Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:38, реферат
Прокуратура России учреждена Петром I после победоносного завершения длительной войны со Швецией, когда Россия была провозглашена империей и перед Петром I встала задача успешного продолжения задуманных им реформ: укрепление центральной власти, борьба с сепаратизмом и местничеством, с засилием бюрократии чиновничества. Без этого невозможно было начать осуществление планов экономического преобразования России, формирование могущественного государства.
Юридическая специальность: прокурор
Введение…………………………………………….………………………1
Нормативно-правовая база………………………………………………...4
Характеристика специальности……………………………………...........6
Функции прокурора………………..............................................................8
Степень ответственности прокурора…………………………………….10
Материальное и социальное обеспечение прокурора…………………..11
Почему я выбрала профессию прокурора…………………...…………..14
Заключение…………………………………………………………………15
Библиографический список
Какие профессии считаются наиболее престижными? На первом месте, с большим отрывом, профессии, связанные с правом: юрист, адвокат, прокурор. На втором месте -профессия врача. И вот эту профессию никак не коснулись изменения в общественных настроениях за несколько лет, никакие конъюнктурные соображения. Как в 2006-м, так и в 2009 году врач был и остается на втором месте с точки зрения престижности профессии. На третьем месте — профессии экономиста и финансиста. Если в 2006 году 20 процентов граждан считали их престижными, то в 2009-м -только 12 процентов. Здесь можно говорить о некоторой эволюции отношения общества к миру экономистов и финансистов.
На основании
этих данных можно сделать вывод,
что на протяжении многих лет юридические
профессии являются наиболее престижными,
в частности, прокурор.
1.4 Функции прокурора
22 ноября 2001 г.
Государственная Дума РФ
Основное, что следует отметить и положительно оценить, это четкое определение процессуальной функции прокурора в уголовном процессе. По новому УПК прокурор - это сторона обвинения, должностное лицо, осуществляющее функцию уголовного преследования.
Ряд важных положений в новом УПК РФ касается права прокурора отказаться от продолжения уголовного преследования. В отличие от прежнего новый УПК предоставляет прокурору право прекратить уголовное преследование лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления не только небольшой, но и средней тяжести в случае, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 25), а также в связи с изменением обстановки (ст. 26) или деятельным раскаянием (ст. 28
В новом УПК РФ нашли воплощение положения ст. 22,23 и 25 Конституции РФ, гарантирующие свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени, а также неприкосновенность жилища
Согласно ст.
37 нового УПК прокурор является должностным
лицом, уполномоченным в пределах своей
компетенции осуществлять от имени
государства уголовное
Так, новый УПК
предоставляет прокурору право
давать согласие дознавателю, следователю
на возбуждение перед судом
УПК РФ сохраняет
за прокурором право рассматривать
жалобы участников уголовного процесса
и иных лиц, чьи интересы затрагиваются
действиями или решениями органов
предварительного расследования (ст. 124),
отменять любые незаконные решения
следователя, органа дознания, дознавателя.
Непринятие прокурором своевременного
решения об устранении нарушения
уголовно-процессуального
Еще одной новеллой нового Закона является возложение на прокурора обязанности по вручению обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют, копии обвинительного заключения (ст. 222)
Еще одним из вопросов, заслуживающих серьезного внимания, является требование ст. 246 нового УПК об обязательном участии в судебном разбирательстве по всем делам публичного и частно-публичного обвинения государственного обвинителя. Введение этого положения отсрочено до 1 января 2003 г., поскольку потребуется существенное увеличение штатов, однако справедливость требования об обязательном участии в судебном разбирательстве государственного обвинителя трудно оспорить.
Новым для УПК РФ является возможность участвовать, в суде в качестве государственного обвинителя не только должностному лицу прокуратуры, но и - по поручению прокурора - представителю органа дознания.
Новый УПК содержит
и другие изменения в процессуальном
статусе прокурора, практическая реализация
которых может встретить на первых
порах определенные сложности, однако
в целом нормативная
1.5 Степень ответственности прокурора
а) Дисциплинарная ответственность
1) Генеральный
прокурор Российской Федерации
имеет право налагать
2) Наложение
дисциплинарного взыскания в
виде увольнения из органов
прокуратуры работников, награжденных
нагрудным знаком "Почетный работник
прокуратуры Российской
3) Дисциплинарное
взыскание налагается
4) Дисциплинарное
взыскание не может быть
5) Дисциплинарное
взыскание не может быть
6) Работник,
совершивший проступок, может
быть временно (но не более
чем на один месяц) до решения
вопроса о наложении
б) Порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности.
1) Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.
На период
расследования возбужденного в
отношении прокурора или
2) Не допускаются
задержание, привод, личный досмотр прокурора
и следователя, досмотр их вещей и используемого
ими транспорта, за исключением случаев,
когда это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения безопасности
других лиц, а также задержания при совершении
преступления.
