Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:48, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным — одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ……………………… 5
1.1. Понятие избирательной системы ……………………………….. 5
1.2. Мажоритарная система …………………………………………..
7
1.3. Пропорциональная система ………………………………………
11
1.4. Смешанные системы ……………………………………………… 13
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в
Российской Федерации …………………………………………
17
2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента
Российской Федерации ……………………………………………
17
2.2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации …………………………………………………………
19
2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
законодательных органов субъектов Российской Федерации ..
19
Заключение ……………………………………………………………. 23
Список использованной литературы ………………………………… 25
Приложение …………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив материалы
по данной теме, проанализировав нормативно-
Первой причиной спорных моментов, на мой взгляд, является то, что изменение избирательного законодательства долгий процесс, поскольку применение тех или иных новелл законодательства возможно не сразу, а при проведении соответствующих выборов, которые, как известно, проводятся с достаточно большой периодичностью, иногда может пройти и пять лет после внесения изменений, а все достоинства и недостатки могут быть обнаружены только при практическом применении данных норм.
Следующей причиной предполагаю, является то, что Россия занимает большую территорию, с разной плотностью населения, а этот фактор немаловажен при применении той или иной избирательной системы.
Так же хотелось бы отметить, что зачастую изменения в избирательном законодательстве имеет под собой не только благие намерения, например, совершенствование института выборов, а всего лишь борьба политических элит, направленных на приведение к власти, и занятию должностей «нужными» людьми, что часто можно наблюдать особенно в последние 5 лет реформы.
Если же абстрагироваться от реалий российского права, то так же можно выделить еще одну причину, а именно, отсутствие в принципе оптимальной избирательной системы, поскольку известные мировой практике системы, не лишена недостатков, а, следовательно, процесс ее улучшения, может быть абсолютно бесконечным.
Мое личное мнение, которое сразу же отмечу, может оказаться слишком субъективным, заключается в том, чтобы применять при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, пропорциональную избирательную систему с обязательным преференциальным вотумом, т.е. когда избиратель голосуя за определенную партию, так же указывает того кандидата которого он считает наиболее достойным для работы в соответствующем органе. Конечно эта система, так же не безупречна, но помогает избавиться от одной на мой взгляд существенной проблемы при формировании Государственной Думы, а именно отсутствие представительства части регионов в парламенте, что за частую приводит к тому что вопросы, и проблемы некоторых из них остаются лишь их проблемами.
Но вместе с тем я понимаю, что такой подход решению проблемы так же влечет много трудностей, например как подсчет голосов, и распределение мандатов. Ведь гражданин может проголосовать только лишь за партию, и оставить без внимания список кандидатов. Второй вариант поведения граждан, это возможное слепое голосование, когда избиратель отметит в списке не того кандидата которого он на самом деле хотел бы видеть, а поставив галочку в бюллетень только лишь по причине того что ему нужно это сделать. И здесь выходит на поверхность следующая проблема, которая в сущности и влияет на политические процессы, по-моему мнению это аполитичность граждан совершенно не заинтересованных в том кто на ближайшие несколько лет будет формировать ритм жизни государства и общества.
