Классовое и общесоциальное в праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое государство…………………………………………………….4
1.1. Понятие правового государства…………………………………………4
1.2. Основы правового государства………………………………………….7
1.3. Развитие концепции правового государства……………………………7
1.4. Основные черты правового государства………………………………14
1.5. Формирование правового государства в России……………………...18
Глава 2. Гражданское общество и правовое государство………………………23
2.1. Характеристика и понятие гражданского общества………………......23
2.2. Основные тенденции и перспективы развития права и государства в современном гражданском обществе.……………………………………………28
Глава 3. Государство и правовое и социальное…………………………………34
3.1. Формирование идеи социальной государственности…………………35
3.2. Признаки социального государства……………………………………38
3.3. Является ли Россия социальным государством……………………….40
Заключение………………………………………………………………………...44
Список использованных источников и литературы…………………………….47

Работа содержит 1 файл

Правое государство1.doc

— 228.50 Кб (Скачать)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студентки 2 курса

Юридического факультета

 

Дымченко Надежды Олеговны    2ю10040

 

Дисциплина: Теория государства и права

 

ТЕМА: Классовое и общесоциальное в праве.

 

 

 

Руководитель-консультант:

Гришмановский Д.Ю.

 

Защищена                                                                                                                                  Оценка «___»___________2011г.                                                      «________»

 

 

 

Челябинск 2011г.

Оглавление:

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Правовое государство…………………………………………………….4

1.1. Понятие правового государства…………………………………………4

1.2. Основы правового государства………………………………………….7

1.3. Развитие концепции правового государства……………………………7

1.4. Основные черты правового государства………………………………14

1.5. Формирование правового государства в России……………………...18

Глава 2. Гражданское общество и правовое государство………………………23

2.1. Характеристика и понятие гражданского общества………………......23

2.2. Основные тенденции и перспективы развития права и государства в современном гражданском обществе.……………………………………………28

Глава 3. Государство и правовое и социальное…………………………………34

3.1. Формирование идеи социальной государственности…………………35

3.2.  Признаки социального государства……………………………………38

3.3. Является ли Россия социальным государством……………………….40

Заключение………………………………………………………………………...44

Список использованных источников и литературы…………………………….47

Введение.

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).

И в концепции известного современного социолога Фукуямы либерально-демократическое государство - это венец политико-правового творения человечества, «лучше, как говорится, не придумать». И, следовательно, надо законсервировать это детище либеральной идеологии и практики на века, пользуясь, разумеется, благами, которые дает обществу такое государство.

Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и т.д.) вытекают органично из различного понимания государства и права, предписывают и современной теории государства и права заглянуть за горизонты государства и права. Что может эта теория сказать о судьбе предмета своих научных интересов?

Ответу на этот и другие сходные вопросы и посвящена данная работа. Ее цель – изучение основных идей правового государства, его понятия и основных признаков, а также особенностей гражданского общества. Для раскрытия вышеназванных тем будут последовательно рассмотрены следующие задачи: развитие концепции, основные черты правового государства и его формирование в России; характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе; сравнение правового государства с социальным.

 

ГЛАВА 1.Правовое государство: основы и понятие.

1.1. Понятие правового государства.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с  республиканской формой правления”.

Российская Федерация - правовое государство. Но что понимается под этим словом, какая это Россия, что в себя включает понятие правовое?

А начну я с Комментария к Конституции Российской  Федерации, в частности с комментария к Статье 1. В ней говориться: ”Российская  Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”[1]

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень авторитета государственности, реальный  режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной  сферах.

Идея правового государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы.”[1]

Другой знаменитый философ древних времен - Аристотель ( 384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве - государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители  подвержены страсти,  закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В средние века Н. Маккиавелли  и  Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан.  Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том , чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего, предпринял попытку  объяснить принципы политики. Цель государства он видел  в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

Так же  идеи правового государства, идеи его развития волновали ученых так называемой эпохи начинавшихся демократических революций,  охвативших  XVII - XVIII века.

Так, крупный английский ученый в области политики и права  Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) писал, что государство объединило людей под эгидой  установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

Но  все-таки, кто был родоначальником теории “правового государства?”

Мнения специалистов, в области истории политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является  Иммануил  Кант (1724 - 1804 гг.), другие называю немецких юристов  первой половины   XIX в.  Т. К. Валькера  и  Р. Фон  Моля.  “По- моему, - пишет правовед профессор Б. М. Лазарев, -Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а  Т. Л. Валькер и  Р. фон Моль в названия своих работ  включая слова “правовое государство”, детально раскрывали свое понимание  этой  категории. И только  Канту  принадлежит заслуга создания философской основы правового государства”[1].   С мнением  Б. M. Лазарева я  согласна, но хочу дополнить, что само государство (по теории Канта), должно во всей своей  деятельности опираться на право. И еще  оно должно согласовать с ним ( с правом) свои акции то есть действия, иначе оно потеряет доверие тех, кого объединяет,- граждан.

В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности”.[2]

1.2. Основы  правового  государства.

Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря  которым  оно функционирует.

Основы правового государства носят следующий характер:

1. Экономической основой  правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных  форм собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим   монополизмом.

2. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.

3. Политическая  основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

1.3   Развитие концепции правового государства.

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Античные философы о правовом государстве.

Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[1] .

Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

Идеи правового государства в XVIII-XIX вв.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах государственной власти, Д. Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества»[2].

Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения с правительством, и право на восстание для восстановления попранной свободы. Однако восстание не должно быть актом меньшинства.

Информация о работе Классовое и общесоциальное в праве