Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:01, курсовая работа
До сих пор сам термин «юридический процесс» не принят окончательно всеми исследователями в области теории права, продолжает законодательно существовать и исследоваться только в отраслевых рамках.
В советский период при отрицании принципов правовой государственности, полноценная теория именно юридического процесса и не могла иметь места, поскольку признание единства процесса возможно только при условии признания приоритета прав личности, необходимости всемерной защиты, прежде всего этих прав. Только такой подход создает возможность взглянуть на процесс, как на комплекс, систему процессуальных гарантий, ощутить их внутреннее и необходимое единство.
Введение...………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика юридического процесса……………….5
1.1. Понятие и содержание юридического процесса…………………………5
1.2. Признаки юридического процесса………………………………………..9
1.3. Основные начала юридического процесса……………………………...11
1.4. Основные элементы структуры юридического процесса и их характеристика……………………………………………………………………...13
Глава 2. Виды юридического процесса…………………………………...18
2.1. Правотворчество как разновидность юридического процесса………...18
2.2. Правоприменение как разновидность юридического процесса……….22
2.3. Учредительный и контрольный вид юридического процесса…………27
2.4. Другие виды юридического процесса…………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………………...35
По способу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично.
По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные – реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.
По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).
По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а в наиболее простых случаях – устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).
Правоприменительные акты – документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т. д.).
2.3. Учредительный и контрольный вид юридического процесса
Учредительный процесс - это специфическая деятельность уполномоченных органов государства, должностных лиц и общественных организаций по реализации норм материального права устанавливающих их правомочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов. Данная деятельность выражается главным образом в совершении действий по подготовке условий организации, проведению выборов или назначению управляющих субъектов и утверждению соответствующих учредительных результатов, Побудительными обстоятельствами учредительного процесса обычно являются соответствующие юридические акты или юридические состояния, например, истечение срока полномочий органов государства или срока назначения должностного лица. Учредительный процесс чрезвычайно многообразен по своему конкретному содержанию. Из наиболее распространенных его видов можно указать на деятельность по выборам представительных органов государства, народных судов, деятельность по назначению должностных лиц и т.д.
Учредительный процесс
можно рассматривать и в плане
процессуального режима, поскольку
юридическая атмосфера
Контрольный процесс - это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающихся в совершения юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами:
1) установление фактического исполнения заданного управленческого решения;
2) дача правильной
объективной общественно-
3) принятие эффективных
по содержанию решений,
4) обеспечение оперативного
наиболее полного и
Побудительными
2.4. Другие виды юридического процесса
В современных условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает арбитражный процесс. Этот вид юридического процесса выделился в самостоятельный сравнительно недавно — в связи с созданием арбитражных судов как части судебной системы.
Основными источниками права этой отрасли процесса являются, помимо Конституции РФ и международных соглашений, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый в 1995 г. и Федеральный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”11.
По основным
своим чертам арбитражный процесс
близок к гражданскому: практически
совпадают их принципы, источники
доказательств и процесс доказы
Основные различия заключаются в следующем. Отличается, в частности, субъектный состав сторон. В рамках арбитражного процесса осуществляется защита нарушенных или оспариваемых прав предприятий и других организаций, а также граждан-предпринимателей. Споры носят, в основном, экономический характер, но могут быть и иными, в том числе связанными с установлением фактов, имеющих юридическое значение.
Спор может
быть передан в суд по большинству
дел лишь после принятия сторонами
мер по непосредственному
Доказательствами по арбитражным делам служат в основном документы и объяснения лиц, участвующих в деле. Свидетельские показания используются редко.
АПК РФ не содержит детальной регламентации порядка судебного рассмотрения дел. На практике же он в основном совпадает с тем, который имеет место в гражданском процессе. Отличий не так много.
В большинстве случаев дела разрешаются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение имеет место лишь по некоторым категориям дел (о признании недействительными актов государственных и иных органов, по делам о банкротстве), а по остальным делам — по решению судьи, если он признает это необходимым. Явка сторон в суд не является обязательной, и если установлено, что они извещены о судебном заседании, то дело может рассматриваться без них. Отсутствует такая часть судебного разбирательства, как прения сторон, свои соображения по всем вопросам стороны приводят в рамках других частей судебного рассмотрения иска. Не обжалованное решение суда вступает в силу по истечении месячного срока после его принятия.