1.6 Материальное и социальное обеспечение прокурора
1) Денежное содержание
прокурорских работников состоит из должностного
оклада; доплат за классный чин, за выслугу
лет, за особые условия службы (в размере
50 процентов должностного оклада), за сложность,
напряженность и высокие достижения в
службе (в размере до 50 процентов должностного
оклада); процентных надбавок за ученую
степень и ученое звание по специальности,
соответствующей должностным обязанностям,
за почетное звание "Заслуженный юрист
Российской Федерации"; премий
по итогам службы за квартал и год; других
выплат, предусмотренных законодательными
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Доплата за сложность, напряженность и
высокие достижения в службе устанавливается
в соответствии с решением руководителя
органа или учреждения прокуратуры с учетом
объема работы и результатов службы каждого
прокурорского работника.
Денежное вознаграждение Генеральному
прокурору Российской Федерации
устанавливается Президентом Российской
Федерации.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от
28.12.2010 N 404-ФЗ)
Должностные оклады прокурорским
работникам устанавливаются Правительством
Российской Федерации по представлению
Генерального прокурора Российской Федерации
в процентном отношении к должностному
окладу первого заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации, который
составляет 80 процентов должностного
оклада Председателя Верховного Суда
Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации для
лиц, замещающих отдельные должности прокурорских
работников в Генеральной прокуратуре
Российской Федерации, а также для лиц,
замещающих отдельные государственные
должности федеральной государственной
гражданской службы в Генеральной
прокуратуре Российской Федерации, может
устанавливаться ежемесячное денежное
поощрение.
Доплата за классный чин производится
ежемесячно и устанавливается в процентном
отношении к должностному окладу прокурорского
работника в следующих размерах:
действительный государственный советник
юстиции - 30 процентов;
государственный советник юстиции 1 класса
- 27 процентов;
государственный советник юстиции 2 класса
- 25 процентов;
государственный советник юстиции 3 класса
- 23 процента;
старший советник юстиции - 21 процент;
советник юстиции - 20 процентов;
младший советник юстиции - 19 процентов;
юрист 1 класса - 18 процентов;
юрист 2 класса - 17 процентов;
юрист 3 класса - 16 процентов;
младший юрист - 15 процентов.
Доплата за выслугу лет производится ежемесячно
и устанавливается в процентном отношении
к должностному окладу и доплате за классный
чин прокурорского работника в следующих
размерах:
от 2 до 5 лет - 20 процентов;
от 5 до 10 лет - 35 процентов;
от 10 до 15 лет - 45 процентов;
от 15 до 20 лет - 55 процентов;
свыше 20 лет - 70 процентов.
Процентные надбавки за ученую
степень и ученое звание выплачиваются
кандидатам наук или доцентам в размере
5 процентов должностного оклада, докторам
наук или профессорам - 10 процентов должностного
оклада, за почетное звание "Заслуженный
юрист Российской Федерации" - в размере
10 процентов должностного оклада.
Выплата премий прокурорским работникам
по итогам службы за квартал и год, а также
оплата труда других работников осуществляются
по нормам, установленным для работников
органов исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 15.07.2005 N 85-ФЗ)
2) Пенсионное обеспечение прокуроров,
научных и педагогических работников
и членов их семей осуществляется применительно
к условиям, нормам и порядку, которые
установлены законодательством Российской
Федерации для лиц, проходивших службу
в органах внутренних дел, и членов их
семей.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Прокурорам, научным и педагогическим
работникам, имеющим право на пенсионное
обеспечение, предусмотренное настоящим
пунктом, выслугу не менее 20 лет и не
получающим какую-либо пенсию,
выплачивается ежемесячная надбавка к
денежному содержанию в размере 50 процентов
пенсии, которая могла быть им
назначена.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Прокурорам, научным и педагогическим
работникам, имеющим право на пенсионное
обеспечение, предусмотренное настоящим
пунктом, выплачивается выходное пособие
при увольнении:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
а) на пенсию;
б) в отставку;
в) по достижении предельного возраста
пребывания на службе в органах и учреждениях
прокуратуры;
г) по состоянию здоровья или инвалидности;
д) вследствие организационно-штатных
мероприятий.
Прокурорам, научным и педагогическим
работникам, не имеющим права на пенсионное
обеспечение, предусмотренное настоящим
пунктом, выходное пособие выплачивается
лишь в случаях их увольнения по основаниям,
предусмотренным подпунктами "г"
и "д" настоящего пункта.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Прокурорам, научным и педагогическим
работникам выходное пособие выплачивается
за полные годы выслуги в следующих размерах:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
менее 10 календарных лет - 5 месячных должностных
окладов с доплатой за классный чин;
от 10 до 15 календарных лет - 10 месячных
должностных окладов с доплатой за классный
чин;
от 15 до 20 календарных лет - 15 месячных
должностных окладов с доплатой за классный
чин;
20 календарных лет и более - 20 месячных
должностных окладов с доплатой за классный
чин.
