Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:49, контрольная работа
Как известно, основу Российского федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них имеет свои, базирующиеся на законах и традициях, отношения с центром.
Действующая Конституция РФ 1993 года далеко не исчерпала своего потенциала и дает возможность для органического сочетания государственных интересов всей страны и интересов отдельных субъектов федерации и народов.
Целью настоящей работы является изучение конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовой статус субъекта Российской Федерации 4
2. Характеристика конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Как известно, основу Российского федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них имеет свои, базирующиеся на законах и традициях, отношения с центром.
Действующая Конституция РФ 1993 года далеко не исчерпала своего потенциала и дает возможность для органического сочетания государственных интересов всей страны и интересов отдельных субъектов федерации и народов. Она признает республики государствами и придерживается буквы и духа общепризнанных международно-правовых норм, в том числе признает право нации на самоопределение. Более того, в Конституции Российской Федерации республики в составе Российской Федерации однозначно определяются государствами.
Субъектами выступают государства: Российская Федерация, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты Федерации (особенности их правового положения будут рассмотрены в последующих разделах), т.е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм.
Для написания работы
использовались нормативно-правовые акты
Российской Федерации, научно-практические
комментарии к нормативно-
Целью настоящей работы является изучение конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения.
В Конституции Российской Федерации упоминание о статусе субъектов Российской Федерации содержится в ст. 66 и ст. 137. В части 1 ст. 66 Основного Закона сказано, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. В ч. 2 ст. 66 Конституции России закреплено, что статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации1. А в части 5 зафиксировано, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Однако само определение понятия «статус субъекта Российской Федерации» в Конституции России и в иных правовых актах отсутствует. В ч. 1 ст. 137 Основного Закона Российской Федерации говорится лишь об изменениях в статью 65 Конституции Российской Федерации, которые должны вноситься, в том числе и на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации2.
На законодательном уровне термин «статус субъекта Российской Федерации» не закреплен, хотя он содержится в статье 66 Конституции Российской Федерации. В науке обычно определяют указанный статус через признаки или права, обязанности и ответственность субъектов Российской Федерации.
Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и собственным учредительным актом субъекта Федерации - уставом, принимаемым его законодательным (представительным) органом.
Устав закрепляет
правовой статус соответствующего субъекта
Федерации, организацию государственной власти,
порядок нормотворческой деятельности,
административно-
В составе Российской
Федерации 6 краев, 49 областей и два
города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.
Они являются государственно-
Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.
Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Устав закрепляет конституционно-правовой
статус края, области, города федерального
значения; организацию государственной
власти; порядок нормотворческой
деятельности; административно-
Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.
Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.
Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области (ст. 68), область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется законом области.
Края, области, Москва и Санкт-Петербург
являются самостоятельными участниками
международных и
Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Уставу Краснодарского края (ст. 1) лишение края статуса субъекта Российской Федерации или придание ему иного статуса возможны только на основе Конституции РФ и федеративных конституционных законов при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме5.
Субъекты Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять свой конституционно-правовой статус. Вместе с тем статус субъекта Федерации не может быть изменен без его согласия. В соответствии со ст.66 статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Федерации и ее субъекта в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Хотя такой закон еще не принят, в конституциях некоторых республик определен порядок выражения согласия республики на изменение ее конституционно-правового статуса. Так, согласно Конституции Республики Тыва (ст. 1), изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан республики, обладающих избирательным правом, и в соответствии с принятым соответствующим законом республики6.
Согласно Конституции
Республики Бурятия (ст. 60), изменение
государственно-правового
В некоторых уставах других
субъектов Федерации также
Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.
Края, области имеют свои административные центры.
Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.
К совместному ведению РФ и краев,
областей и городов федерального значения
относится широкий круг вопросов законодательного
регулирования, включающий административное,
административно-
К совместному
ведению РФ и краев, областей и
городов федерального значения отнесены
также кадры судебных и правоохранительных
органов; адвокатура и нотариат; установление
общих принципов организации си
В области экономического
и социально-культурного
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются законами Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.
Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.
Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты8.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва. Согласно Закону Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации»9, в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:
- предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;
Информация о работе Конституционно-правовой статус краев, областей, городов