Избирательное право в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме

Работа содержит 1 файл

Избирательное право.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

Введение.

   Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Любое демократическое государство немыслимо  без проведения выборов. Основой  представительной демократии  и является проведение периодических и свободных выборов.

Выборы  являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, главным критерием для присвоения государству статуса республиканского и соответственно суверенного народа. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти, как в субъектах Российской Федерации, так и на федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России  определяет избирательное законодательство, представляющее совокупность законодательных актов.

Неотъемлемой частью демократической, республиканской системы является избирательный процесс как способ средство формирования штата государственных служащих посредствам волеизъявления граждан, всенародных выборов. Данная система процедур и действий является, выполненная с соблюдением всех правил и предписаний, гарантом самостоятельности и суверенитета народа, его свободы.

В современный  период, в условиях нарастающего общественного  недоверия ко всем институтам власти все большую актуальность приобретает  сама проблема изучения данного вопроса. У многих людей, неосведомлённых в данной теме, возникает нежелание участвовать в управление государством, то есть в управление самим собой, что пагубно не только для него, но и для всех членов общества. Моя задача в этой работе: детально рассмотреть данное политико-правовое действо, совокупность процедур, называемых «избирательным процессом».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Выборы как институт политической системы

Одним из важнейших элементов современных  политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти — от местных органов до президента.

Выборы  — это:

- способ  смены правящих элит через  волеизъявление населения, инструмент  легитимации и стабилизации власти;

- выявление  расстановки политических сил,  определение степени доверия  общества к партиям и их  программам;

- осуществление  политической социализации, усваивание  политических ценностей, приобретение  политических навыков и опыта; 

- форма  контроля населения за правящей  элитой. Если власть не выражает  интересы избирателей, выборы  дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции,  которая, как правило, идет  на выборы с критикой существующего  правительства. В преддверии выборов  под давлением избирателей и  само правительство может скорректировать  курс, стремясь заручиться поддержкой  избирателей. 

Готовность  общества к проведению выборов —  важнейший признак его демократичности, способности мирными политическими  средствами решать назревшие проблемы.

Таким образом, выборы представляют собой  своеобразный политический рынок. Претенденты  предлагают избирателям свои программы  и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и  спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии  законодательства об избирательных  системах и существовании гражданского общества как совокупности негосударственных  образований, реализующих интересы граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.).

Процедура выборов регламентируется избирательным  правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке  выдвижения кандидатов, требования к  кандидатам, процедура голосования  и подсчета голосов, возможности  пользоваться услугами СМИ и источниками  финансирования.

В основе законодательной регламентации  выборов лежат три основных принципа.

Первый  — это обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и  кандидатов. Его суть состоит в  предоставлении всем равного максимального  лимита расходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах  государство берет на себя финансирование предвыборных кампаний и в то же время ограничивает суммы пожертвований  частных лиц и организаций  в фонды партий и кандидатов.

Второй  принцип — это так называемый принцип лояльности. В соответствии с ним кандидаты должны проявлять  терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некорректных действий.

Третий  принцип — это нейтралитет  государственного аппарата, его невмешательство  в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.

Избрание  президентов обычно предусматривается  законодательством на срок от четырех  до шести лет, членов высших законодательных  органов — на четыре года. Такой  промежуток времени достаточен для  выполнения предвыборных обещаний, позволяет  обеспечить стабильность и преемственность  руководства. Местные органы власти избираются, как правило, на более  короткий срок, чаще всего на два  года.

В избирательной  системе важен институт регистрации. Как правило, в списки избирателей  вносятся граждане, имеющие право  голоса. По-иному обстоит дело в  США, где действует процедура  личной регистрации самого голосующего.

В основу современного избирательного права  заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, сформулированные философами-просветителями. Однако в  полной мере они не соблюдались никогда, поскольку политические элиты стремились не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент своего господства, как выборы. Наиболее известные методы ограничения действия перечисленных  принципов — это, прежде всего цензы, манипулирование с границами и численностью избирательных округов.

При наличии  всеобщего избирательного права  для многих стран характерно манипулирование  с избирательными округами. Это делается, чтобы увеличить представительство  более консервативных сельских районов  за счет промышленных, центральных  районов — в ущерб окраинным  и т. д.  

2. Активное и пассивное избирательное право. Процедура выдвижения кандидатов.

Активное  избирательное право предполагает личное участие граждан в выборах  на всех уровнях представительной власти. В свою очередь оно может быть прямым и косвенным.

Прямые  выборы означают непосредственное избрание гражданами депутатов. При косвенных  выборах граждане сначала избирают выборщиков, которые затем завершают  избирательный процесс.

Пассивное избирательное право — это  право быть избранным. Оно также  предусматривает определенные ограничения  и требования к претендентам на избрание.

Регулируется  и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются следующие  способы:

- кандидатов  выдвигают партии, общественные  организации и избиратели путем  подачи петиции. В ряде стран  эти петиции должны быть подписаны  определенным числом избирателей; 

- сам  кандидат подает заявление, которое  в ряде стран должно быть  подписано избирателями. Так, в  ФРГ необходимо собрать не  менее двухсот подписей, в Великобритании  достаточно десяти подписей, во  Франции, Японии, Индии — одной  подписи; 

- выдвижение  кандидатов осуществляется через  первичные выборы, или праймериз.  Таким путем определяют наиболее  популярных кандидатов, которые  затем выходят на общие выборы. Первичные выборы широко применяются  в США. 

Распространенное  явление в ходе избирательных  кампаний — абсентеизм. Этим термином обозначают уклонение избирателей  от участия в голосовании.

Причины неявки на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к результатам, протест части избирателей против существующих порядков или политических игр, неверие в любые обещания.

В некоторых  странах борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Эти  страны — Австрия, Бельгия, Голландия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская  деятельность, поступление на госслужбу  и т. д. В Австрии за уклонение  от голосования граждане даже подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается  в перечисленных странах как  важный гражданский долг.  

3. Понятие и типы избирательных систем

Избирательная система — это совокупность установленных  законом правил, принципов и приемов  проведения голосования, определения  его результатов и распределения  депутатских мандатов.

Избирательная система — это определенный порядок  формирования выборов государственной  и местной власти. Избирательная  система является важнейшим элементом  политической системы государства. Она урегулирована правовыми  нормами, которые образуют избирательное  право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в  формировании избираемых органов, а  также организацию и порядок  выборов.

В субъективном смысле избирательное право выступает, как право гражданина избирать и  быть избранным в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления. Избирательное право является одним  из основных конституционных прав граждан  и относится к группе политических прав.

Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой  каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен.

При оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того обстоятельства, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.

Существуют  две основные избирательные системы  — мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: 1) репрезентативность, то есть способность  отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма  выборов; 3) корректируемость результатов  выборов в случае разочарования  избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов  — абсолютное и относительное.

При мажоритарной системе абсолютного большинства  избранным считается кандидат, набравший  абсолютное большинство голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании (50% плюс 1 голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два  кандидата, набравшие большинство  голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности  мажоритарной системы, но преобладает  система относительного большинства. Она предполагает, что кандидат-победитель должен набрать больше голосов, чем  его соперник.

Относительным считается простое большинство  голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.

Мажоритарный  выбор привлекает простотой, поскольку  обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным  критерий репрезентативности, поскольку  «оппозиционная» точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в  обществе.

Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При  мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи  между кандидатом (а затем и  депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух - или трехпартийной системы.

Информация о работе Избирательное право в РФ