Хотелось бы
в будущем дождаться появления
кодифицированного
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерий |
1996 |
2000 |
2004 |
2004-2008 |
2009 |
Нормативная основа регулирования |
Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» |
Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» |
Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» |
- Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ - Федеральный закон от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ - Федеральный закон от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 64-ФЗ |
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 3-ФЗ - Федеральный закон от 19 июля 2009 года № 203-ФЗ |
Выдвижение |
Выдвижение кандидата избирательным объединением производится на съезде избирательного объединения. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями производится путем проведения собрания инициатив- ной группы численностью не менее 100 человек. |
Без изменений |
Избирательное объединение – только федеральная политическая партия. Численность группы избирателей, которая должна быть создана в поддержку самовыдвижения кандидата, увеличена со 100 до 500 человек. |
Граждане РФ,
имеющие гражданство |
Отменен избирательный залог |
Сбор подписей |
Для регистрации кандидата должно быть собрано не менее миллиона подписей избирателей (при досрочных и повторных выборах — в два раза меньше) |
Без изменений |
Кандидаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками, которые были допущены к распределению мандатов в Государственной думе, реги-стрируются без сбора подписей избирателей. Необходимое число подписей избирателей увеличено с одного до двух миллионов. |
сокращен допустимый процент «брака» в подписных листах, запрещено одновременное представление подписей и внесение залога |
Без изменений |
Финансирование |
Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 250 тыс. МРОТ |
Пре дельная сумма расходов кандидата увеличена до 300 тыс. МРОТ. |
Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата увеличена примерно в 8 раз. |
Запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды и фонды референдума некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения такого пожертвования, денежные средства либо иное имущество от организаций, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды |
Без изменений |
Признание выборов несостоявшимися |
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от явки. |
Выборы признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов. |
Без изменений |
Отменены на
всех выборах голосование «против
всех» и соответствующие отмена порога явки, |
Без изменений |
Избирательная система |
Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства |
Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства |
Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства |
Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства |
Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства |
День голосования |
Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ |
Днем голосования
является первое воскресенье месяца,
в котором проводилось |
Без изменений |
Введен единый в году день голосования (второе воскресенье марта) и второй дополнительный день голосования (второе воскресенье октября). |
Без изменений |
Иные нормы |
Предусмотрено голосование по открепительному удостоверению. |
Кандидат представляет сведения о доходах и имуществе свои, супруга и детей. |
организаций телерадиовещания и бесплатной печатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях дополнительно к бесплатному эфирному времени и бесплатной печатной площади, предоставляемой самим кандидатам |
запрет на контрагитацию на телеканалах |
Отменена норма, обязывающая партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ «бесплатное» эфирное время и «бесплатные» печатные площади, но взамен партии, получившие менее 3 % голосов на предыдущих соответствующих выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей. |
Критерий |
1993 |
1995 |
1999 |
2003 |
Нормативная основа регулирования |
- Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» - «Положение
о выборах депутатов |
Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» |
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» |
Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» |
|
На основе как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем избираются по 225 депутатов. |
Без изменений |
Без изменений |
Без изменений |
|
5% |
5% |
Введен «плавающий» заградительный барьер (снижение барьера в случаях, если 5 % преодолевает только один список или преодолевшие 5 % списки в совокупности получат менее 50 % голосов избирателей). |
Для следующих выборов заградительный барьер увеличен до 7 %. |
|
- 100 тыс. для регистрации списка кандидатов; - до 1 % для регистрации кандидата |
- В поддержку выдвижения списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тыс. подписей. - В поддержку
выдвижения кандидата должно
быть собрано не менее 1 % подписей
избирателей данного |
Кандидаты и списки кандидатов могут регистрироваться на основании избирательного залога (для кандидатов — 1000 МРОТ, для списков — 25 000 МРОТ). |
Кандидаты и списки кандидатов, выдвинутые партиями и избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов на выборах в Государственную думу, освобождены от необходимости сбора подписей или внесения залога |
|
Предусмотрено предоставление избирательным объединениям и кандидатам бесплатного эфирного времени на государственном телевидении и радио. |
Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится для совместного проведения дискуссий. |
Предвыборная агитация может начинаться после выдвижения кандидата (а не после его регистрации, как в прежнем законе) |
Без изменений |
Др. нормы |
- В избирательном бюллетене предусмотрена графа «Против всех»; - Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 % избирателей; - Предусмотрено судебное обжалование решений избирательных комиссий |
- Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 10 тыс. МРОТ. Предельная сумма расходов избирательного объединения, избирательного блока не может превышать 250 тыс. МРОТ; - Выборы
признаются несостоявшимися, - Список
должен быть разбит на |
- Максимальный размер центральной части списка увеличен с 12 до 18 кандидатов. - Выборы
по одномандатному если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов |
групп в списке кандидатов должно быть не менее 7;
расходования средств избирательных фондов увеличены для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным округам, в 6 раз, для политических партий и избирательных блоков — в 10 раз; при этом размер избирательного залога увеличен в 9 и 15 раз; |