Изменения в государственном аппарате СССР в 1945-1953 гг

Автор: Вера Филиппова, 06 Декабря 2010 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью, а также задачей курсового проекта является изучение изменений в аппарате государства в первые годы восстановления страны после самой страшной войны, которая унесла жизни миллионов советских людей героически сражавшихся за родину и понять каким образом на них отразились послевоенные реформирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Послевоенный период: основная характеристика……………….....4
2. Состояние экономики СССР после окончания войны…………......5
3. Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли…..17
4. Трудности аграрного сектора………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………24
Список используемой литературы......................................................26

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИОГП.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Традиционно слабым было так называемое низовое  планирование, т.е. составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания часто корректировались, поэтому план превращался в чисто номинальный документ, имеющий непосредственное отношение лишь к процессу начисления заработной платы и премиальных выплат, которые зависели от процента выполнения и перевыполнения плана.

     Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно  корректировались, то выполнялись (или  точнее не выполнялись) совсем не те планы, которые принимались вначале планового периода (года, пятилетки). Госплан “торговался” с министерствами, министерства - с предприятиями насчет того, какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” по цифрам плана, по величине поставок и т.д.

     Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела в большей степени не от грамотных экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, начальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу командной системы.

     В основном, при определении приоритетов  послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего  плана - плана восстановления - руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения экономической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гл. III. Денежная реформа и развитие внутренней торговли

     Восстановление  экономики требовало оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с которыми пришлось столкнуться СССР. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 года была проведена денежная реформа с 16 декабря 1947 года. Реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи. До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года.   «Денежная реформа строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г.; все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10р. старых денег на 1р. новых; разменная монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу; в сберегательных кассах была произведена переоценка вкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такому принципу: вклады в размере до 3 тыс.р. оставались без изменения в номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам, превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.; следующая сумма, не превышающая 10 тыс.р., определялась из расчета за 3р. старых денег - 2р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс.р., была переоценена в соотношении 2р. старых денег на 1р. новых»13.        Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средства определялись из расчета: за 5 р. старых денег - 4р. новых. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. «Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Например, цена 1кг чёрного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3руб. 40коп.; цена 1кг мяса выросла с 14 до 30 руб.; сахара - с 5,5 до 15руб. и т.д. При этом минимальная заработная плата составляла 300руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475руб., в 1947 - 550руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые “хлебные надбавки” в среднем около 110руб. в месяц, но эти надбавки не решали общую проблему доходов»14. Необходимость денежной реформы определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. «Реформа, прежде всего, была конфискационной. Государство недвусмысленно решало все проблемы за счет граждан», произошло изъятие лишней денежной массы. В ходе реформы пострадали «иностранцы, жившие в Москве, в том числе сотрудники американского посольства. Им обменяли деньги из расчета 3:1. по сравнению с советскими жителями, это было гораздо лучше, поскольку им меняли деньги свыше минимального лимита 10:1». Также пострадали сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома и спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег. «С 1 января 1950 года правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам, и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г чистого золота)»15, хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, т.к. установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.            «По данным официальной статистики средняя номинальная заработная плата рабочих выросла за 1928-1954 гг. более чем в 11 раз»16. «С 1947 по 1954 г. было проведено семь снижений розничных цен (первое - вместе с денежной реформой). Так, розничные цены на печеный ржаной хлеб выросли за 1928-1952 годы почти 19 раз; на говядину - в 17; на свинину - в 20,5; на сахар - в 15; на подсолнечное масло в 34; на яйца - в 19,3; на картофель - в 11 раз»17.   Поэтому ежегодное снижение цен (на несколько процентов) на основные продовольственные товары (да еще с большим пропагандистским эффектом) осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен происходило за счет фактического ограбления колхозников, поскольку, как указывалось выше, темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздо ниже, чем рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населения почти не ощущало этого понижения цен, т.к. государственное снабжение в сельской местности было очень плохим, в магазины годами не завозили основные продукты питания.        Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Денежная реформа опять выступает как предваряющий этап в проведении рыночных по своему духу преобразований в режиме сохранения устойчивого и высокого экономического роста. 
 
