Избирательное право в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме

Работа содержит 1 файл

Избирательное право.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

Мажоритарная  система используется в настоящее  время в Великобритании, США и  Канаде. Она позволяет создавать  устойчивые правительства, опирающиеся  на прочное большинство в парламенте.

Главное отличие пропорциональной системы  от мажоритарной состоит в том, что  депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей.

Как и  мажоритарная, пропорциональная система  имеет две разновидности:

— пропорциональная система на общегосударственном  уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах  всей страны. Избирательные округа не выделяются;

— пропорциональная система, основывающаяся на округах. В  этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.

Достоинством  пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в  парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать  свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским  обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта  система и возможность коррекции  в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения.                                 

Вместе  с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует  от рядового избирателя широкой осведомленности  в позициях партий. Она может стать  и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов  реализуются при устоявшейся  многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может  привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене  правительств, что ослабит эффективность  демократического устройства.

Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.

Кроме того, при пропорциональной системе  может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку  крупных партий требуют постов и  привилегий, не соответствующих их реальному весу в политической жизни. Это создает условия для коррупции, сращивания партий с государственным  аппаратом, перебежек из лагеря в  лагерь, борьбы за теплые места и  т. д. В конечном счете, нарушается сам  принцип пропорциональности.

В некоторых  государствах пропорциональные системы  предусматривают распределение  мандатов только между теми партиями, которые получают более трех—пяти  процентов избирателей. Такой барьер установлен законодательством Германии, Испании и Швеции.

Пропорциональная  избирательная система функционирует  в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия  и др. Причем в Австрии, Италии и  Швейцарии избиратели голосуют за список партий в целом и за отдельных  кандидатов в порядке предпочтения.

В послевоенный период началось становление смешанной  избирательной системы, которая  должна была вобрать в себя положительные  характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной  системы проходят выборы в Германии и России.

Суть  смешанной системы заключается  в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного  кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой —  за политическую партию.

По способу  организации и проведения к выборам  близка такая форма волеизъявления граждан, как референдум. В политической практике — это прямое, непосредственное обращение к избирателям для  окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса.

На общенациональный референдум глава государства или  парламент выносят такие, например, вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих  законов, вступление страны в международные  организации, присоединение к международным  соглашениям и т. д.

Референдум  может проводиться и в отдельных  регионах по проблемам местного значения — таким, как введение дополнительного  налога, поступающего в городской  бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и  т. п. Особенно широкое распространение  местные референдумы получили в  США и Швейцарии.

Принятым  на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство  участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции  многих государств предусматривают возможность или обязательность проведения референдумов.

Практика  выявила слабые стороны референдума  как способа принятия решений: велико число тех, кто не участвует в  голосовании, решение нередко принимается  незначительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже  не будут отвечать настроениям большей  части общества.

Для последних  десятилетий характерно усиление роли рациональных, прагматических мотивов  в подходе к политическим проблемам. Люди весьма критически оценивают программы и партийные лозунги, деятельность политических лидеров. Резкое неприятие вызывают моральная нечистоплотность политиков, нарушения законности, злоупотребления партийного и государственного аппарата.

Рациональной  оценке подвергаются и устоявшиеся  формы политического участия. Далеко не все политически активные граждане получают удовлетворение от участия  в выборах, от членства в политических партиях и профсоюзах. Многие предпочитают новые формы гражданской и  политической активности, различные  виды самоорганизации и самоуправления. Отсюда быстрое развитие и популярность разнообразных движении, ставящих перед собой задачи разрешения волнующих граждан конкретных проблем.

4. Избирательные технологии

  В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.

  5. Особенности избирательной системы в России

Избирательное право в Российской Федерации  имеет свои источники, т.е. нормативные  акты, которые определяют порядок  выборов:

1) Конституция Российской Федерации ;

2) конституции  республик в составе России, уставы  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов; 

3) Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации» ;

4) законы  субъектов Российской Федерации,  регламентирующие организацию и  порядок выборов в различные  органы государственной власти  и в органы местного самоуправления;

5) указы  и распоряжения Президента России;

6) нормативные  акты глав администраций (президентов  и губернаторов) исполнительных  органов субъектов Российской  Федерации. 

Избирательное право основано на нескольких принципах. Оно является прямым, всеобщим, равным и осуществляется при тайном голосовании. В числе основных принципов избирательного права — свобода предвыборной агитации и равноправие кандидатов при проведении избирательной кампании. Избирательное право обусловливает  особенности избирательной системы. Основная особенность избирательной системы в России состоит в том, что она является смешанной, т.е. складывается из мажоритарной и пропорциональной систем представительства.

Данная  избирательная система используется в России с 1993 г. Ее действие показало, что многие социальные группы электората оказывались без своих представителей в парламенте, т.е. идея представительства  не срабатывала в полной и необходимой  степени. Нельзя считать систему  представительной, если почти половина голосов избирателей оказывалась  вне поля парламента. Данная система  может работать в полной мере только тогда, когда в обществе существует устоявшаяся партийная система  с несколькими крупными и авторитетными  политическими партиями.

В соответствии с российскими законами избирательными правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие на момент проведения выборов восемнадцати лет. Право  избирать называется активным избирательным  правом, а право быть избранным  — пассивным (для депутатов Государственной  Думы — не менее 21 года, для Президента России — не менее 35 лет). Не имеют  права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными  и находящиеся в местах лишения  свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным организациям.

Как осуществляются выборы в федеральные органы государственной  власти? Федеральное Собрание России является представительным и законодательным  органом. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума избирается на основе мажоритарной избирательной системы (225 депутатов) и системы пропорционального  представительства (225 депутатов). Совет  Федерации в буквальном смысле слова  не избирается, а формируется из представителей органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. Каждый субъект  Российской Федерации делегирует на паритетных началах по одному представителю  от законодательной и исполнительной власти. Президент Российской Федерации  избирается по мажоритарной избирательной  системе как абсолютного, так  и относительного большинства. Порядок  и способ избрания представителей законодательной  и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации определяется их законодательством, но при условии, что данная процедура не будет  противоречить основам избирательного права России.

Отличие смешанной избирательной системы  в России от избирательных систем в других странах обусловлено  многими обстоятельствами. К ним  следует отнести переходное состояние  российского общества, которое находится  в поиске своей модели развития.

Выборы  в России выявили тенденции постоянного  роста влияния оппозиционных  сил, вхождения их во властные структуры, появление в законодательных  органах субъектов Федерации  значительного числа руководителей  акционерных обществ, банков, других коммерческих структур. Тем самым  происходит слияние власти и капитала, что является несовместимым в  демократически развитых странах и  государствах, поскольку нарушаются принципы равенства и свободы  выборов, предпочтений избирателей.

В России избирательное право может быть осуществлено исключительно на добровольных основах. Само понятие «избирательное право» подразумевает свободу выбора при ответе на вопрос: участвовать  в голосовании или нет? Таким  образом, презумируется принцип  свободных и добровольных выборов. Подобная ситуация наблюдается в  большинстве развитых демократических  стран, но в ряде стран предусмотрен так называемый обязательный вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей  участвовать в голосовании.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Избирательное право в РФ