Концепция информатизации судов общей юрисдикции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

При разработке основных положений Концепции были использованы материалы Научного центра правовой информации Минюста России, предложения, поступившие из Верховного Суда Российской Федерации, комиссии по информатизации и автоматизации судов Совета судей Российской Федерации, предложения судов общей юрисдикции и ФАПСИ. Учтены замечания и предложения по проекту Концепции, высказанные членами секции информатизации Научно-экспертного совета Судебного департамента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3.
1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУДОВ И СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА……….5.
2.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ…………………..6.
3.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………….9.
4.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………..10.
5.ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………..11.
6.ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………13.
ВЫВОДЫ…………………………………………………………....15.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………

Работа содержит 1 файл

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)
>
  • Программа «Электронная Россия 2002 – 2010 годы» - (исполнитель Минсвязи России); 
  • Программа ИТКС – (исполнитель ФАПСИ);
  • Программа развития ГАС «Выборы» - (исполнитель Минсвязи России).
  •       4.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

          Что касается нормативно -правового обеспечения, то оно пока находится в стадии формирования.

          Здесь комплекс вопросов непосредственно  связан с существенной переработкой основных регламентирующих документов судебного делопроизводства, обусловленный введением нового процессуального законодательства. К настоящему времени существенно переработана инструкция по судебному делопроизводству для судов районного уровня. Готовятся инструкция для областных и равных им судов и другие документы. Ведутся мероприятия по формированию концептуальных документов обеспечения информационной безопасности, (подготовка Концепции информационной безопасности ГАС «Правосудие» и формирование Политики информационной безопасности).

          Именно  эти документы должны стать программным направлением по формированию нормативно-правовой базы информационной безопасности судов общей юрисдикции.

          Изучается опыт формирования подобных систем в  интересах органов государственной  власти. Следует оценить опыт создания системы ГАС "Выборы", (базовый) закон по которой был сравнительно недавно принят. Для информационного пространства судов общей юрисдикции наличие подобного правого поля не менее важно.

          5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

          Если  говорить о технологическом обеспечении информационной безопасности, то предварительно необходимо остановиться на требованиях к самой Государственной автоматизированной системе «Правосудие».

          Созданию  в ГАС «Правосудие» подлежат комплексы  средств автоматизации  во всех судах  общей юрисдикции (включая окружные и гарнизонные  военные суды) и территориальных органах Судебного департамента.

          Всего более 2800 объектов автоматизации, насчитывающих  более 60 тысяч автоматизированных рабочих  мест, объединенных в локальные вычислительные сети, а на региональных и на федеральном уровнях в единое информационное пространство на базе средств связи и телекоммуникационного обмена.

          Исходя  из условий обеспечения доступа  к информационным накоплениям, банкам и базам данных, в ГАС "Правосудие" предполагается формирование трех контуров документооборота.

          В соответствии с принятой терминологией  они определены как защищенный, ведомственный  и публичный.

          Защищенный  контур для информации с ограничительными пометками обеспечивается каналами и подсистемами связи специального назначения.

          Публичный контур обеспечивается всемирной информационной сетью «Интернет».

          Ведомственный контур должен обеспечиваться отсутствующим в настоящее время звеном - ведомственной системой связи, которая представлена в технических требованиях на ГАС «Правосудие» в качестве подсистемы связи и передачи данных.

          В целом подсистема связи и передачи данных должна обеспечивать достоверную, надежную и оперативную телефонную, факсимильную связь, передачу данных и  передачу сообщений по электронной  почте.

         На  уровне Верховного Суда Российской Федерации, судов областного уровня, следственных изоляторов подсистема должна обеспечивать также и видеоконференцсвязь  для проведения кассационных судебных заседаний.

      Такое построение территориально распределенной системы  должно обеспечить реализацию политики информационной безопасности, определение и поддержание требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

          Для обеспечения информационной безопасности ГАС «Правосудие» должен быть сформирован  эффективный механизм защиты информации от несанкционированного доступа и  взаимодействие «открытых» и «закрытых» контуров телекоммуникационного обмена.

            Для этого должны быть решены следующие вопросы:

         ·нормативное и техническое обеспечение юридического статуса документов и информационных данных ГАС «Правосудие»;

         · защита информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими автоматизированными системами органов государственной власти;

         · обеспечение целостности и готовности всех составных компонентов системы (аппаратных, транспортных, информационных, программных и организационных) по выполнению всех предназначенных функций;

         · реализация адекватной уровню угроз политики информационной безопасности по критерию «целесообразность - эффективность - стоимость реализации».

        Реализация  подсистемы обеспечения информационной безопасности в ГАС «Правосудие» предполагает: формирование нормативно-правовых документов; проведение проектных работ; контроль, сопровождение и поддержание подсистемы защиты информации; аттестацию ГАС «Правосудие» в соответствии с требованиями информационной безопасности, обучение персонала.