 
 
 
 
 

Гл. IV. Трудности аграрного сектора

     Одной из самых главных послевоенных задач было решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого и затяжного кризиса. Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство страны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Оно не могло в полной мере обеспечить продуктами питания население и сырьем для легкой промышленности Страшная засуха 1946 года поразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Основной причиной высокой смертности являлась дистрофия. Но трагедия послевоенного голода, как часто бывало, тщательно замалчивалась. После тяжелейшей засухи в последующие два года был получен высокий урожай зерновых. Это в какой-то мере способствовало укреплению в целом сельскохозяйственного производства и некоторого его роста.        В сельском хозяйстве особенно болезненно сказалось утверждение прежних порядков, нежелание идти на какие-либо реформы, которые бы ослабляли жесткий контроль со стороны государства. В целом оно держалось не столько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на внеэкономическом принуждении. Каждый крестьянин обязан был выполнить определенный объем работ в колхозе. За невыполнение этой нормы грозило судебное преследование, в результате которого колхозник мог лишиться свободы или, как мера наказания, у него отбирался приусадебный участок. Надо учесть, что именно этот участок и был основным источником существования для колхозника, с этого участка он получал продукты питания для себя и семьи, реализация их излишков на рынке была единственным путем получения денежных средств. Член колхоза не имел права свободного перемещения по стране, он не мог покинуть место проживания без согласия руководителя колхоза.        Правительственными указами 1946 г. были установлены жесткие размеры приусадебных участков, которые несколько расширились в годы войны за счет освоения пустующих земель. В первые послевоенные годы была проведена строгая кампания по изъятию всех «излишков» приусадебных участков. Эта мера сильно ударила по сельским жителям, резко снижая уровень их материального благосостояния.       Объявленная борьба с «нарушениями устава сельскохозяйственной артели» обернулась, в конечном счете, резким сокращением площадей под приусадебными участками сельских жителей. Был взят курс на превращение колхозов (формально – сельскохозяйственных кооперативов). В конце 40-х годов была развернута кампания по укрупнению колхозов, что вначале казалось обоснованной и разумной мерой, но на деле вылилось лишь в этап на пути превращения колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия. Безусловно, существовали и зажиточные колхозы. Но обычно это было следствием поддержки вышестоящих органов, для создания искусственных «маяков», либо же, в редких случаях, ими руководили уникально предприимчивые и отчаянно смелые люди.      Деревне требовались значительные капитальные вложения, но средств для этого государство не имело. Однако можно было ослабить финансовый пресс, под бременем которого находилось как личное, так и общественное хозяйство. Налог на все, что содержал колхозник на своем подворье, был настолько велик, что держать скот, выращивать фруктовые деревья оказывалось попросту невыгодным. Крестьяне вырубали сады, чтобы избавиться от бремени налога. Всему этому имелось теоретическое обоснование: крестьянин должен большую часть времени отдавать общественному производству. Закупочные же цены на продукцию колхозов и совхозов были столь низки, что подчас расплатиться с колхозниками за труд не оказывалось возможным.        Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялись оплата по временной нетрудоспособности, пенсионное обеспечение. Оргнаборы деревенского населения на стройки и заводы усиливали отток крестьян в город.   После страшной засухи 1946 г. следовали неплохие по погодным условиям 1947 и 1948 гг. В руководстве возникло убеждение, что стоит провести комплекс работ, которые бы снизили воздействие природно-климатических условий на сборы урожаев, и значительная часть проблем окажется решенной. Так в 1948 г. возник широко разрекламированный «сталинский план преобразования природы». Предусматривалось провести лесозащитные мероприятия, развивать оросительные системы, строить пруды и водоемы. В дальнейшем этот план дополнился решениями правительства о строительстве крупных каналов. В начале 50-х гг. выдвигаются грандиозные проекты строительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания лесозащитных насаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти проекты отвлекали огромные ресурсы, истощая и без того скудную казну государства, привнося новое напряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых людей. И в это же время не хватало средств на минимальные капиталовложения, которых требовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин всеми правдами и неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города на новостройки. По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности несло сельское хозяйство, которое вышло из войны крайне ослабленным. В 1945 году производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с 1940 годом почти на 50%. Руководство страны старалось не замечать глубокого кризиса в аграрном секторе экономики, и даже осторожные рекомендации по смягчению командного давления на деревню неизменно отвергались. Вновь усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС и их политотделов. МТС опять получили право распределять плановые задания между колхозами. Вышестоящие организации через систему МТС диктовали хозяйствам сроки посева, уборки и других агротехнических работ. А председатели колхозов, которые нарушали эти сроки, исходя, например, из погодных условий, могли получить строгое наказание. МТС также производили обязательные заготовки сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х годов было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процесса механизации сельскохозяйственного производства. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль над хозяйствами через МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 году до 93 тыс. в 1953 году.  В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 года постановление “О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах”, направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле 1948 года принимается другое постановление правительства “О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах”, упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе.         Сельское хозяйство развивалось очень медленно. Даже в относительно благоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 года, а урожайность в 1949-1953 годах составила всего 7,7 ц/га (в 1913 году - 8,2 ц/га). В 1953 году поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916 году, а население за эти годы выросло на 30-40 млн. человек, т.е. продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных городов снабжалось с перебоями.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     С окончанием Великой Отечественной  войны советский народ получил  возможность приступить к мирному  созидательному труду. Предстояло возродить  сотни разрушенных городов и  поселков, восстановит железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общество партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

     В послевоенном развитии промышленности наиболее тяжелым был 1946 год. Для  переключения  предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось  новое оборудование, велась переподготовка кадров. Велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетия было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности.

