Конституционно-правовой статус человека и гражданина Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина Республики Казахстан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина Республики Казахстан 4
1.1 Основные обязанности человека и гражданина и их характеристика 4
1.2 Конституционно-правовое регулирование гражданства в Республики Казахстан 9
1.3 Признаки конституционных прав, свобод и обязанностей 13
Глава 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина 17
2.1 Личные права и свободы 17
2.2 Политические права и свободы 20
2.3 Социально-экономические права и свободы 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

КР курсовая в работе.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Гражданство каждого  человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Республики Казахстан, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

2. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

3. Определение в Законе  гражданства, как связи человека  с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение ной концепции взаимоотношений личности и государства. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Принципы гражданства  Республики Казахстан:

1. Гражданство Республики Казахстан является единым. В статье 2 Закона о гражданстве этот принцип раскрывается следующим образом: граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории республики в составе Республики Казахстан, являются одновременно гражданами этой республики. Единое гражданство в государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

  1. Гражданство Республики Казахстан является равным независимо от оснований приобретения. Не имеет правого значения и время приобретения гражданства.
  2. Гражданство Республики Казахстан имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что в Казахстане каждый человек имеет право на гражданство. Во-вторых, свободный характер гражданства Республики Казахстан выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.
  3. Гражданин Республики Казахстан не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты.
  4. Гражданин Республики Казахстан может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Это так же новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось.
  5. Принцип сохранения гражданства Республики Казахстан лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Республики Казахстан и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в Конституции РК.
  6. Гражданство Республики Казахстан Основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Республики Казахстан с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.
  7. Республики Казахстан гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  8. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющимся гражданином Республики Казахстан, имеющими выдающиеся заслуги перед Казахстаном или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Республики Казахстан.

 

1.3 Признаки конституционных  прав, свобод и обязанностей

                                                                    

В ходе длительной и упорной  борьбы за права и  свободы  личности сложился довольно устойчивый комплекс политических свобод и гражданских прав.  Эти права и свободы приобрели характер  широко признанных социально-политических ценностей.  И уже в силу традиции,  независимо от того,  содержатся ли эти права  и  свободы  в конституции или нет,  в общественном сознании они все равно относятся к основным.  С неуклонным их соблюдением обычно связывается представление о справедливости,  демократии, правопорядке, законности и пр.

Немаловажную роль  в  признании  за  традиционными правами и  свободами качества основных играет  их  закрепление во  Всеобщей декларации прав человека,  одобренной ООН в 1948 г., и в международных пактах о правах человека, принятых в 1966 г.

В ныне  действующей Конституции  Казахстана записанные в ней права,  свободы и обязанности в заголовке  не определяются как основные.  Как уже отмечалось,  основными права,  свободы и обязанности  граждан являются в первую очередь потому, что они опосредуют наиболее существенные коренные отношения между государством и его гражданами в  связи  с  их местом в важнейших областях жизни и деятельности.  Но,  будучи основными по содержанию,  соответствующие юридические возможности могут стать таковыми по форме, если они будут закреплены в Основном законе государства.

В ныне действующей Конституции  РК записаны лишь такие права, свободы и обязанности,  которые сложились на базе вызревших в обществе коренных,  существенных отношений и связей между государством и ею гражданами.  Эти права,  свободы и обязанности являются основными и фактически, и юридически.

Те или иные права, свободы и обязанности граждан могут к определенному времени развития общества сложиться как основные, если они опосредуют принципиальные и существенные  отношения  между обществом и его членами.  Но, несмотря на это, за ними может быть и не признана соответствующая юридическая сила,  так как  они  не записаны в конституции.

В качестве основного,  например, ныне сложилось право на охрану чести  и достоинства граждан. «Достоинство человека неприкосновенно»,  - сказано  в ч.  1 ст. 17 Конституции РК. Охрана названного права предусмотрена Гражданским кодексом, а также нормами уголовного права. Все это выделяет его из системы прав, свобод и обязанностей и ставит в один ряд с другими основными правами  и свободами граждан.  Видимо,  то же можно сказать о праве на охрану брака и семьи,  закрепленного соответствующими нормами законодательства Республики Казахстан ст.27 Конституции РК.  Еще недавно такое основополагающее право, как свободное передвижение и выбор места пребывания,  не было записано в Конституции СССР и Казахской ССР. Теперь же оно закреплено в ст. 21 Конституции РК.

Быть основным  - это не единственный признак конституционных прав,  свобод и обязанностей граждан.  Кроме этого им присущ  ряд  других признаков и свойств, которые  обособляют их в системе прав, свобод и обязанностей граждан.

