Концепция информатизации судов общей юрисдикции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

При разработке основных положений Концепции были использованы материалы Научного центра правовой информации Минюста России, предложения, поступившие из Верховного Суда Российской Федерации, комиссии по информатизации и автоматизации судов Совета судей Российской Федерации, предложения судов общей юрисдикции и ФАПСИ. Учтены замечания и предложения по проекту Концепции, высказанные членами секции информатизации Научно-экспертного совета Судебного департамента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3.
1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУДОВ И СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА……….5.
2.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ…………………..6.
3.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………….9.
4.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………..10.
5.ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………..11.
6.ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………13.
ВЫВОДЫ…………………………………………………………....15.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………

Работа содержит 1 файл

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3.

1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ  БАЗА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУДОВ И  СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА……….5.

2.СОСТОЯНИЕ  ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ…………………..6.

3.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………….9.

4.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………..10.

5.ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………..11.

6.ВОПРОСЫ КАДРОВОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………13.

ВЫВОДЫ…………………………………………………………....15.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………….16.

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...17. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998г. № 7 "О Судебном департаменте Российской Федерации при Верховном Суде Российской Федерации" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации" по инициативе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебного департамента). 
Концепция призвана обеспечить единство подходов к разработке методов и средств информатизации по двум основным направлениям: 
I. Информатизация деятельности федеральных судов общей юрисдикции (далее - судов), органов судейского сообщества и мировых судей; 
II. Информатизация деятельности органов и учреждений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 
Работы первого направления должны быть нацелены на создание унифицированных компьютерных технологий автоматизации процессов судопроизводства и деятельности органов судейского сообщества. Второе направление работ призвано сформировать автоматизированную технологию функционирования системы Судебного департамента, осуществляющей организационное, правовое и ресурсное обеспечение деятельности судов, сбор и обработку судебной статистики. Взаимосвязанные работы по этим направлениям призваны сформировать территориально-распределенные информационные ресурсы и целостную информационно-телекоммуникационную среду федеральных судов общей юрисдикции. Эта среда должна обеспечить повышение качества и оперативности судебной деятельности, а также повышение эффективности выполнения функций системы Судебного департамента. 
Предлагаемая Концепция опирается на опыт информатизации судопроизводства, накопленный как в нашей стране, так и за рубежом. Этот опыт показывает важность системного подхода к созданию и развитию средств информатизации на основе отечественных и международных стандартов. 
Концепция служит основой: 
· определения приоритетных задач и работ по информатизации судов и системы Судебного департамента; 
формирования технической политики информатизации в данной сфере; 
обоснования вопросов кадрового обеспечения процессов информатизации в судах и органах Судебного департамента; 
решения концептуальных вопросов проектирования баз данных в судах и органах Судебного департамента на единых принципах; 
обоснования необходимого финансирования работ по информатизации; 
разработки целевых программ в этой области. 
При разработке основных положений Концепции были использованы материалы Научного центра правовой информации Минюста России, предложения, поступившие из Верховного Суда Российской Федерации, комиссии по информатизации и автоматизации судов Совета судей Российской Федерации, предложения судов общей юрисдикции и ФАПСИ. Учтены замечания и предложения по проекту Концепции, высказанные членами секции информатизации Научно-экспертного совета Судебного департамента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Нормативно-правовая база информатизации судов и системы Судебного департамента 
Основными правовыми актами, составляющими нормативно-правовую базу информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, являются: Закон РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР", Закон Российской Федерации от 26 июня 1992г. №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"", а также ряд других правовых актов. 
Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов: 
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993г. №2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию", Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994г. №170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации", Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994г. №361 "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996г. №85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-I "О государственной тайне". 
Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477, и положениях Указа Президента Российской Федерации от 04.08.95 г. № 808 "О Президентских программах по правовой информатизации". Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года № 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. В качестве органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года №550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" определен Минюст России.
 

2.Состояние проблемной ситуации 
Анализ работ по информатизации судов в последние годы показывает, что эти работы выполняются непоследовательно, в условиях отсутствия единой стратегии и системного проекта информатизации судов, разработанного на федеральном уровне. Низкая эффективность использования разрозненных средств информатизации судов обусловливает остроту проблемы выработки системного подхода к компьютеризации в данной сфере. 
В условиях отсутствия в большинстве судов первой инстанции современных компьютерных технологий судебная практика характеризуется серьезными нарушениями процессуальных сроков рассмотрения дел и заявлений по выполнению международно-правовых обязательств. До 50% и более исков о восстановлении на работе, по жилищным спорам, о лишении родительских прав и т.д., не рассматриваются судами месяцами, а то и годами. В результате у граждан теряется вера в возможность найти защиту в суде. Медлительность судов при рассмотрении уголовных дел приводит к увеличению сроков содержания обвиняемых под стражей. 
В связи с изменениями социально-экономической обстановки в России, ростом преступности, увеличением и качественным изменением содержания гражданских дел, расширением возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц нагрузка на суд возрастает с каждым годом. Исходя из штатной численности судей, сегодня на одного судью приходится около 50 рассматриваемых дел в месяц, что больше нормативной нагрузки в 2,5 раза. В настоящее время в России один судья приходится на 9,5 тыс. человек населения, для сравнения - во Франции на 6, в ФРГ на 4, в Англии на 3 тыс. человек. 
На уровень информатизации судов существенное влияние в последние годы оказывает отсутствие надлежащего финансирования. По этой причине большая часть районных судов общей юрисдикции, не имея компьютерных средств, находятся в беспрецедентно тяжелом положении. Вступление России в Европейский Союз накладывает на страну обязательства, связанные с выполнением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. 
Анализ сложившейся ситуации показывает, что компьютеризация судов является стратегическим направлением повышения оперативности судопроизводства в России. Совершенствование информационного взаимодействия судов и органов Судебного департамента требует постепенного перехода на международные стандарты обмена данными в электронной форме.

