Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:27, курсовая работа
Можно считать общепризнанным, что сложившаяся система права играют важную роль стабилизирующего фактора в формировании и развитии общественных отношений и процесса регулирования, в обеспечении правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Достижение такой стабилизации государственная власть с древних времен видела в установлении единого порядка, в обеспечении строгого соблюдения установленного порядка. Во всемирной истории по-разному складывались у тех или иных народов сами законы, обычаи, судебная и административная практика.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие права…………………………………………….…….3
Структура права……………………………………….…….5
Нормы права, ее элементы и классификации………………………………………...…….9
Институты права и его характеристика…………………..12
Отрасль права: понятие и основные классификации……………………………………….…….14
Юридические механизмы защиты прав свобод человека………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
· Свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций. Здесь важно, чтобы закон определял не только, какие из них запрещать, но и как их проводить. Нельзя, например, пропагандировать войну, национальную, расовую или религиозную ненависть или иную вражду и насилие.
3) Экономические права – это права, направленные на обеспечение свободного распоряжения людей предметами потребления и факторами экономической деятельности. К ним относятся: - право собственности (одно из важнейших, естественных, неотчуждаемых ПЧ; оно не должно затенять другие экономические и социальные права); - право на труд (т.е. возможность зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, запрещение рабства и принудительного труда, защита от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда, равную возможность продвижения по работе); - право на создание и вступление в профсоюзы, т.е. на защита прав трудящихся; - право на предпринимательство и свободное распоряжение силой.
4) Социальные права – связаны с обеспечением материальных условий и достойной жизни каждому человеку. Сюда входят: - право на достойный уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи (достаточное питание, одежду, жилище и непрерывное улучшение условий труда); - право на здоровье; - право на социальное обеспечение и социальную защищенность; - право на жилище; - группа прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите (детей, женщин, инвалидов, беженцев и т.д.).
5) Культурные права
– гарантируют духовное
6) Экологические права – это права на здоровую окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.
В структуру ПЧ входят также и обязанности личности: перед обществом (уважать мир и безопасность, воздерживаться от пропаганды национальной, расовой и ли религиозной вражды, защищать окружающую среду, стремиться к соблюдению прав свобод человека, соблюдать нормы международного права и т.д.), перед другими людьми (уважать других лиц, оказывать помощь и др.).
Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегральные, системные) качества, не присущие ее образующим и не сводимые к сумме свойств образующих ее компонентов.
Всякая система предполагает наличие элементов, связей между ними и формирование некоего целостного единства (4, с 51).
Право- многогранное социальное явление. Оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. Столь же разнообразны могут быть определения права. Одно из операционных определений понятия права устанавливает: право – это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (4, с 23).
Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его организация, способы образования, как каждой отдельной нормы права, так и всех норм в единое целое (9, с. 303). Право представляет собой не хаотичный набор правовых норм, а строгую и согласованную систему, целостный комплекс взаимосвязанных и согласованных элементов, находящихся в состоянии соподчинения, координации, функциональной зависимости и т.п. Система права отражает его внутреннее строение, которое не является произвольным усмотрением законодателя, а складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. (11, ст 170).
Под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (11, с 170).
Для системы права характерными признаками являются:
- объективность, поскольку
внутренняя структура права
- единство и взаимосвязь
составляющих ее правовых
- уровневая дифференциация
элементов структуры права,
Чтобы понять, что такое
система права, необходимо ответить
как минимум на два вопроса: из
каких элементов состоит
Структуру права составляют
более или менее крупные
- право в целом;
- отрасль права;
- подотрасль права;
-институт права;
-норма права (10, с259).
1.2 Норма права, ее элементы и классификации
Правовые нормы являются исходным и ключевым началом системы права, поскольку именно в них содержатся правила императивного или диспозитивного свойства, устанавливаемые в обществе в целях его упорядочения и содержащиеся в юридических актах особого характера, т. е. в нормативных правовых актах. Юридические нормы представляют собой модели должного или возможного с точки зрения государства поведения и выступают в отношении людей как требования, запреты или правомочия вести себя определенным образом (13, с 402).
Норма права – это
установленное и обеспеченное государством
общеобязательное правило поведения,
предназначенное для
Для такого правила, определяющего границы правового поведения, характерными являются все основные признаки позитивного права. Юридические правила обладают, соответственно:
- нормативностью, поскольку в них содержатся образцы поведения людей в обществе;
- общеобязательностью, т. е. они рассчитаны на беспрекословное выполнение;
- общей направленностью своего действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права и многократностью применения к неограниченному их числу;
- фиксированностью, закрепленной в официально признаваемых источниках права;
- государственно-властной обеспеченностью, призванной придать нормам права эффективность в применении и не допустить невыполнения их предписаний;
- стабильностью, отражающей необходимость поддержания в обществе устойчивого правопорядка;
- системностью, связанной с собственной
внутренней структурой и
Элементы системы правовой нормы:
- условие (гипотеза), определяющее круг правовых лиц, у которых при возникновении юридически значимых обстоятельств возникают определенные права и обязанности;
- правило (диспозиция), указывающее на границы правового поведения, которым необходимо или желательно соответствовать раковым лицам при зафиксированных обстоятельствах;
- взыскание (санкция), предусматривающее меры юридической ответственности для правовых лиц за нарушение границ предусмотренных правил поведения в рамках права.
