Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным — одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ……………………… 5
1.1. Понятие избирательной системы ……………………………….. 5
1.2. Мажоритарная система …………………………………………..
7
1.3. Пропорциональная система ………………………………………
11
1.4. Смешанные системы ……………………………………………… 13
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в
Российской Федерации …………………………………………
17
2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента
Российской Федерации ……………………………………………
17
2.2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации …………………………………………………………
19
2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
законодательных органов субъектов Российской Федерации ..
19
Заключение ……………………………………………………………. 23
Список использованной литературы ………………………………… 25
Приложение …………………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование Избирательной системы РФ.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

1.4. Смешанные системы

Попытки максимально  использовать достоинства базовых  избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению  смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе.

Предполагается  при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства [9].

Подобная система  использовалась для выборов депутатов  Государственной Думы РФ первых четырех  созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Конечно, говорить об адекватности представительства при данной системе выборов можно лишь с большой долей условности. При явке в 30 - 40 % (именно столько избирателей приблизительно проявляли свою активность на выборах в ГД РФ) депутаты-одномандатники представляли абсолютное меньшинство населения в парламенте. При этом они постоянно заявляли, что «именно одномандатники - реальные представители народа», используя традиционные аргументы о «непосредственной связи с избирателями».

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны.

Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Партии (блоки), преодолевшие пятипроцентный барьер, получали депутатские места в соответствии с количеством голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим менее 5% голосов избирателей, которые распределялись между преодолевшими избирательный барьер партиями также строго пропорционально полученным ими голосам избирателей.

Во многом аналогичная  система выборов используется и  при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что  по пропорциональной системе там  избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

- смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

- смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

После рассмотрения теоретических аспектов касающихся избирательных систем хотелось бы уделить  особое внимание их правовому регулированию  в РФ, а поскольку выборы в России различают три уровня, то можно выделить особенности каждого из них.

 

 

2.1. Особенности  избирательной системы 

при выборах Президента Российской Федерации

 

Основы данного  уровня выборов заложены в Конституции  РФ в статье 81, где указано, что Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Также следует указание на цензы установленные для кандидатов на должность президента, согласно п. 2 и п. 3 ст. 81 Конституции РФ «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

В последнем  пункте статьи приводятся отсылочная норма на Федеральный закон «О выборах президента» [2].

Первый такой  закон был принят в 1995 году, для  выборов президента Российской Федерации, впоследствии принимались как новые  редакции законов, так и поправки к уже существующим законам. Процесс эволюции данных нормативно-правовых актов представлен в Приложении.

На сегодняшний  день, процесс выборов Президента регулируется Федеральным законом № 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» от .

Избирательная система при выборах Президента РФ устанавливается статьей 77 вышеуказанного закона, которая не определяет сам тип избирательной системы, а содержит лишь элементы избирательной системы известной, как мажоритарной избирательной системы, абсолютного большинства, с двух туровым голосованием, которое проводится, в случае если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. [2]

Есть и еще одна особенность данной статьи, изложенная в пункте  5 указанного Федерального закона, согласно которому повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, что не так уж и сложно учитывая характер голосования, т.е. фактически нарушается принцип альтернативности голосования.

2.2. Особенности  избирательной системы 

при выборах депутатов Государственной  Думы

Федерального  Собрания Российской Федерации

 

Следующим примером реализации норм избирательного законодательства на территории России можно считать выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые также представляют систему выборов на федеральном уровне.

Как и выборы Президента, так и выборы депутатов  Государственной Думы частично урегулированы Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом № от , в который так же были внесены значительные изменения с момента принятия.

Что касается избирательной  системы используемой при распределении  депутатских мандатов, то большую часть своей истории она представляла собой простую смешанную избирательную систему, при которой половина депутатов избиралась по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками, а половина по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Но с недавнего времени, а точнее с принятием новой редакции ФЗ № 51 «О выборах депутатов» [3] в 2005 году была введена чисто пропорциональная избирательная система с закрытыми списками. Данная система была апробирована в 2007 году.

