Юридическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - глубже и шире изучить проблемы юридической ответственности, особенности её реализации и понимания на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

Чистая КУРСОВАЯ(источники).doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Презумпция  невиновности гражданина – это предложение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности есть проявление общей добропорядочности гражданина. Смысл и назначение презумпций невиновности состоит в полной и несомненной доказанности твердо установленными фактами обвинения как основания выводов предварительного следствия в относительном заключении и суда в обвинительном приговоре. Из презумпции невиновности вытекает также правило, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе[1, c. 370]. 

    Презумпция  невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающего фактора необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства.

    Презумпция  невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что есть весьма важно в условиях формирования правового государства [3, c. 278]. 
 
 

ГЛАВА 2

    ПОРЯДОК ВОЗЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
 

    2.1 Порядок возложения  уголовной ответственности 

    Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической  ответственности. Одной из проблем этого института является то, что в законодательстве не содержится понятия уголовной ответственности, лишь ст. 10 Уголовного Кодекса (далее по тексту УК) Республики Беларусь устанавливает основание уголовной ответственности: совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Кроме того, ч. 5 ст. 3 УК Республики Беларусь определяет, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Т. О. Кошаева отмечает, что предметом уголовной ответственности являются те виды и меры уголовного воздействия и наказания, которые применяются как государственное принуждение за совершённое преступление [10, c. 47].

    Одна  из особенностей уголовной ответственности состоит в том, что она возлагается специальным правоприменительным актом – приговором суда, который определяет соответствующую деянию меру наказания. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, что обеспечивает установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.

    Уголовной ответственности подлежит только вменяемое  физическое лицо, достигшее ко времени  совершения преступления возраста. В  большинстве случаев этот возраст – 16 лет, но в некоторых (при совершении тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, общественной безопасности и др.) – 14 лет.

    Ст. 48 УК Республики Беларусь содержит исчерпывающий  перечень видов уголовных наказаний:

    1) общественные работы;

    2) штраф;

    3) лишение права занимать определенные  должности или заниматься  определенной  деятельностью;

    4) исправительные работы;

    5) ограничение по военной службе;

    6) арест;

    7) ограничение свободы;

    8) направление в дисциплинарную  воинскую часть;

    9) лишение свободы;

    10) пожизненное заключение;

    11) смертная казнь (до ее отмены).

    Кроме основных наказаний, к лицам, совершившим  преступления, могут применяться  следующие дополнительные наказания:

    1) лишение воинского или специального  звания;

    2) конфискация имущества.

    Общественные  работы, штраф и лишение права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного  наказания.

    Возникая  в рамках регулятивного отношения, уголовная ответственность реализуется не сразу, а проходит определённые стадии: возникновения, конкретизации и реализации [10, c. 48]. Уголовная ответственность возникает при совершении преступления. На стадии конкретизации происходит обнаружение преступления уполномоченными государственными органами, привлечение виновного к ответственности, назначение наказания. Эта стадия заканчивается моментом вступления в законную силу приговора суда, содержащего вид и меру уголовного наказания. На стадии конкретизации существенное значение имеет правильная квалификация преступления. Стадия реализации начинается с момента вступления в законную силу приговора суда, она связана с исполнением наказания. Исполнение уголовного наказания производится на основании норм Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Беларусь. Уголовно-правовые отношения прекращаются с моментом окончания реализации уголовной ответственности, либо в связи с освобождением от уголовной ответственности (или от наказания), что предусматривает гл. 12 УК Республики Беларусь.

    Уголовная ответственность имеет негативные последствия для лиц, совершивших  преступления, связанные с судимостью. Судимость реализуется в форме  многообразных ограничений, предусмотренных  различными отраслями права (например, запрет на занятие определённых должностей)[11, с. 16].

    Таким образом, уголовная ответственность имеет своими целями предупреждение совершения преступлений, охрану общественных отношений от преступных посягательств. 
 

    2.2  Порядок возложения  административной ответственности 

    Административная  ответственность — это вид  юридической ответственности, которая  выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему административное правонарушение.

    Поскольку административная ответственность  представляет собой вид юридической  ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки юридической  ответственности, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями  от прочих видов юридической ответственности [3, c. 482].

    Как разновидность юридической ответственности  административная ответственность  обладает всеми признаками, присущими  юридической ответственности в  целом:

  • представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
  • наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
  • применяется компетентными органами и должностными лицами;
  • состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
  • применяемые санкции строго определены законом [2, с. 154].

    В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности.

    Административная  ответственность имеет собственную  нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права. Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

    Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Хотя вопрос административной ответственности юридических лиц еще дискутируется, но ряд нормативных правовых актов уже содержат положения об административной ответственности юридических лиц.

    Административные  взыскания применяются весьма широким  кругом уполномоченных органов и  должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а  также судами (судьями).

    Административные  взыскания налагаются уполномоченными  органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления: дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

    Применение  административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока. Для сопоставления: при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятия судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.

    Дела  об административной ответственности  рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Для сопоставления: при других видах ответственности: уголовные дела — в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства [1, с. 375].

    Административная  ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

    Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и  понятием преступления, под которым  понимается виновно совершенное  общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным Кодексом Республики Беларусь под угрозой наказания (ст. 1 УК Республики Беларусь). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) — отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

    Как следует из определения административного  правонарушения,  одним из обязательных признаков его является наличие  вины правонарушителя (право регулирует только волевое поведение людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).

    При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно  и совершенные по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.

    Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и  желало их или сознательно допускало их наступление.

    Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно  рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием [15, с. 724].

    Не  подлежит административной ответственности:

  • лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
  • лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, государственной или общественной собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
  • лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, государственной или общественной собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;
  • лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния [9, с.125].

Информация о работе Юридическая ответственность