Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:11, контрольная работа
Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. С момента возникновения юридическая ответственность была основана на санкциях правовых норм государственного принуждения, применяемого против правонарушителя.
Юридическая ответственность:понятие,виды,субъекты.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РФ
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная
юстиция. Она включает
Суды
общей юрисдикции. Они включают Верховный
Суд РФ, верховные
суды республик, краевые и областные суды,
суды автономной области и авто-
номных округов, городские суды Москвы
и Санкт-Петербурга, районные суды,
а также военные суды (в гарнизонах, армиях,
флотилиях и т. д.). Эти суды дей-
ствуют на основе Закона "О судоустройстве
РСФСР" от 8 июля 1981 г. в части,
не противоречащей Федеральному конституционному
закону "О судебной сис-
теме Российской Федерации". Они осуществляют
правосудие по уголовным,
гражданским делам и делам, возникающим
из административных правонару-
шений. Судьями общей юрисдикции субъектов
РФ являются мировые судьи, ко-
торые в пределах своей компетенции рассматривают
гражданские, администра-
тивные и уголовные дела в качестве суда
первой инстанции. Полномочия и по-
рядок деятельности мирового судьи устанавливаются
федеральным законом и
законом субъекта РФ.
Арбитражные
суды. В эту систему входят Высший
Арбитражный суд РФ,
федеральные арбитражные суды округов,
арбитражные суды республик и дру-
гих субъектов РФ. Арбитражные суды действуют
на основе Федерального кон-
ституционного закона "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" от 28
апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие
путем разрешения экономических
споров и рассмотрения ряда иных дел. Закон
допускает создание специализиро-
ванных федеральных судов по рассмотрению
гражданских и административных
дел (имеются в виду трудовые, налоговые
и др.), но только путем внесения до-
полнений в данный закон.
В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдо суды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.
Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая состоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и т. д.) взяли на себя субъекты РФ, то суды неизбежно попали бы под местное влияние и утратили свою самостоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действительно являлись звеньями единой федеральной судебной системы, Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Высокий
статус судов подчеркивается установленными
законом символами судебной власти.
На здании суда устанавливается
Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий закре-плены в ст. 46-51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повтор-ного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.). В то же время ряд осно-вополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены вот. 123 Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Разбирательство
дел во всех судах открытое. Слушание
дела в закрытом
заседании допускается в случаях, предусмотренных
федеральным законом.
Принцип гласности (публичности) разбирательства
закреплен во всех процессу-
альных кодексах (гражданском, уголовном,
административном, арбитражном),
он допускает исключения только в тех
случаях, когда этого требует государст-
венная или коммерческая тайна. Закрытое
судебное разбирательство возможно
также при разбирательстве дел, связанных
с половыми преступлениями, пре-
ступлениями лиц, не достигших 16-летнего
возраста, и для предотвращения
разглашения сведений об интимных сторонах
жизни участвующих в деле лиц.
Есть ограничения гласности и для некоторых
гражданских дел (тайна усынов-
ления, опека над детьми). Закрытое разбирательство
не означает какого-либо
ослабления процессуальных гарантий или
отступления от общих правил судо-
производства, оно только закрывает доступ
в зал суда для публики и средств
массовой информации. Но приговоры и решения
оглашаются в открытом засе-
дании суда.
Заочное
разбирательство уголовных дел
в судах не допускается, кроме
случаев, предусмотренных федеральным
законом. На такие случаи указывает
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР:
отсутствие подсудимого в пределах
страны и его уклонение от явки в суд, ходатайство
подсудимого о разбиратель-
стве дела в его отсутствие, когда не может
быть назначено наказание в виде
лишения свободы.
Судопроизводство
осуществляется на основе состязательности
и равно-
правия сторон. Эта конституционная норма
ставит в равное положение все сто-
роны в процессе (в гражданском это истец
и ответчик, в уголовном - подсуди-
мый, прокурор и защитник, в конституционном
- орган, оспаривающий консти-
туционность нормативного акта, и орган,
издавший этот акт). Своим острием
она направлена против чрезмерной роли
прокурора в уголовном процессе, что
было свойственно процессу в тоталитарный
период; это подрывало независимость суда
и право граждан на защиту, придавая правосудию
обвинительный уклон.
Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
Однако неприкосновенность судей не является абсолютной, что было подтверждено в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке одного из положений Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В частности, Суд отметил, что отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Далее, в соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и иными законодательными актами Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в суд может быть обжаловано и решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела, в отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его
действий.
Наличие такой возможности
В соответствии с приведенными аргументами Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 марта 1996 г. постановил, что положения Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не могут быть истолкованы как исключающие возможность обжалования в судебном порядке решения квалификационной коллегии судей и препятствующие осуществлению гражданами их прав на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Эта норма фактически дублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. В ст. 36 и 421 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР указаны наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других. По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания (длительное лишение свободы и даже смертная казнь), что порождает необходимость усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом.
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:
1. Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
2. Признаки судебной власти: судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти;
судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами; исключительность судебной власти -- признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти;
независимость,
самостоятельность и
3. Судебная власть осуществляется только судом. Суд - это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие.
4. В
соответствии с Конституцией
РФ и Законом о судебной
системе в настоящее время
существует три системы судов:
Конституционный Суд РФ, суды
общей компетенции (юрисдикции)
1. Братусь
С.Н. Юридическая
2. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность.
- М., 1986.
3. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие,
причины, ответственность. - М.,1985.
4. Хачатуров Р.Л., Ягутин Р.Г. Юридическая
ответственность. - Тольятти, 1995.
5. Рыбаков В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой
ответственности. - Уфа, 1993.
6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства
и права/УМП/. - М.,1999.
7. Теория государства и права/ Под.ред.
проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова.
- М., 2000.
8. Теория государства и права./ Под.ред.
М. 2
9. К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. М.1998
Информация о работе Юридическая ответственность:понятие,виды,субъекты