При увольнении прокуроров, научных и
педагогических работников после их повторного
поступления на службу в органы и учреждения
прокуратуры пособие выплачивается с
зачетом ранее выплаченных пособий, исчисляемых
в должностных окладах с доплатой за классный
чин, в том числе за службу в других органах.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Пенсионное обеспечение иных
прокурорских работников осуществляется
в соответствии с законодательством
о пенсионном обеспечении государственных
служащих.
3) Прокурорские работники
в служебных целях обеспечиваются проездными
документами на проезд всеми видами транспорта
общего пользования (кроме такси) в городском,
пригородном и местном сообщении, приобретаемыми
органами прокуратуры у соответствующих
транспортных организаций в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Порядок проезда работников транспортных
прокуратур в пределах обслуживаемых
участков при исполнении служебных обязанностей
на железнодорожном, речном, морском,
воздушном транспорте определяется Правительством
Российской Федерации.
При направлении в служебные командировки
прокурорские работники пользуются правом
бронирования и получения вне очереди
мест в гостиницах и приобретения проездных
документов на все виды транспорта.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4) Прокуроры имеют право на дополнительную
жилую площадь.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Прокуроры
и следователи, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий, обеспечиваются в соответствии
с нормами, установленными законодательством
Российской Федерации, отдельными жилыми
помещениями, приобретаемыми за счет средств
федерального бюджета, выделяемыми на
эти цели органам Прокуратуры Российской
Федерации, в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Нуждающимися в улучшении жилищных
условий с учетом положений настоящей
статьи признаются прокуроры и следователи,
не обеспеченные жилой площадью в соответствии
с требованиями и нормами, установленными
жилищным законодательством Российской
Федерации и жилищным законодательством
субъектов Российской Федерации.
Прокуроры и следователи имеют право на
компенсацию расходов, связанных с наймом
(поднаймом) жилых помещений, до предоставления
им в установленном порядке жилого помещения
для постоянного проживания.
Абзацы пятый - шестой
- Утратили силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5) В жилых помещениях,
занимаемых прокурорами, во внеочередном
порядке установка телефона осуществляется
по действующим тарифам. В таком же порядке
предоставляются места в детских дошкольных
учреждениях, школах-интернатах, летних
оздоровительных учреждениях детям прокуроров.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
6) Медицинское обслуживание (в том числе
обеспечение лекарствами) работников
и проживающих с ними членов их
семей осуществляется за счет средств
федерального бюджета.
7) Прокуроры, научные и педагогические
работники, уволившиеся в связи
с выходом на пенсию в соответствии
с пунктом 2 настоящей статьи, пользуются
правами и социальными гарантиями,
предусмотренными пунктом 3 настоящей
статьи, при предъявлении пенсионного
удостоверения.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от
28.12.2010 N 404-ФЗ)
Медицинское обслуживание
получающих пенсию прокурорских работников
и членов их семей, а также родителей, супругов
и несовершеннолетних детей погибших
(умерших) прокурорских работников осуществляется
в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи
в лечебных учреждениях, в которых они
состояли на учете.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 77-ФЗ)
Пункт 8 - Утратил
силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1.7 Почему я выбрала профессию прокурора
Выбрав специальность прокурора, я хочу достичь всего, чего можно добиться в этой жизни. Во-первых, это хорошее образование и место работы, во-вторых, это желание обеспечить свою жизнь всем необходимым и добиться отличных результатов на профессиональном поприще.
Я сделала
свой выбор давно. Этот выбор
я сделала еще в 9 классе. Мой выбор
этой специальности не был случайным озарением:
об этом я мечтала с детства, так
как моя тетя работает судьей.
Заключение
По полному праву можно сказать, что любой прокурор, стремящийся
выполнить свои обязанности, постоянно работает в условиях дефицита времени
и нервного напряжения. Этот фундаментальный факт должен быть известен как
лицам, желающим стать прокурорами, так и лицам, формулирующим задачи
прокуратуры, а соответственно и прокуроров. Напряжённость труда
объясняется: постоянным дефицитом времени; трудностями планирования работы
при возникновении большого количества ситуаций, требующих быстрого решения
(запросы, заявления, внезапные происшествия); нестандартностью многих
задач, в особенности связанных с экономическими отношениями, поддержанием
законности в банковской сфере, на фондовом рынке, в рамках конкуренции,
диффузии предприятий и пр. (мнение о том, что все эти вопросы решаются
только с позиции частного права, - заблуждение); конфликтностью отношений,
связанной с разнообразием и даже противостоянием интересов лиц, находящихся
или могущих оказаться в сфере прокурорской деятельности; лоббированием
различных интересов
и оказанием постоянного
пожалуй, факторы, поддающиеся в принципе не окончательному устранению, но
лишь смягчению. Дополнительные трудности возникают также и в связи с