В зависимости от способа изложения нормы права в нормативном правовом акте сложились как: 1.прямой способ изложения, предусматривающий размещение всех трех элементов правовой нормы в одной статье нормативного акта в полном объеме. Чаще всего подобное изложение находим в статьях гражданско-правовых актов, более других сохранивших "верность" классическим правилам римского частного права; 2. отсылочный способ изложения, предполагающий "компенсацию" недостающих элементов нормы за счет конкретной отсылки к недостающим ее частям, которые содержатся в иных статьях того же нормативного правового акта; 3. бланкетный способ изложения, указывающий на необходимость обращения при установлении юридической ответственности за правонарушение к положениям, содержащимся в ином нормативном акте, где перечисляются правила, которые следует соблюдать. Считается, что неконкретизированность диспозиции нормы или ее отсутствие обусловливается желанием законодателя не загромождать текст акта и обоснованным предположением о наличии у правоприменителя достаточной правовой информации о действующем законодательстве (13, с 403).
Нормы права ввиду их многочисленности
и разноплановости принято
· по характеру (форме) правового регулирования нормы со времен римских юристов подразделяют: 1. на запрещающие, которыми предписывают воздерживаться от совершения недозволенных правом действий; обязывающие, предписывающие совершение определенных действий, содержащихся в норме; 2. управомочивающие, предоставляющие возможность совершения действий, содержащихся в норме;
· по предмету правового регулирования, в соответствии с которым нормы делятся по соответствующим отраслям права как: нормы конституционного права; нормы административного права; нормы гражданского права; нормы уголовного права; нормы финансового права; нормы семейного права; нормы трудового права; нормы земельного права; нормы гражданско-процессуального права; нормы уголовно-процессуального права;
· по субъекту правотворчества: законодательные нормы; подзаконные нормы; делегированные нормы;
· по методу правового регулирования, позволяющему различать нормы прежде всего как: 1. императивные нормы, предельно четко и определенно устанавливающие условия действия своих полномочий; 2. диспозитивные нормы, регулирующие поведение субъектов права на основе их равенства между собой; рекомендательные нормы, содержащие пожелания выбора определенного варианта поведения; 3. поощрительные нормы, призванные стимулировать правомерные поступки субъектов права;
• по целевому назначению: 1. учредительные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой системы государства, правовой статус человека и гражданина и т. п.; 2. дефинитивные нормы, определяющие и объясняющие суть юридических понятий, раскрывающие направленность юридических действий; 3. регулятивные нормы, предоставляющие правовым субъектам и! права и возлагающие на них юридические обязанности; охранительные нормы, призванные обеспечить правопорядок в обществе; 4. коллизионные нормы, связанные с разрешением юридических споров, и т. д.;
• по кругу лиц, которым нормы права разделяются: 1. на общие, распространяющиеся на все население, находящееся в государственном пространстве; 2. специальные, действующие в отношении определенных категорий населения; 3. исключительные, изымающие из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;
• по действию в пространстве как: 1.нормы общего действия, распространяющиеся на всю территорию, которая подпадает под компетенцию соответствующего правомочного органа общегосударственного значения; нормы ограниченного действия, связанные с определенными рамками по территории, которые специально выделяются в нормативном акте; 2. нормы локального действия, распространяющие свою силу на обособленную территорию, подпадающую под компетенцию регионального или местного правомочного органа;
• по времени действия как: 1. постоянные и временные, вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям; 2.немедленного действия и обладающие обратной силой (ретроспективного действия) (13, с 404-405).
1.3 Институт права и его характеристика
Институты права являются первичным объединением юридических норм и в то же время связующим звеном между ними и отраслями как основными общностями права. Они соединяют близкие по содержанию правовые нормы и, соответственно, вводят их в процесс правового регулирования отдельных групп общественных отношений.
Институт права - это комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений.
Характерными чертами
институтов права являются: 1. однородность
фактического содержания обособленных
видов общественных отношений; 2. относительная
самостоятельность в
Примерами институтов права могут служить институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве и т. Д (13, с 406).
Правовые институты возможно классифицировать по следующим основаниям:
1. по составу (или предметно-отраслевому критерию) как:
- отраслевые (унитарные),
содержащие нормы одной
- межотраслевые (комплексные),
соединяющие в себе нормы
2. по функциональной роли в правовом регулировании различают:
- учредительные институты, создающие властные структуры и закрепляющие правовое положение субъектов права (институт главы государства);
- регулятивные институты, призванные регламентировать право мерное поведение (институт купли-продажи);
Информация о работе Юридические механизмы защиты прав свобод человека