Юридический состав правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Главная задача теории государства и права при изучении правонарушений в обществе состоит в раскрытии социальной сущности этого явления. Но для того, чтобы анализировать их социальную сущность, необходимо прежде всего знать, что такое правонарушение. Иначе говоря, следует охарактеризовать те общие признаки, которые свойственны всем разновидностям правонарушений
(преступлений, гражданско-правовых, административных и иных проступков) и отличают их от других общественных явлений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа точно!!!!!!!!!!!!!.doc

— 190.00 Кб (Скачать)
 

1.ч. 2 ст. 24 УК РФ

2.самонадеянность по УК РФ 1996 г. — легкомыслие и небрежность.

 

человеческий  поступок представляет собой единство субъективного (т. е. относящегося непосредственно к сознанию, внутреннему миру человека) и объективного (т. е. находящегося вне человека, противопоставляемого субъективному). И в противоправном, и в правомерном поведении можно выделить объективные и субъективные элементы. По аналогии с составом правонарушения анализируется состав правомерного поведения — его объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. 

   3.2. Правонарушения и их виды.

   Виды  правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

   По  областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

   1.гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.

   2.трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.

   3.уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность

   4.административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

   5.процессуальные

   По  общественной опасности правонарушения принято делить на:

   1.преступления

   2.иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско - правовые.

   Существует  также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В  связи с этим различают три  вида правонарушений:

   1)в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)

   2)в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)

   3)в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

   Можно также различать правонарушения, посягающие на:

   1.духовные или материальные блага

   2.общественные или личные интересы

   Правонарушения  классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности  для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки. 
Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения—уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении. По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть. 
Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.1 
Преступления и проступки следует четко разграничивать, ибо это связано с видом и размером наказания — наиболее болезненной социально-правовой мерой. Различаются они степенью общественной опасности. Это достаточно определенный и полный критерий разграничения преступлений и проступков, предложенный юридической наукой и практикой. Преступления обладают большей общественной опасностью, нежели проступки. 
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии: 
    а) Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства. Объектом преступных посягательств являются, как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага. Это, прежде всего жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность, безопасность государства, установленный в нем порядок управления и др. 
Такие же сферы отношений, как трудовые, охрана природной среды,

 

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права .М.2008.С.455.

транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и  некоторые другие менее значимы, а потому посягательство на них признается законодательством не преступлением, а проступком. 
    б) Размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признается, как правило, преступлением, если нет — проступком.  
    в) Личность правонарушителя. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, разовые уклонения родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, — это гражданско-правовые проступки. Злостное же уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность.1 
Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные. К иным относятся, например, проступки, предусмотренные финансовым, земельным и иным законодательством. 
    А) Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, “административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность”. 
    Б) Дисциплинарный проступок — нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей.  
    В) Гражданско-правовые нарушения (проступки) — нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений.  
    Г) Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта. 
Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда (ч. 2 ст. 111 УПК РФ). В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о принудительном приводе и обязательстве о явке).

 

1. ст. 157 УК РФ

Кроме вышеперечисленных правонарушений в науке стало выделяться финансовое правонарушение как самостоятельный  вид правонарушений .  
К сожалению в финансовом законодательстве не содержится единого понятия “финансовое
правонарушение”, однако в финансовом законодательстве есть понятие “налоговое правонарушение” и понятие “нарушение бюджетного законодательства”, которые фактически являются разновидностью финансового правонарушения. Это позволяет дать научное понятие финансового правонарушения и охарактеризовать его состав. 
Финансовое правонарушение — это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы, финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность . 
Финансовое правонарушение, как и любое другое, характеризуется основополагающими признаками, а именно: противоправность, антиобщественность, виновность, наказуемость. 
Состав финансового правонарушения — это установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением. К элементам состава правонарушения относятся:

   а) объект правонарушения;

   б) субъект правонарушения;

   в) объективная сторона правонарушения;

   г) субъективная сторона правонарушения. 
Налоговым правонарушением признается “ви
новно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”. 
Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиняемого ими отдельному человеку или обществу в целом. В этой связи на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад оживленно обсуждалась идея создания “Кодекса проступков”.

   4. Классификация правонарушений.

   Правонарушения  классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности  для общественных отношений, а также  от характера применяемых санкций  за их совершение. Согласно данному  критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлениями называются

 

1. в ст. 106 Налогового Кодекса РФ дается понятие налогового правонарушения. 

запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся во обществе порядку. За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении.

   По  своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным  законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть.

   Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются  меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и  которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

   Особенностью  административных проступков заключается  в том, что они совершаются  в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и за из совершение предусматривается административная ответственность. Она может выражаться в вынесении предупреждения, наложения штрафа, лишения права управления транспортными средствами и др.

   Согласно  Российскому законодательству, повторность  одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой “трансформацию” административной ответственности в уголовную.

   Дисциплинарные  проступки представляют собой вредные  для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве. Скажем, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Информация о работе Юридический состав правонарушения