      В последнее время в обществе активно  обсуждаются вопросы открытости, доступности, прозрачности правосудия. При этом нередко главной темой таких обсуждений является открытость судебных решений. Однако, несмотря на общественный интерес  к этой теме, она является только частью проблемы информатизации и информационной безопасности в судебной деятельности.

      Все вопросы информационной безопасности определяются состоянием и уровнем информатизации судов общей юрисдикции.

      В течение 2002 года основная направленность мероприятий, проводимых на местах с  участием Судебного департамента, определялась:

 наращиванием  парка автоматизированных рабочих мест на объектах автоматизации, формированием локальных вычислительных сетей,  внедрением средств телекоммуникационного обмена (электронная почта), внедрением основных функциональных технологий - «Судебное делопроизводство», «Судебная статистика», правовых баз («Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс»), отработкой новационных решений – установка системы звукозаписывающего оборудования в залах судебного заседания, внедрение видеоконференцсвязи и другие мероприятия.

      По  состоянию на начало 2003 года уровень оснащенности средствами автоматизации в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента составляет почти 27,5 тыс. автоматизированных рабочих мест (включая и военные суды), но это меньше половины необходимого судам количества компьютеров. Почти половина действующего парка - техника устаревших моделей. Общая потребность автоматизированных рабочих мест по нормам положенности  для судов  общей юрисдикции и системы Судебного департамента составляет 62,5 тыс. единиц.

      В настоящее время в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента имеется порядка 760 ЛВС, объединяющих 12,8 тыс. рабочих мест, из которых полноценными ЛВС (имеющими сервер и коммутационное оборудование, охватывающими все автоматизированные места суда) можно признать не более 350 - 400, остальные представляют объединения рабочих мест в одноранговые (безсерверные) сети.

      Пока  в практике использования средств  информатизации в судах большинство  угроз и ущербов возникает:

  • в результате вирусных атак и их тиражирования за счет использования средств телекоммуникационного обмена;
  • из-за некорректной деятельности пользователей;
  • из-за случайных аварийных ситуаций, особенно из-за отказов и сбоев по сетям электроснабжения.

       Вместе с этим были зафиксированы  и случаи несанкционированного доступа по каналам связи (через Интернет).

      В соответствии с федеральной целевой  программой «Развитие судебной системы  России» на 2002-2006 годы начало основного  этапа реализации мероприятий ФЦП  по информатизации судов и системы  Судебного департамента определено 2004 годом. Однако Судебный департамент с начала 2002 года планомерно проводит  круг подготовительных мероприятий.

      В 2002 году Судебным департаментом подготовлены Концепция информатизации судов  общей юрисдикции и системы Судебного  департамента, в соответствии с которой предполагается создание Государственной автоматизированной системы «Правосудие», а также технические требования на создание Государственной автоматизированной системы «Правосудие». Материалы рассмотрены и утверждены Советом судей Российской Федерации.

      На  настоящий момент основной целью  создания системы информационной безопасности является предотвращение ущерба судам  общей юрисдикции и системе Судебного  департамента и их персоналу за счет компрометации, искажения, уничтожения документов и утечки информации, нарушения работы технических средств информационных систем и средств обеспечения производственной деятельности, других негативных фактов.

      Вместе  с основными проблемными вопросами  существует задача сочетания открытости и прозрачности судебной системы и обеспечение прав граждан и юридических лиц в процессе публичного доступа к судебным решениям, материалам судебной практики. Задача усиливается и в силу обязательств России в рамках требований Совета Европы и Европейского Суда по правам человека, Российского законодательства

      Наверно нужно сказать несколько слов о текущем состоянии основных направлений обеспечения информационной безопасности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

            3.Организационное обеспечение

      Прежде  всего, это взаимодействие по вопросам информационной безопасности с Советом  судей Российской Федерации. В ходе последних заседаний Совета судей  в декабре 2002 года и апреле 2003 года рассматривались вопросы использования  публичных сетей при формировании единого информационного пространства, а также вопросы судебной практики в части формирования банков судебных решений и организации доступа к информационным накоплениям.

      Кроме того, в целях сокращения общесистемных  затрат, включая и последующие  эксплуатационные расходы, все мероприятия по формированию информационного пространства рассматриваются с учетом интеграции с государственными программами по внедрению новых информационных технологий в интересах органов государственной власти и управления (в формировании телекоммуникационной среды), таких как:

Информация о работе Концепция информатизации судов общей юрисдикции