Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:39, курсовая работа
В теории государства и права достаточно много проблемных вопросов. Одним из таких вопросов является понятие юридической практики.
Существуют различные и противоречивые мнения об этом понятии. Поэтому эта работа будет посвящена конкретизации и сведению воедино сведений различных источников о понятии юридической практики и ее функциях.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие юридической практики…………………………….6
Глава 2. Функции юридической практики:
их понятие и виды………………...……………..……………13
Глава 3. Содержание правоохранительной функции
юридической практики….…………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………
Существование юридической практики, как специфической разновидности правовой реальности обусловлено в значительной мере высокой нормативностью, присущей праву, и возникающей отсюда необходимостью конкретизации нормативных предписаний в процессе их применения. При применении права намечаются, определяются ориентиры раскрывающие смысл норм и значение терминов, вырабатываются образцы решения той или иной категории дел.12
В правовой системе общества одновременно функционирует множество разнообразных типов, видов и подвидов практики. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений различают правотворческую, правоприменительную (правореализационную), распорядительную, интерпретационную и другие типы практики.13
В процессе правотворческой практики формируются новые нормативно-правовые способы воздействия на общественную жизнь. Правоприменительная практика это единство властной деятельности компетентных органов, направленная на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Суть интерпретационной практики выражается в формулируемых правовых разъяснениях и правоположениях.14
С точки зрения функционального аспекта можно выделить правоконкретизирующую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность этих типов практики заключается в том, что изменения общественных отношений возможны здесь с помощью правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.
Все виды юридической практики можно подразделить на определенные виды и подвиды. Например, в правоприменительной практике различают оперативно-исполнительную и юрисдикционную (виды) последняя подразделяется на превентивную, карательную и др.
В соответствии с субъектами юридическая практика разграничивается, как правило, на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др. По этому же критерию возможна и более детальная классификация так к судебной относится практика Верховного Суда РФ, областных городских, районных судов. А, приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых дел, можно говорить о судебной практике, например по гражданским и уголовным делам.15
Независимо от того, кто выступает конкретным носителем юридической практики (отдельное должностное лицо или орган в целом), по своему содержанию, формам, средствам и способам преобразования в социальном организме она всегда является коллективной и общественной. Следует также отметить в этом плане тот момент, что направленная на удовлетворение общественных и личных интересов и потребностей юридическая практика служит важнейшим средством решения задач и выполнения функций, стоящих перед обществом, государством, отдельными государственными и общественными организациями.16
В отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются гипотезы, идеи, понятия, юридическая практика направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней детерминантой юридической практики. Здесь оно присутствует во внешне выраженном, опредмеченном виде.17
Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Социальное значение юридической практики состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить более тесную связь права с жизнью.18
На основании всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что под юридической практикой следует понимать юридическую деятельность в неразрывном единстве с накопленным в результате этой деятельности социально-правовым опытом. Две эти составляющие юридической практики никак не могут быть разорваны, ибо сама юридическая деятельность возможна только в случае использования в качестве базовой основы социально-правового опыта. А социально-правовой опыт обновляется, реализуется и актуализируется только через юридическую деятельность.
Юридическая практика часть нашей культуры. На ее основе возникает, развивается и функционирует правовая система общества. Юридическая практика обеспечивает связь права с жизнью. Юридическая практика, обобщающая категория, так как позволяет осветить одновременно процессы и правообразования и правоприменения. Кроме того, существует возможность использовать ее в качестве метода познания юридической действительности.
Следует всегда помнить о том, что юридическая практика (не правотворческих органов) не создает новых норм права и носит подзаконный характер.
Сущность
юридической практики выражается в
ее функциях. Поэтому необходимо разобраться,
что же следует понимать под функциями
юридической практики.
ГЛАВА
2
Функции
юридической практики
С точки зрения философской науки функция это отношение двух (группы) объектов, в котором изменение одного из них ведет к изменению другого.19
Данное
определение ближе к логико-
В
философско-социологическом
Именно через роль выражается одна из важнейших сторон функционирования юридической практики, но полностью не сводится к ней.21
Через «социальное назначение» дает определение функции Самощенко И.С.22
Как реализующееся свойство определяет функцию Фурман А. и Королев Л.С.23
Однако, рассматривая определение функции, Карташов В.Н. считает, что функции это не цели и задачи и с этим стоит согласиться.24
Смешивая точки зрения многих ученых Денисов А.И., дает определение функции следующим образом: функции это либо главные направления, либо основные стороны, либо социальное назначение деятельности, либо то, что характеризует данную деятельность предметно-политически.25
Байтин М.И. рассматривает функции, как направления влияния (воздействия) на реальную действительность, где отражается сущность явления, его назначение и закономерности развития.26
Приведенные определения не могут претендовать на исчерпывающие, ибо определяют функции несколько односторонне. Алексеев С.С. дает определение функций юридической практики как основных направлений, в которых проявляются правовое значение юридической практики и ее роль в процессе правового регулирования.27
Однако более предпочтительным, на наш взгляд, является определение функций юридической практики данное Карташовым В.Н. Функции юридической практики это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.28
Функции — это целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) практики, одновременно ими не являясь.
Отражая сущность юридической практики, особенности ее отдельных сторон и свойств. Вместе с тем изменение функций влияет на структуру практики, определенные элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко проявляется организационно-конструктивный и динамичный характер юридической практики, ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу данной системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию.29
Юридическая
практика многофункциональная система
и пока в юридической науке
проблема типологии классификации
функций применительно к
Алексеев
С.С. рассматривает функции
Правоконкретизирующая
– функция, выражающая конкретизацию
юридической практикой
Сигнально-
Реутов В.П. пишет: «Юридическая практика есть составная часть процесса правового регулирования и одновременно она является поставщиком информации для канала обратной связи между нормами права и общественными отношениями».33
Правонаправляющая (ориентирующая) функция призвана организовать единообразный, целенаправленный характер деятельности правоприменительных органов при решении юридических дел. Организация в том смысле, что оснащает суды, другие органы применения права критериями, конкретизированными ориентирами, которые позволяют на основе юридических норм с учетом накопленного опыта единообразно, избегая возможных ошибок, решать юридические дела в соответствии с законом. 34
Иначе подходит
к классификации функций
Среди общесоциальных функций юридической деятельности, по мнению ученого, ведущее место занимает экономическая функция.36
Огромное значение экономической функции юридической практики объясняется тем, что большинство отношений в сфере экономики облекаются в правовую форму, имеющую существенное значение для развития регулируемых отношений.37
От
правильного сочетания правовых
и неправовых, гражданских и
Содержание экономической функции зависит от многих факторов, в том числе и от конкретной разновидности юридической деятельности.
Так,
с помощью правотворческой
При рассмотрении политической функции юридической практики имеется в виду два существенных момента. Во-первых, всякая юридическая практика носит политический характер, поскольку в ней и через нее проявляются политика государства и других элементов политической системы общества. Во-вторых, юридическая практика сама активно воздействует на политическую сферу жизни общества. Она выступает одним из важнейших орудий осуществления политической (государственной) власти, «юридически материализуя» государственную волю, закрепляя и охраняя основные политические институты, устанавливая и обеспечивая реализацию компетенции государственных органов, основных функций государства, способствуя решению многих других важнейших политических задач в обществе.38