Пересмотр судебных решений чаще всего происходит в двух формах:
в апелляционной инстанции — по жалобам на решения, не вступившие в законную силу;
в кассационной инстанции — по жалобам на решение, вступившее в законную силу.
Существует, как и в гражданском процессе, надзорный порядок такого пересмотра.
Распространенным видом юридического процесса является административный процесс.
Основным источником права здесь является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) который помимо норм материального права, устанавливающих ответственность за совершение указанных правонарушений, определяет подведомственность административных дел и порядок производства по таким делам.
По своему характеру административный процесс близок к уголовному.
Это определяется тем, что и в том и в другом случаях юрисдикционный процесс связан с реагированием компетентных государственных органов на правонарушение. При этом в административном процессе, как и в уголовном, в отличие от гражданского и конституционного существует досудебное производство.
Вместе с тем имеют место и значительные различия.
Во-первых, в административном процессе досудебное производство весьма ограничено и заключается главным образом в составлении протокола о правонарушении, на основании которого и принимается решение по делу. Однако в отдельных случаях производятся и другие процессуальные действия: задержание прав нарушителя (по большинству дел на срок до 3 часов), личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов.
Во-вторых, не во всех случаях обязательно судебное рассмотрение дела: ряд государственных органов, в том числе главы районной, городской, областной и краевой администрации, органы внутренних дел (милиция), органы государственного пожарного надзоpa и ряд других, правомочны в пределах своей компетенции налагать административные взыскания, главным образом в виде штрафа (без передачи дела в суд).
Но во всех случаях, при желании наказанного, дело по его жалобе подлежит судебному рассмотрению.
В заключение остановимся на конституционном процессе, который в условиях формирования правового государства играет особо важную роль.
Основными источниками
права здесь выступают Конститу
Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, других нормативных актов, принятых высшими государственными органами России, конституций и других нормативных актов субъектов Федерации, международных договоров и др., а также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и проч.
Закон определяет круг субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, принципы и порядок рассмотрения и разрешения этих обращений, а также особенности разрешения отдельных категорий дел. В целом процедура производства в Конституционном Суде близка к исковому производству.
Очень существенно, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это служит важной гарантией законности принимаемых решений во всех видах юрисдикционной деятельности.
Решения Конституционного Суда обязательны для всех, в том числе и для высших органов как законодательной, так и исполнительной власти России.
Заключение
Рассмотренная конструкция юридического процесса, последовательность расположения отдельных их разновидностей оправданы самой логикой механизма правового регулирования, в котором в качестве непосредственных генераторов юридического воздействия выступают самые различные субъекты, образованные в результате учредительного процесса. Реальное юридическое воздействие предполагает наложенное функционирование правоприменительной и контрольной деятельности, осуществляемой на основе нормативных предписаний, которые установлены в результате правотворчества.
Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.
Акты применения как
государственно-властные веления обеспечивают
действие закона. Его претворение в жизнь.
Они представляют собой необходимый и
важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов
правовых актов, который характеризуется
определенными специфическими чертами.
Во-первых, акт применения исходит от компетентных
органов, поэтому и сам носит государственно-властный
характер, охраняется им и обеспечивается
государством в его реализации. Во-вторых,
он носит конкретно-индивидуальный характер,
поскольку адресован конкретным субъектам,
указывает на то, кто при данной ситуации
обладает субъективными правами и юридическими
обязанностями и какими и т.д. В-третьих,
акт применения права имеет определенную
установленную законом форму. Каждый акт
применения права является актом - документом.
В нем есть текст, который составляется
в соответствии с требованиями использования
юридической терминологии, четких юридических
конструкций. Со временем вырабатываются
и получают закрепление в нормативных
актах и в обыкновениях практики типизированные,
стандартные формуляры актов-документов,
которые упорядочивают юридическую работу,
вносят в нее необходимую определенность,
юридическую и документальную строгость.
Особенности правоприменительных актов,
требования к ним изучаются в специальных
юридических науках, прежде всего науках
процессуального права - уголовного, гражданского,
административного. Акт правоприменения
является разновидностью понятия "акт
управления" и используется как для
характеристики действия соответствующего
органа, так и формы выражения этого действия.
Причем в сфере управления такой формой
могут быть и соответствующие документы
и устные индивидуально-конкретные веления
- результат правоприменительной деятельности.