        В технических требованиях  на создание ГАС «Правосудие» эти положения детализированы.

          6.ВОПРОСЫ  КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

          Вопросы кадрового обеспечения находятся в тесной взаимосвязи с обеспечением поддержания ГАС «Правосудие» в целом. В ходе ее создания и развития придется создавать соответствующие службы, включая и службу информационной безопасности..

         В целях ограничения увеличения штатов специалистов в области информатизации в судах и управлениях, на которых  возлагаются функции организационного плана, основные трудоемкие работы должны возлагаться на специализированные межрегиональные и региональные центры  поддержки ГАС «Правосудие», вопрос о формировании которых в настоящее время рассматривается.

          Большинство всех угроз и рисков, связанных  с информационной безопасностью, могут  быть сняты в ходе разработки проекта  и его практической реализации в соответствии с техническими  требованиями на создание ГАС «Правосудие».

          В ходе разработок должны быть просмотрены  все возможные угрозы и риски  по обеспечению внедрения функциональных комплексов задач, в информационных накоплениях и потоках обмена которых содержатся персональные  данные о судьях, гражданах, принимающих участие в ходе судебных процессов. Предприняты меры защиты от несанкционированного доступа к финансовым и другим документам. Остро стоит задача организации электронных архивов, материалы в которых подлежат длительному хранению.

          В связи с этим в  рамках различных  пилотных проектов осуществляются пробные отработки  новых технологических  решений для судопроизводства. Ряд проверенных  решений находят  свое развитие в последующем тиражировании.

          Сюда  следует отнести видеоконференцсвязь  для проведения кассационных судебных заседаний.

          В настоящее время, в целях ускорения  подготовки протоколов судебных заседаний, внедряется пилот - проект средств регистрации  цифровой звукозаписи хода судебных процессов в залах заседаний. Здесь возникают вопросы по защите информации, связанные с сохранностью оригинала в архивном состоянии. Предполагается, что концу 2003 года данные проектные решения можно будет обкатать более чем в 400 залах в большом количестве судов различного уровня.

          Особо необходимо выделить в рамках функционального  комплекса задач «Судебная практика»  вопрос формирования банка данных судебных решений. Следует отметить, что практическая реализация подобных информационных накоплений уже  имеется в судах различного уровня.

          Однако  для судов общей юрисдикции (включая  военные суды) реализация этого решения  составит сотни миллионов рублей в год. Поэтому подобные технологические  решения должны иметь устойчивую нормативно-правовую базу и экономическое обоснование. Судебный департамент полагает необходимым формирование двух «банков судебных решений»: для служебного пользования, реализуемого в рамках упомянутого выше ведомственного контура документооборота, и для публичного пользования через сеть Интернет. 
     
     
     
     
     
     

    ВЫВОД

       Сегодня для продвижения новых технологических  решений в судопроизводство нужны  базовые законодательные акты по персональным данным и электронному документообороту, учитывающие особенности  судебной системы. Регламентирующие документы и «подзаконные» акты будут формироваться на их основе в ходе внедрения новых технологий в практику судопроизводства.

    Наивысший приоритет при формировании программы  информатизации судов имеют мероприятия  по информатизации деятельности районных судов, а также автоматизации процессов судопроизводства и информационно-правовой поддержки судебной деятельности. Здесь важно предусмотреть выработку общесистемных стандартов и проведение тестирования средств информатизации судов и органов Судебного департамента на соответствие этим стандартам. Выбор исполнителей программы организуется на конкурсной основе. 
    Создание опытной зоны системы федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации и реализация в этой зоне пилотных проектов автоматизированной системы Судебного департамента позволит провести оценку эффективности новых информационных технологий и сделать обоснованные выводы по их поэтапному тиражированию во всех федеральных судах общей юрисдикции.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

    1. Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (Одобрена Советом судей Российской Федерации 29.10.99 г.) 

    2. Сборник методических  материалов по курсу "правовая  информатика"

    Под редакцией зав. кафедрой правовой информатики, проф. Элькина В.Д. 

    3.Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. доктора юридических наук, профессора М.М. Рассолова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004. — 252 с.  

    4.Перепеченов Анатолий Яковлевич, заместитель генерального директора

     Судебного  департамента при Верховном Суде Российской Федерации 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Программа "Развитие судебной системы  России" на 2002-2006 годы 
     
    Раздел:  
     
    Мероприятие № 5. Информатизация судебной системы – всего в том числе: информатизация деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; информатизация деятельности системы арбитражных судов. 
     
    Сроки: начало: 2004 г., завершение: 2006 г. 
     
    Финансовые затраты

    Год Гос. 
    инвестиции
    НИОКР Прочие Бюджет 
    регионов
    Внебюджетные 
    средства
    Всего
    2004           592.700
    2005           592.800
    2006           592.800
    Итого:           1778.300

    Информация о работе Концепция информатизации судов общей юрисдикции