Юридические механизмы защиты прав свобод человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Можно считать общепризнанным, что сложившаяся система права играют важную роль стабилизирующего фактора в формировании и развитии общественных отношений и процесса регулирования, в обеспечении правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Достижение такой стабилизации государственная власть с древних времен видела в установлении единого порядка, в обеспечении строгого соблюдения установленного порядка. Во всемирной истории по-разному складывались у тех или иных народов сами законы, обычаи, судебная и административная практика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие права…………………………………………….…….3
Структура права……………………………………….…….5
Нормы права, ее элементы и классификации………………………………………...…….9
Институты права и его характеристика…………………..12
Отрасль права: понятие и основные классификации……………………………………….…….14
Юридические механизмы защиты прав свобод человека………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЮляТГИП + титул.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

-        охранительные институты, связанные с правонарушениями (институт административной ответственности);

3. по соотношению между  собой выделяют:

-        материальные правовые институты;

-        процессуальные правовые институты, предусматривающие процедуры реализации первых;

4. по структуре институты права разделяют:

-  на простые, соединяющие, как правило, небольшой комплекс юридических норм без каких-либо их подразделений;

-  сложные, включающие в себя систему однородных, но более дробных подразделений определенной отрасли права, которые именуют субинститутами. Сами же укрупненные институты со сложной системообразующей инфраструктурой в рамках одной отрасли относят к подотраслям права. Например, таковыми называют парламентское и муниципальное право в конституционном праве, банковское, бюджетное и налоговое право в финансовом праве (13, с.406-407).

1.4 Отрасль права: понятие и основные классификации

Основными элементами системы  права являются его отрасли, призванные регламентировать наиболее крупные  сферы общественных отношений и  обладающие особенностями, которые проявляются в их началах и назначении, в предмете и методе правового регулирования.

Отрасль права - это обособленная совокупность связанных едиными  принципами и функциями правовых институтов, регулирующих на основе специфических  юридических средств и способов качественно однородные общественные отношения.

Отрасли права традиционно  делятся на основные (кодифицированные) и комплексные, формируемые из различных  правовых институтов основных отраслей.

Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие и специальные отрасли права.

Базовая (или ведущая) отрасль - конституционное (государственное) право, представляющее собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы государственного и общественного строя страны, формы правления, государственного устройства и государственно-политического режима, правовой статус личности, систему органов государственной власти и механизм осуществления их деятельности. Основы базовой отрасли содержатся в конституции государства и конституционных законах, развивающих ее положения.

Профилирующие отрасли  воплощают в себе регулирующие и  охранительные начала права, соединенные  в следующие виды права

-  административное право;

-  гражданское право;

-  гражданско-процессуальное право;

- уголовно-процессуальное право

Специальные отрасли  формировались на основе базовой  и профилирующих, приспосабливаясь к особым сферам общественной жизни, которые нуждались в специфическом  правовом регулировании. К этим отраслям относятся следующие виды права:

-  финансовое право;

-  земельное право;

-  семейное право;

-  трудовое право;

-  уголовно-исполнительное право (13, с402-409).

Более подробно вышеперечисленные  отрасли права будут рассмотрены  в третьей главе данной работы.

На основе вышесказанного можно предложить еще одно определение понятию система права.

Система права - это обусловленное  характером общественных отношений  внутреннее строение (или структура) правя, выраженное в объединении  составляющих его норм права в  институты, подотрасли и отрасли  права (10, с 260).

 

2. Юридические  механизмы защиты прав свобод  человека

Основные права и  свободы человека и гражданина для  своей реализации предполагают наличие  развитой системы законодательных  актов, характеризующихся достаточной  конкретностью, определенностью, исключающих саму возможность ошибочного их толкования в подзаконных актах. Имеют место, к сожалению, случаи, когда конституционные права гражданина не реализуются практически и при наличии соответствующего закона по вине отдельных органов исполнительной власти.

К числу механизмов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина можно отнести все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Система юридических  механизмов защиты прав и свобод человека состоит из:

1. Конституционный контроль

2. Судебная защита  прав и свобод человека и  гражданина

3. Административно-правовые  формы защиты прав и свобод  человека и гражданина

4. Международные механизмы  защиты прав и свобод человека  и гражданина.

Рассмотрим вышеперечисленные  механизмы защиты прав человека и гражданина подробнее:

1. Конституционный контроль - Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной  власти. Реализация этого принципа  обеспечивается установлением развернутой системы государственной защиты прав человека и гражданина, которая венчается конституционным правосудием в лице его специального органа – Конституционного Суда РФ. По задачам, объему и способам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля Суд выступает как орган, важнейшая функция которого – защита прав и свобод человека и гражданина.

