Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование содержания права на личную неприкосновенность.
Для достижения целей курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия и видов личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- выявление содержания права человека и гражданина на личную неприкосновенность;
- рассмотрение проблем, связанных с реализацией права человека и гражданина на личную неприкосновенность
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Понятие и характеристика личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………...5
Глава 2. Понятие и содержание права человека и гражданина на личную неприкосновенность……………………………………………………………..14
Глава 3 Проблемы реализации права человека и гражданина на личную неприкосновенность……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………......34
В Российской Федерации в настоящее время существует много проблем, затрудняющих реальное обеспечение и защиту права на свободу и личную неприкосновенность, о чем свидетельствует значительный рост преступности, массовые нарушения прав и свобод человека, несовершенство действующего законодательства. По этой причине вопросы о нормативном содержании, механизме реализации, системе гарантий и способах защиты конституционного права на личную неприкосновенность продолжают оставаться одними из наиболее значимых как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Процесс определения и реализации прав человека представляет собой необходимую ступень на пути к формированию истинно правового и демократического государства. Изучение системы прав и свобод человека и гражданина, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости и обладающих универсальным характером, - сложная, но крайне актуальная задача. Как уже отмечалось, одну из центральных позиций занимает право на свободу и личную неприкосновенность человека, которое выступает объектом исследования многих гуманитарных и юридических наук в различных аспектах его сущности и возможной реализации. Главная роль в этом процессе совершенно справедливо возложена на конституционное право России, раскрывающее основные положения, касающиеся определенной автономности личности, ее гарантированной независимости от других членов общества и государства.
Одновременно нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, содержат и другие отрасли права, например, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское право и гражданский процесс, административное право. 20
Как представляется, особое значение личной неприкосновенности придается по следующим основным причинам:
- во-первых, анализируемое право принадлежит каждому от рождения и не зависит от принадлежности к гражданству государства;
- во-вторых, это право является базисом для многих других конституционных прав и свобод;
- в-третьих, это право, по существу, «цементирует» другие права и свободы человека и гражданина;
- в-четвертых, личная неприкосновенность выступает в качестве действенной гарантии не только конституционных прав и свобод, но и тех прав, которые предусмотрены отраслевым законодательством.
В российском законодательстве нет единого мнения о понятии права на свободу и личную неприкосновенность. Несмотря на множество предпринятых попыток, проблема индивидуальной свободы и личной неприкосновенности отечественной юридической наукой изучена недостаточно. Нет четко определенных подходов, мало посвященных ей фундаментальных работ. Как правило, свобода и личная неприкосновенность рассматриваются в общей совокупности индивидуальных прав, без раскрытия их сути, механизмов и условий реализации, а большинство публикуемых о них материалов носят описательный характер или жестко ограничиваются отраслевыми рамками или анализом законодательства. Это сужает представления об объекте исследования, препятствует познанию его природы, неразрывной связи с другими явлениями правовой действительности и, в конечном счете, мешает поиску путей совершенствования российского законодательства в этой области.
Прежде чем вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области соблюдения права человека на личную неприкосновенность необходимо учитывать следующее:
- право на личную неприкосновенность можно определить как предоставленную человеку и гарантированную государством возможность каждого защищать физическую, половую и психическую неприкосновенность, свою честь и достоинство;
- личная неприкосновенность представляет собой жизнедеятельность человека, связанная с его физическим и психическим здоровьем, созданием условий для их сохранения;
- субъектом права на личную неприкосновенность выступает каждый человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Особенность специального субъекта выражается в том, что он обладает определенной неприкосновенностью, связанной с выполнением специальных функций.
Нормы международного права устанавливают, что требование о личной неприкосновенности автоматически ограничивается в той степени, в какой отдельное лицо ставит под угрозу свою жизнь, совмещая ее с действиями, причиняющими вред этой жизни.
В российском конституционном праве выделяются в качестве составных частей права на личную неприкосновенность: физическая (телесная) и внутренняя (духовная) неприкосновенность. При этом физическая неприкосновенность включает и половую неприкосновенность. Внутренняя неприкосновенность включает нравственную, психическую и индивидуальную неприкосновенность. Однако ст. 22 Конституции РФ сужает содержание права на личную неприкосновенность до физической свободы, ограничивая возможности реализации этого права.