2.3. Особенности избирательной системы

при выборах депутатов законодательных  органов 

субъектов Российской Федерации

Начало реформирования избирательного права на федеральном уровне не могло ни отразиться на региональном уровне выборов, об этом в своей книге рассуждает А. Кынев: «2000-е годы в России стали периодом масштабной избирательной и партийной реформы, которая затронула как региональные, так и федеральные выборы.

Ее основным содержанием стало принудительное введение в систему выборов пропорциональной составляющей (с 2003 в виде смешанной, мажоритарно-пропорциональной, избирательной системы, с 2007 года в ряде регионов полностью пропорциональной). В сочетании с постоянным ужесточением партийного законодательства, усиливающего, с одной стороны, государственный контроль над политическими партиями, с другой стороны, ведущего к резкому сокращению общего числа остающихся партий, подобная система вела к усилению косвенного контроля государственной бюрократии над депутатским корпусом через контроль над бюрократией партийной». [9]

Например, были внесены такие изменения в  закон о политических партиях, [4] которые запретили создавать региональные партии (проверить на достоверность), что, с моей точки зрения, привело к тому, что депутаты избираемые в законодательные собрания субъектов, могли не быть связанны с ним, а, следовательно, не знакомы с экономическим состоянием, проблемами и потребностями населения.

Так же данный закон уделяет внимание такой проблемы, как «сопротивление» регионов установлению смешанной или полностью пропорциональной системы, на выборах своих законодательных собраний, в частности он отмечает такой факт, что в 2002 – 2003 годах ни один регион ранее не использовавший смешанную избирательную систему, так и не перешел на нее в «добровольном порядке». А часть  регионов и после 14 июля 2003 г. всячески затягивала принятие нового законодательства (в результате, к примеру, в Корякском автономном округе, закон вовремя так и не был принят и выборы Думы Корякского автономного округа в декабре 2004 года прошли по правилам, утвержденным региональным избиркомом).

Затем он представляет статистику по выборам, прошедшим за время проведения реформы, которая показывает существенные недостатки внесенных изменений: «…в результате с 2003 года избирательная система страны прошла большой путь от довольно свободной конкуренции на пропорциональных выборах к ее фактической минимизации, по сути, сократившейся до принудительного выбора лишь между четырьмя партиями, представленными в федеральном парламенте), растянулся фактически на пять лет, и только к концу 2008 года полностью мажоритарная избирательная система на региональных выборах окончательно ушла в прошлое». [9]

В условиях постоянных изменений в сфере избирательного и партийного законодательства в 2001 – 2009 годах региональные политики, общественные организации постоянно пытались приспособиться к изменяющимся правилам игры и найти способы обойти постоянно вводимые федеральным центром новые ограничения, а федеральный центр, со своей стороны, отмечая как в регионах обходят очередную новую юридическую норму, искал все новые варианты, как усилить свой контроль над происходящим.

На первом - это реформы 2003-2005 годов, где региональные политики для обеспечения своей независимости от федерального центра в условиях принудительного введения смешанной избирательной системы и запрета на существование региональных партий, активно использовали механизм создания региональных избирательных блоков, которые учреждались формально отделениями федеральных партий, но при этом имели собственное название, программу, и, таким образом, превращались в регионах в нового субъекта политического процесса.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что регулирование выборов в  субъектах Российской Федерации  все больше привлекает на себя внимание федеральных властей, что может свидетельствовать о намерении законодателя унифицировать систему выборов законодательных собраний. Целью этого, можно считать, усиление влияния на деятельность региональных парламентов, ведь при нынешней ситуации реальные шансы на получение мест есть только у партий, представленных в Государственной Думе, что позволит с одной стороны более эффективно проводить внутреннюю политику, а с другой исключить возможность появления у власти случайных людей, тем самым, обезопасив себя.

Информация о работе Избирательная система