Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование содержания права на личную неприкосновенность.
Для достижения целей курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия и видов личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- выявление содержания права человека и гражданина на личную неприкосновенность;
- рассмотрение проблем, связанных с реализацией права человека и гражданина на личную неприкосновенность
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Понятие и характеристика личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………...5
Глава 2. Понятие и содержание права человека и гражданина на личную неприкосновенность……………………………………………………………..14
Глава 3 Проблемы реализации права человека и гражданина на личную неприкосновенность……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………......34
Право человека и гражданина на личную неприкосновенность имеет для каждого самостоятельное и жизненно важное значение. Его следует отграничивать от других смежных субъективных прав: собственности, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства.
В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что личная неприкосновенность является общеправовым институтом, к которому относят телесную, духовную, нравственную и психическую неприкосновенность, в частности, индивидуальную свободу и личную безопасность человека и гражданина.11
Нормами Конституции РФ впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление об его освобождении, если задержание незаконно».
Среди процедурных гарантий реализации принципа неприкосновенности личности, которые необходимо соблюсти при задержании или избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод указывают: каждый арестованный должен знать основания и причины его ареста; иметь доступ к материалам дела, которые используются при решении вопроса о содержании лица под стражей; иметь право воспользоваться услугами адвокатов. Указанные права лица, чья личная неприкосновенность подлежит ограничению, могут быть реализованы через уведомление. 12
Возложение на суд такого права является достижением законодательства. Ранее право арестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору. Прокурор в большинстве случаев принимал решение заочно, т.е. в отсутствие лица, которое арестовывалось, и обязан был допрашивать только небольшой круг лиц, в частности, несовершеннолетних.
Предоставление права суду принимать решение об аресте предполагает участие в рассмотрении этого вопроса лица, которое должно предстать перед судом. В решении вопроса об аресте вправе принимать участие и защитник. Суду надлежит разъяснять права лицам, участвующим в ходе решения вопроса об аресте, что наделяет суды новыми обязанностями. Следует отметить, что арест (заключение под стражу) является самой радикальной из мер пресечения способов уклонения от следствия и суда. В результате применения ареста (заключения под стражу) лицо лишается свободы и не в состоянии выполнять возложенные на него обязанности. Судебная процедура с соблюдением принципов гласности, непосредственности и др. должна способствовать принятию законных и обоснованных решений, уменьшить количество ошибок при аресте (заключении под стражу). 13
После решения вопроса об аресте (заключении под стражу) лицо помещается, как правило, в следственный изолятор или же в изолятор временного содержания, если нет следственного изолятора.
Арест, заключение под стражу в подавляющем большинстве случаев производятся в ходе предварительного расследования. Определены предельные сроки содержания под стражей в ходе предварительного расследования - 18 месяцев. Первоначальный срок содержания под стражей установлен в 2 месяца, и дальнейшее продление сроков содержания под стражей теперь возложено на суд. И так как предельные сроки содержания под стражей в ходе судебного разбирательства дела не установлены, лицо в период рассмотрения его дела в суде может содержаться под стражей неограниченный период времени. 14
На суд также возложена обязанность принимать решение о содержании лица под стражей, т.е. контролировать его нахождение под стражей, поэтому лица, содержащиеся под стражей, вправе обращаться в суд с жалобами, обращениями и т.д. по вопросам, связанным с их содержанием под стражей.
Решение вопросов об аресте, возложенное на суд, включает не только случаи производства по уголовному делу, но и случаи разбирательства о совершении административно наказуемых деяний, т.е. иных правонарушений.
Аресту предшествует задержание лица по подозрению в совершении преступления. Если срок задержания раньше согласно Уголовно-процессуального Кодекса составлял 72 часа, то теперь он составляет 48 часов. В развитие конституционных предписаний в ст. 10 УПК РФ предусмотрены гарантии законности и обоснованности применения мер процессуального принуждения, а также гарантии от неправомерного ограничения свободы.
Исключение установлено Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», согласно которому задержание подозреваемых и обвиняемых по этим преступлениям возможно на срок до 30 суток [15]. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления и помещенное в изолятор временного содержания, также лишается свободы. Оно может быть подвергнуто задержанию в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством на основании решения следователя, лица, производящего дознание. Решение о задержании может быть обжаловано в суд.
Уведомление о задержании является одной из гарантий соблюдения принципа неприкосновенности личности, а также законности ограничения ее свободы, соблюдения принципов и норм международного права, обеспечения доступа граждан к правосудию.