Правом на обращение  в Конституционный Суд РФ с  индивидуальной или коллективной жалобой  на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалоба на нарушение  прав и свобод допустима, если:

·  закон затрагивает конституционные права и свободы;

·  закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющим закон.

Статья 6 ФЗК «О Конституционном  Суде РФ» указывает: «Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений». Кроме того, решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Однако ратификация  Россией Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод и признание ею обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека вносят определенные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы в Европейский суд по правам человека.

Президент РФ как глава  государства в соответствии с  ч.2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовые возможности Президента РФ влиять на гарантирование, обеспечение и реализацию прав и свобод через принимаемые  законы могут найти свое проявление в участии Президента РФ в законодательном процессе:

·  право и возможность Президента РФ через своего полномочного представителя отстаивать собственные законопроекты, доказывая целесообразность и зачастую настаивая на их скорейшим внесении на рассмотрение пленарного заседания

·  возможность президентской стороны знакомиться со всеми проектами федеральных законов, рассмотрение которых предполагается в Государственной Думе, еще на ранней стадии – при подготовке их к первому чтению

В системе негосударственных  институтов правовой защиты прав и свобод человека и гражданина центральное место занимают такие учреждения, как Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 24.08.2004 №1102 утверждено Положение об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан[27]. Согласно указанному положению, Управление организует прием граждан работниками Администрации Президента РФ и рассматривает письменные обращения граждан, либо направляет их для рассмотрения в соответствующее подразделение Администрации Президента, аппарат Правительства, федеральные органы исполнительной власти. Органы местного государственной власти субъектов РФ, а в необходимых случаях осуществляет контроль за своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан. Для осуществления своих функций Управление вправе запрашивать и получать необходимые материалы от всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц.

В феврале 1997 г. принят Федеральный  Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[28]. Жалоба на имя Уполномоченного может быть подана, если с момента предполагаемого нарушения прав человека и гражданина прошло не более одного года. Требуется также, чтобы заявитель уже ранее обжаловал действия какого-либо государственного органа или должностного лица в судебном либо административном порядке. После того как решение более высокой инстанции на действия нижестоящего не удовлетворило лицо, оно вправе обратиться к Уполномоченному, приложив к заявлению копию решения. В компетенцию Уполномоченного не входят споры граждан между собой, с негосударственными учреждениями, а также правовые коллизии частных организаций друг с другом. В законе предусмотрена возможность учреждения должности Уполномоченного  по правам человека в субъектах Российской Федерации.

2. Судебный контроль  – В соответствии со ст. 18 Конституции  РФ устанавливается. Что права  и свободы человека и гражданина  как непосредственно действующие,  обеспечиваются правосудием.

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, в том числе и недееспособному, которое может защищать свои права в суде через представителя или родителя. Лица. Чьи права и свободы нарушены одним и тем же актом, могут, согласно действующему законодательству, объединиться и подать коллективный иск в суд.

Судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина в качестве неотъемлемого компонента предполагает наличие действенной  системы соответствующего законодательства – как материального, так и  процессуального.

Судебная всласть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом уголовные и административные дела подсудны судам общей юрисдикции. Только суд может решать вопрос об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей, и только суд может разрешать дела, связанные  с применением мер уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, причем на основе принципа равенства всех перед законом и судом.

Таким образом, право  на судебную защиту реализуется через совокупность различных процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав. При этом предполагается использование таких судебных  процедур, которые позволяют лицам, участвующим в судопроизводстве, отстаивать свои интересы на основе принципа состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст. 123 Конституции РФ).

К конституционным гарантиям  осуществления права человека и  гражданина на судебную защиту прав и  свобод следует отнести следующие права, составляющие единую правовую систему судебной защиты:

·  равенство каждого перед законом и судом;

·  право каждого на публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона;

·  право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом;

·  право каждого, нуждающегося в квалифицированной юридической помощи, на получение такой помощи;

·  презумпция невиновности;

·  запрет повторного осуждения по одному и тому же деянию;

·  право на пересмотр приговора;

·  недействительность незаконно полученных доказательств;

·  запрет обратной силы закона;

·  государственная гарантированность прав потерпевших;

·  непризнание судом ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;

·  применение судом закона, принятого после факта совершения преступления, если им предусматриваются устранение или смягчение ответственности.

3. Административно-правовая  форма защиты прав и свобод человека и гражданина – предопределяется прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Административно-правовая форма защиты прав и свобод граждан предполагает  следующее:

·  законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;

·  административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего органа (должностного лица) передается на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности органа;

·  прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, органами местного самоуправления. Особым видом общего надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

Информация о работе Юридические механизмы защиты прав свобод человека