Следует отметить, что защита права на личную неприкосновенность требует установления режима конфиденциальности, поскольку личная неприкосновенность может быть тесно связана с неприкосновенностью частной жизни. И лишь в случае, если лицо совершает противоправное деяние либо, если интересы следствия и правосудия требуют наличия данных сведений в уголовном процессе на законных основаниях, в отношении других лиц можно вести речь о возможности их использования. 21
Ограничение личной неприкосновенности человека может происходить в связи с применением к нему мер юридической ответственности, выраженных в государственном правовом принуждении. Специфика и социальная роль такого ограничения выражены в ряде характерных черт. Во-первых, это принуждение, точнее его вид и мера, установлены в интересах общества. Во-вторых, оно формализовано в праве и реализуется посредством юридических процедур. И, в-третьих, подобные ограничения возможны только в отношении лиц, совершивших преступления, т. е. посягнувших на конституционные права и свободы других членов общества. В данном контексте правовое ограничение свободы и личной неприкосновенности виновного индивида воспринимается не в виде произвола, а как мера социальной защиты от нежелательного и вредного для окружающих поведения. Среди указанных правовых ограничений и иных воздействий можно назвать, например, задержание, арест, лишение свободы, обыск, принудительное лечение, в отдельных государствах применение смертной казни.
Личная неприкосновенность - это составляющий элемент справедливости, она жизненно важна для полного выражения достоинства, присущих индивиду, равных и неотъемлемых прав всех людей. Решения государственных органов и должностных лиц, в которых, так или иначе, ограничивается личная неприкосновенность, должны быть обоснованными и, как правило, содержать указания на имеющиеся средства правовой защиты.
Право личной неприкосновенности, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, может быть надлежащим образом установлено только при наличии определенных гарантий их защиты.
Таким образом, право на личную неприкосновенность закреплено Конституцией РФ и относится к числу основных, жизненно важных прав. В системе естественных и неотъемлемых прав человека оно занимает особое место, поскольку, если не защищены свобода и личная неприкосновенность, то не защищены и все другие права и свободы человека и гражданина.
К сожалению, в настоящее время в российском конституционном праве нет четко сформулированного определения «личная неприкосновенность».
Важно отметить, что ст. 22 Конституции РФ определяет право на личную неприкосновенность только как свободу физическую.22 В силу чего ч. 2 указанной статьи Конституции РФ предусматривает положение, касающееся ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, которые допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов. По существу это конституционное предписание касается личной свободы, но не личной неприкосновенности. Нарушение или ограничение права на личную свободу может не повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность. Однако право на личную неприкосновенность тесно связано с правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поскольку нарушение указанных прав можно повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность, например, психологическую неприкосновенность.
Таким
образом, право на личную неприкосновенность
можно определить как гарантированную
государством личную безопасность каждого
человека, которая состоит в недопущении,
пресечении и наказуемости посягательств
со стороны других членов общества, органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, иных государственных
и муниципальных органов, должностных
лиц, общественных объединений.
Заключение
Изучение вопросов, определенных планом работы, позволяет сформулировать ряд обобщающих выводов.
Право на личную неприкосновенность, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ, воплотило в себе общие требования отношения к человеку, его правам и свободам с учетом положений международных гуманитарных актов о правах и свободах человека. Конституционное положение подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для ареста и задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления, соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинское учреждение лишь по решению суда. Для заключения под стражу как крайней меры ограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь по делам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы, и если суд приходит к выводу, что привлекаемый к уголовной ответственности, будучи на свободе, может скрываться от следствия и суда, воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения нового преступления. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по общему правилу после предъявления обвинения при соблюдении гарантий права на защиту.
Следует признать, что сегодня в российской правовой системе функции государства по обеспечению права на жизнь, права на личную неприкосновенность урегулированы недостаточно. Так, не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охране личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Усиление правозащитной функции государственных органов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования организации системы органов государственной власти и административно-юридических процедур.
Соблюдение прав человека в государстве обеспечивается, в первую очередь, уважением к личности, ее правам и свободам со стороны государства, общества и каждого человека и гражданина. Примеры пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, осуществления арестов и задержаний с грубыми нарушениями закона, свидетельствуют об отсутствии такого уважения.
Развитие
гарантий соблюдения прав и свобод человека,
в том числе и права на личную неприкосновенность,
возможно только тогда, когда в государстве
и обществе соблюдаются законы, а законы
направлены на обеспечение безопасности
человека, обеспечения достойного уровня
его жизни. Но при этом в основу правового
регулирования реализации прав и свобод
человека и гражданина должен быть положен
конституционный принцип - «Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью»
(ст. 2 Конституции РФ).
Список
использованной литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. 2009. 21 января.
Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья» // Российские вести. 1993. 9 сентября.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ с изм. от 30 июня 2003 г. «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
Информация о работе Конституционное право на личную неприкосновенность