     Экономика развивалась на основе сложившихся  в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955гг.) внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (обуви, хлопчатобумажной ткани и т.д.). Сельское хозяйство не удовлетворяло потребности легкой и пищевой промышленности в сырье.

     На  рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укреплялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства.

     Принимались меры по улучшению условий жизни  населения. В 1947 году была отменена карточная системе на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

     5 марта 1953 года умер И.В. Сталин. К концу жизни этот человек  достиг «зенита могущества, возведя на крови и беззаветном энтузиазме десятков миллионов людей второю по мощи мировую державу. По образному выражению У. Черчилля, Сталин «принял Россию лапотной, а оставил с атомным оружием». Но уже тогда выпестованный им советский тоталитаризм столкнулся с двумя  вызовами капиталистического мира, адекватный ответ на которые он, как показало будущее, не смог дать»18. Первый – экономический, второй – в области общественно-политической и социальной жизни страны.

     Итак, послевоенный период в истории Советского государства оказался очень важным для всего его будущего. Прежде всего, победа в войне стала аргументом для сохранения незыблемости социально-политического и экономического строя в стране. После войны с новой силой претворялся курс на форсированное развитие тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса. И вновь, как и в 30-х гг., важнейшим источником средств оставалась колхозная деревня, безжалостно эксплуатировавшаяся государством. 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза от 1917г. до наших дней.- М.,1995.
  2. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.- М., 1996.
  3. Наше Отечество. Опыт политической истории.- М.,1991.
  4. Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных наркомов»: история НКВД-МВД от Рыкова А.И. до Щелокова Н.А. 1917-1982.- М.,1995.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.- М.,2007.
  6. Пихоя Р.Г.. Советский Союз: история власти. 1945-1991.-М.,1998.
  7. Сталин И.В. Речь на предвыборном собрании избирателей сталинского избирательного округа г.Москвы 9 февраля 1946г.- М.,1946.
  8. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие.- М.,2000.
  9. Хоскинг Джеффри. История Советского Союза. 1917-199.- М.,1994.
  10. Шмелев Н.П., Попов В.В.. На переломе. Экономическая перестройка в СССР.- М.,1989.

    Сайты Интернета:

  1. www.edu-zone.net
  2. www.gumfak.ru
  3. www.history.machaon.ru
  4. www.shkola.lv
 
 
 
 
 
 
 
 

Название: «Изменения в государственном аппарате СССР в 1945-1953гг.»

     В своей работе я изучала изменения, произошедшие в советском государственном  механизме, реформы и восстановление Советского Союза в послевоенный период.

     Целью, а также задачей курсового  проекта является изучение изменений в аппарате государства в первые годы восстановления страны после самой страшной войны, которая унесла жизни миллионов советских людей героически сражавшихся за родину и понять каким образом на них отразились послевоенные реформирования.

     Исследованием данной темы занимались многие ученые, историки. Наработки и материалы некоторых я использовала в работе. Это Р.Г. Пихоя «Советский Союз: история власти. 1945-1991года», В.Ф. Некрасов «Тринадцать «железных наркомов»:история НКВД-МВД от Рыкова до Щелокова.1917-1982», Сырых «История государства и права России: Советский и современные периоды» и др.

     В курсовой работе я раскрыла вопросы  преобразований в различных отраслях аппарата. Это вопросы состояния  экономики СССР после окончания  войны; развития внутренней торговли, основные положения денежной реформы 1947 года и трудности аграрного сектора.

     С окончанием Великой Отечественной  войны советский народ получил  возможность приступить к мирному  созидательному труду. Предстояло возродить  сотни разрушенных городов и  поселков, восстановит железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общество партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

     В послевоенном развитии промышленности наиболее тяжелым был 1946 год. Для  переключения  предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетия было восстановлено и вновь сооружено свыше 6тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности.

     Экономика развивалась на основе сложившихся  в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955гг.) внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (обуви, хлопчатобумажной ткани и т.д.). Сельское хозяйство не удовлетворяло потребности легкой и пищевой промышленности в сырье. Его валовая продукция в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Оно не могло в полной мере обеспечить продуктами питания население и сырьем для легкой промышленности. Страшная засуха 1946 года поразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Основной причиной высокой смертности являлась дистрофия. Но трагедия послевоенного голода, как часто бывало, тщательно замалчивалась. Но все таки, после тяжелейшей засухи в последующие два года был получен высокий урожай зерновых.

Информация о работе Изменения в государственном аппарате СССР в 1945-1953 гг