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав,  свобод  и  обязанностей  человека  и гражданина, записанных в текущем  законодательстве, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.  Провозглашенное в ст. 26 Конституции РК право граждан на предпринимательскую деятельность  содержит исходное, принципиальное положение для регулирования сферы хозяйственной жизни. Чтобы установить исходные положения, конституционные  права,  свободы и обязанности должны формулироваться в самом общем виде, однако должны быть определенными по содержанию.  Только при этом условии они будут иметь прямое действие и обеспечивать необходимый простор для текущего  законодательства,  призванного развивать записанные в Конституции права,  свободы и обязанности.

Из того факта,  что  конституционные права, свободы  и обязанности являются юридической  базой для других прав,  свобод и  обязанностей,  вовсе не вытекает вывод,  что вторые составляют часть первых.  Соотношение между этими двумя группами  прав,  свобод  и обязанностей  -  не  отношение части к целому.  И конституционные права,  и права,  установленные нормами каждой отдельной  отрасли права, носят самостоятельный характер. Соотношение тут совершенно иное:  оно состоит в том,  что конституционные права,  свободы  и обязанности граждан указывают исходное,  главное направление развития всей системы прав и обязанностей  граждан.  Конституционные права,  свободы  и  обязанности определяют в принципе содержание, основную целевую направленность всех других прав,  свобод и  обязанностей. Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными.  Поэтому,  подчеркивая самостоятельное значение  конституционных  прав, свобод  и  обязанностей,  в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав,  свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи.

В результате правотворчества, развернувшегося в нашей стране за  последние  годы,  целый  ряд конституционных прав и свобод,  а также их обязанностей были конкретизированы в нормах текущего законодательства.

Конституционные права,  свободы и обязанности обладают  наивысшей юридической силой. Из этого свойства прежде всего следует,  что все другие права, свободы и обязанности должны в принципе соответствовать конституционным правам,  свободам и обязанностям  граждан.  Указанное положение не нужно понимать буквально,  будто в текущем законодательстве могут закрепляться лишь такие права,  свободы и  обязанности,  которые тождественны по содержанию конституционным. Необходимо,  чтобы все другие правд, свободы и обязанности, возлагаемые на граждан различными нормативными актами,  не противоречили, а соответствовали в принципе конституционным правам,  свободам  и обязанностям.  В этом, как известно, выражается принцип законности.  Соответствие всех других прав и обязанностей граждан конституционным вовсе не исключает, а предполагает их многообразие, так как они призваны удовлетворять разнообразные интересы  и  потребности личности,  коллектива,  общества. Соответствие должно пониматься как их единство в главном, в основном, т.е. согласие в целях,  которые стоят перед обеими группами прав,  свобод и обязанностей.

Нередко это  подчеркивается  и внешним образом.  Нормативные  акты,  развивающие записанные в  Конституции права, свободы и  обязанности  и  устанавливающие  в соответствии с ними другие права, свободы и обязанности граждан, обычно содержат ссылки на надлежащие статьи Основного закона.  Из наличия у конституционных прав,  свобод  и обязанностей высшей  юридической силы вытекает также,  что лицам не могут быть предоставлены такие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или несовместимы с конституционными.  В случае возникновения  подобной  ситуации  действуют  конституционные права,  свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами.  «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.»  (ч. 1 ст. 39 Конституции РК).

Глава 2. Конституционные  права и свободы человека и  гражданина

 

Как уже отмечалось, правой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

К основам правового  статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

2.1 Личные  права и свободы

 

Специфические особенности  личных прав и свобод заключаются  в следующем:

1) эти права и свободы  являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы  неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения;

3) это такие права  и свободы, которые необходимы  для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 15 Конституции). Оно впервые было закреплено в казахстанской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 17 Конституции). Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Значительное место  в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 18 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст. 17 Конституции) как личная свобода  заключается в том, что никто  не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения (однако, пока данные положения не действуют (раздела 9 Конституции «Заключительные и переходные положения»).

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что  никто не имеет права без законного  основания войти в жилище, а  также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Впервые в Конституции  закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 18 Конституции). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты  включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новом в конституционном  закреплении личных прав и свобод является включение такой формы  свободы личности, как свобода  передвижения. В ч. 1 ст. 21 Конституции  РК указывается, что каждый, кто законно  на территории Республики Казахстан, имеет  право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Конституция признает право  каждого, кто законно находится  на территории Казахстана, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Республики Казахстан беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 21 Конституции). Ранее – в советском государстве – многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина Республики Казахстан