Юридическая ответственность:понятие,виды,субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. С момента возникновения юридическая ответственность была основана на санкциях правовых норм государственного принуждения, применяемого против правонарушителя.

Содержание

Юридическая ответственность:понятие,виды,субъекты.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РФ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.87 Кб (Скачать)

В настоящее  время судебная система РФ состоит  из следующих судов:

1. Конституционная  юстиция. Она включает Конституционный  Суд РФ, дей-ствующий на основании  Федерального конституционного  закона "О Конститу-ционном Суде  Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные  и уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом.

Суды  общей юрисдикции. Они включают Верховный  Суд РФ, верховные 
суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и авто- 
номных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, 
а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды дей- 
ствуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. в части, 
не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной сис- 
теме Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, 
гражданским делам и делам, возникающим из административных правонару- 
шений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, ко- 
торые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, администра- 
тивные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и по- 
рядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и 
законом субъекта РФ.

Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, 
федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и дру- 
гих субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального кон- 
ституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 
апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических 
споров и рассмотрения ряда иных дел. Закон допускает создание специализиро- 
ванных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных 
дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения до- 
полнений в данный закон.

В Конституции  РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что  ни при каких, даже самых экстремальных  условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться  на свет какие-либо временные псевдо суды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая состоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и т. д.) взяли на себя субъекты РФ, то суды неизбежно попали бы под местное влияние и утратили свою самостоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действительно являлись звеньями единой федеральной судебной системы, Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании суда устанавливается Государственный  флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Конституционно-правовые основы судебного  процесса. Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий закре-плены в ст. 46-51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повтор-ного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.). В то же время ряд осно-вополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены вот. 123 Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом 
заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. 
Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех процессу- 
альных кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном), 
он допускает исключения только в тех случаях, когда этого требует государст- 
венная или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство возможно 
также при разбирательстве дел, связанных с половыми преступлениями, пре- 
ступлениями лиц, не достигших 16-летнего возраста, и для предотвращения 
разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. 
Есть ограничения гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усынов- 
ления, опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либо 
ослабления процессуальных гарантий или отступления от общих правил судо- 
производства, оно только закрывает доступ в зал суда для публики и средств 
массовой информации. Но приговоры и решения оглашаются в открытом засе- 
дании суда.

Заочное разбирательство уголовных дел  в судах не допускается, кроме 
случаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указывает 
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого в пределах 
страны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого о разбиратель- 
стве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде 
лишения свободы.

Судопроизводство  осуществляется на основе состязательности и равно- 
правия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все сто- 
роны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном - подсуди- 
мый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий консти- 
туционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим острием 
она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, что 
было свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независимость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный уклон.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и  важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.

Однако  неприкосновенность судей не является абсолютной, что было подтверждено в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке одного из положений Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В частности, Суд отметил, что отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Далее, в соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и иными законодательными актами Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в суд может быть обжаловано и решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела, в отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его

действий. Наличие такой возможности служит реальной гарантией осуществления конституционного права каждого на судебную защиту, а также прав, предусмотренных ст. 52 и 53 Конституции РФ. Следовательно, установленный Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" усложненный порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи выступает лишь в качестве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности. При наличии достаточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия.

В соответствии с приведенными аргументами Конституционный  Суд РФ в постановлении от 7 марта 1996 г. постановил, что положения Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не могут быть истолкованы как исключающие возможность обжалования в судебном порядке решения квалификационной коллегии судей и препятствующие осуществлению гражданами их прав на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Эта норма фактически дублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. В ст. 36 и 421 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР указаны наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других. По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания (длительное лишение свободы и даже смертная казнь), что порождает необходимость усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом.

                                              3.Заключение

Таким образом, в заключение можно сделать  следующие выводы:

1. Судебная  власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

2. Признаки  судебной власти: судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти;

судебная  власть осуществляется только специальными государственными органами - судами; исключительность судебной власти -- признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти;

независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; под законность судебной власти и др.

3. Судебная  власть осуществляется только судом. Суд - это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие.

4. В  соответствии с Конституцией  РФ и Законом о судебной  системе в настоящее время  существует три системы судов:  Конституционный Суд РФ, суды  общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Список  использованной литературы

1. Братусь  С.Н. Юридическая ответственность  и законность. - М.,1976;Лейст О.Э.  Санкции и ответственность по  советскому праву. - М., 1981; Петелин  А.Н. Проблемы правовой ответственности  в социалистическом обществе.- Омск, 1976; Самощенко Н.С., Фаркушин М.Х.  ответственность по советскому законодательству.  
2. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986. 
3. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М.,1985. 
4. Хачатуров Р.Л., Ягутин Р.Г. Юридическая ответственность. - Тольятти, 1995. 
5. Рыбаков В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой ответственности. - Уфа, 1993. 
6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права/УМП/. - М.,1999. 
7. Теория государства и права/ Под.ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М., 2000. 
8. Теория государства и права./ Под.ред. М. 2

9. К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. М.1998

Информация о работе Юридическая ответственность:понятие,виды,субъекты