Также в курсовой работе рассмотрим конституционное право на свободу и личную неприкосновенность в условиях действия особых правовых режимов - чрезвычайного и военного положения.
Закрепленный в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принцип допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с обязательствами России по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения. И среди таких прав первое место занимает право на жизнь.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина являются обязанностью государства. Реальное обеспечение прав и свобод граждан и безопасности личности относится к жизненно важным интересам Российской Федерации. По заключению научного совета при Совете безопасности РФ проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в социально-политической обстановке Российской Федерации и должна явиться одной из основных составляющих политики возрождения России.
Задача обеспечения прав и свобод человека и гражданина приобретает особое значение в период действия особых правовых режимов при возникновении различных ситуаций чрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствие тех или иных причин становится невозможным. Как справедливо отмечают В.В. Маклаков и Б.А. Страшун «...конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах». Такими обстоятельствами могут быть агрессия иностранного государства, непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства (например, попытки захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, теракты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.). В подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций.16
С принятием Конституции РФ основания введения военного и чрезвычайного положений были строго разграничены. Военное положение может быть введено Президентом РФ на территории страны или в отдельных ее местностях только при угрозе национальной безопасности исключительно внешнего характера (ст. ст. 87, 88 Конституции РФ), тогда как чрезвычайное положение может быть введено Президентом РФ в силу причин внутреннего характера при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом. Вместе с тем специальные федеральные конституционные законы, которые должны определять основания введения военного и чрезвычайного положений и их режимы, не принимались в течение довольно длительного времени. Пристальное внимание общественности к разработке этих законов во многом было обусловлено стремлением обеспечить согласованность их норм с международно-правовыми стандартами, особенно по вопросам правового статуса личности в условиях военного и чрезвычайного положения.
Только в начале нынешнего столетия был принят Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»17 и Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» 18, которые в настоящее время являются правовой основой двух особых правовых режимов деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений и организаций в исключительных для государства обстоятельствах. Такими обстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против России (для военного положения), непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или основам конституционного строя Российской Федерации (для чрезвычайного положения).
Международная практика применения чрезвычайного и военного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государств рассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства невозможно. При этом поддержание режимов чрезвычайного или военного положения практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастую неоправданно жесткий характер.
Гарантией соблюдения основ правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военного положения могут являться существующие в Российской Федерации меры защиты прав и свобод граждан, предусмотренные статьями 45 - 46 Конституции РФ, включая возможность обращения в суд и в органы прокуратуры. В связи с этим особого внимания требует выяснение полномочий в период военного положения именно судов и прокуратуры. Здесь необходимо исходить из того, что в отличие от законодательства других стран и исторического опыта России Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 4) создание каких-либо чрезвычайных судов не допускают. 19
В
период проведения широкомасштабной антитеррористической
операции в Чеченской Республике в 1999-2002
годах были массовые нарушения прав человека
(право на жизнь, на безопасность, право
на свободное передвижение и др.), ограничения
прав в условиях, когда не объявлялось
ни чрезвычайное, ни военное положение
в районе боевых действий. Представители
Организации Безопасности и Сотрудничества
Европы, посетившие Чеченскую Республику,
говорили о необходимости судебного расследования
всех фактов нарушения прав человека,
убийств и исчезновения людей. Объяснить
эти нарушения прав на личную неприкосновенность
можно только необходимостью обеспечения
защиты этого права других лиц, поскольку
в этих условиях происходили массовые
нарушения личных (гражданских) прав человека
и гражданина. Но в это же время это не
может оправдывать нарушение права на
личную неприкосновенность со стороны
государства. Представляется, что государство
может действовать только в тех пределах,
которые определены законом, что составляет
суть правового государства. Поэтому принятие
федеральных конституционных законов
о чрезвычайном и военном положении является
шагом вперед по пути развития правового
государства, обеспечения реализации
личных (гражданских) прав и свобод человека
и гражданина, закрепленных Конституцией
РФ.
Глава 3
Проблемы
реализации прав и свобод
человека и гражданина
на личную неприкосновенность
Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, занимает особое положение среди личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Отношение к свободе и личной неприкосновенности, степень их защищенности - безусловный показатель уровня зрелости и развитости правового государства.
Право на свободу есть не что иное, как возможность совершать любые правомерные действия, не нарушающие права и свободы других лиц. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергать истязаниям и наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, получать высшее образование, поступать на работу и т.д.).
Информация о работе Конституционное право на личную неприкосновенность