.

     - подвести итоги исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в курсовой работе.

     Объектом исследования данной контрольной работы является конституционно-правовой статус парламентов США и Великобритании.

     Исследование  выбранной темы - «Конституционно-правовой статус парламентов в зарубежных странах» - осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод познания объекта и предмета исследования, метод анализа и метод синтеза; сравнительно-правовой метод, логический метод исследования, а также метод обобщения полученных знаний и материалов по теме.

     Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и учебные пособия таких авторов, как В.Е. Чиркин, М.В. Баглай, А.А. Мишин и другие.

     Поставленные  цели и задачи обусловили структуру  представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, теоретической части из двух глав и заключения, включает в себя список использованной литературы.  
 

 

1. Конституционно- правовой  статус парламента  США

1.1 Законодательная  власть в системе  разделения властей.  Структура и порядок формирования конгресса США

     Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья I конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), ст. II — исполнительной (президент), ст. Ill — судебной (преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их взаимозависимости. Деятельность президента и Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых конгрессом, но, с другой стороны, президент имеет право отлагательного вето в отношении законов, а Верховный суд может признать законы и акты президента неконституционными и тем самым парализовать их действие. Президентская власть распространяется на Верховный суд: президент назначает его членов, но при участии законодательной власти, поскольку эти назначения подлежат утверждению сената (2/3 голосов). С помощью такой системы государственный механизм США работает слаженно и эффективно на протяжении более двух веков, ему неизвестны кризисы, симптомы превышения власти какой-либо ее ветвью. Однако напомним: эта эффективность во многом зависит от двухпартийной системы, к которой приспособлены выборы и все функционирование государственного механизма.1

     Конгресс  США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть — на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.2

     Депутаты  и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты пользуются индемнитетом, не несут ответственности за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение: члены нижней палаты — 120 тыс. долл. в год, сенаторы — 98,4 тыс. Кроме того, им выплачиваются дополнительные суммы в зависимости от численности их избирательных округов (они контактируют с населением, доводят нужды населения до сведения конгресса). Размер этих сумм колеблется от 140 тыс. до 400 тыс. долл. Им выделяются деньги для содержания личного штата — секретарей, референтов, помощников (9—25 человек). Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками, бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций. Конгрессмены получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в конгрессе (она может составлять более 100 тыс. долл. в год).3

     Каждая  палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи, с чем нередко применяется прием «флибустьерства» — путем бесконечных выступлений «заговаривают» законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом).

     Конгресс  создает из своих членов различные  комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного — по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в палате представителей их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в сенате — 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы).

     Особую  роль играет комитет всей палаты. Эта  юридическая фикция означает, что палата преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов. Согласительные комитеты (комиссии) создаются для преодоления разногласий между палатами. Важное значение имеют постоянные специализированные комитеты (комиссии). Помимо указанных полномочий они вправе вызывать свидетелей и заслушивать их показания, министры соответствующего профиля ежегодно представляют этим комитетам отчеты о своей деятельности. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов (в настоящее время в конгрессе более 200 подкомитетов). Председатели комитетов, как и всякие председатели коллегиальных органов, собраний при системе англосаксонского права, обладают большими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату парламентских слушаний, докладчиков на пленарном заседании палаты по законопроектам, пользуются дисциплинарными полномочиями. Только они выступают от имени комитета перед средствами массовой информации.4

     В обеих палатах конгресса имеются  партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, в частности, делегирующие членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты, имеются партийные организаторы («кнуты»), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте (в частности, явку членов фракции на голосование на пленарных заседаниях). Особенно велика роль лидера фракции большинства. Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законопроекта).

     При конгрессе действует множество  административно-технических и вспомогательных  служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.

 

      1.2 Полномочия и деятельность конгресса

     У конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует международные договоры.5

     Полномочия  конгресса в конституции изложены в значительной мере прагматично, а  иногда казуистично. К числу общих  полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.); в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими); в области охраны общественного порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; милиция вправе карать морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом). В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства (в настоящее время это федеральный округ Колумбия, где находится столица государства Вашингтон), а также на территориях, приобретенных у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции (выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями.6

     Конституция устанавливает для конгресса  и ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обратной силой, приостанавливать действие правил Хабеас корпус в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого штата.

Информация о работе Конституционно-правовой статус парламента зарубежных стран