История права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. Возникновение права.
Тема 2. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).
Тема 3. Библия как древний источник сведений о праве и морали.
Тема 4. Наставления Ману в дхарме.
Тема 5. Устройство древнегреческих городов-государств.
Тема 6. Римское право.
Тема 7. Римское государство.

Работа содержит 1 файл

ПТК по истории гос-ва и права заруб. стран 1..doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 Институции  Гая отличаются четкой систематизацией членения:

 Книга I - регаопае (лица).

 Книги II - гея (вещи),

 Книга III - аспопеа (иски и обязательства) и ясностью изложения, поэтому они пользовались чрезвычайной популярностью и многократно переписывались; в то же время они нигде не достигают глубины изложения выдающихся современников Гая. Однако для истории правоведения они бесценны, т.к. являются единственным произведением классического права, сохранившимся почти полностью — в виде рукописи V в. н.э.; правда, это не оригинальное сочинение, которое было написано около 160 г. н.э., а сокращенная обработка, датируемая серединой III в. н.э. Рукопись была найдена в 1816г. в Вероне и поэтому называется Gaius Veronensis.

 Большая часть современных учебников  по римскому праву построены по той  же схеме: лица — вещи — иски. 
 
 

 Тема 7. Римское государство. 
 
 

 Ответ на вопрос 2.

 Политическая  история Древнего Рима подразделяется на три основных периода – царский, республиканский, империалистический. Кризис римской республики и период к империи сопровождался такими факторами. Во втором веке до н.э. после победы над государством расположенным в северной Африке. Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли сделались источником, из которого Рим черпал новые массы рабов, находивших себе широкое применение в обширных поместьях старой и новой знати. Росту данных поместий соответствовал обратный процесс: обезземелевание и разорение коренного римского крестьянства. Кульминацией борьбы между мелким и крупным землевладением сделались реформы братьев Гракхов. В 133 году до н.э. Тиберий Гракх предложил народному собранию закон, которым устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках – 1 000 югеров на семью (250 га).

 Так создавался земельный фонд, но самой земли было недостаточно. Крестьяне нуждались в деньгах, а деньгами распоряжался сенат. В то время сенаторы были озлоблены. Римская олигархия решила предотвратить избрания: Тиберий Гракх был убит и осуществление реформы было приостановлено. Но в 121 году до н.э. брат Тиберия, Гай Гракх продолжил дело Тиберия. В движение пришел и Сенат, уже в конце республики Сенат присвоил себе право издавать чрезвычайный закон. Применение этой лиры привело к убийству Гая Гракха и решительному отказу от аграрных реформ на пользу римского крестьянства.

 Чтобы предупредить навсегда земельные реформы  в 3 веке до н.э. издается закон Тория, по которому всякий кто имеет не более 30 югеров пашни (8,5 га) может считать эту землю своей частной собственностью. Так был положен законоустановленный конец старинному "агер публикус" – общественной земле.

 Второй  фактор перехода к империи – диктатура  Суллы. В I в. до н.э. Рим был втянут в тяжелую для него Союзническую войну. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который установил в Риме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и отличалась от республиканской диктатуры. Сулла присвоил себе законодательные функции и права произвольного распоряжению жизнью и имуществом граждан. Он представил новые права сенату и резко ограничил полномочия народных собраний. Диктатура Суллы означала наступления новой исторической эры в Римской истории и раньше всего конец республики. Отречение Суллы (79 г. до н.э.) возвратило Риму республиканскую конституцию, но ненадолго. Новая диктатура оказалась в руках Гая Юлия Цезаря (100-44 г.г. до н.э.) Избранный в 59 г. до н.э. консулом Рима, он стоял во главе антисенатской группировки. В 46 г. до н.э. Цезарь был провозглашен диктатором на 10-летний срок, а в 44-м году пожизненно. Особенность  диктатуры Цезаря, она соединила в одних руках не только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую (с 46г.) и высшую жреческую власти. Цезарь получил титул императора, получил полномочия распоряжаться войсками и казной государства, право распределять провизии между проконсулами и рекомендовать половину кандидатов в магистраты, право первым голосовать в сенате. Цезарь был провозглашен "отцом отечества". Созданная при Цезаре форма правления – принципат получает свое дальнейшее развитие при его приемнике Октавиане Августа.

 Ответ на вопрос 3.

   Руководствуясь вышесказанным отмечу, что римские республиканские институты сложились как институты управления городом, а не империй. Отсюда и смена республиканской формы правления на монархическую. История монархического Рима принято делить на два периода: период принципата; период домината.

 Границей  между ними III век нашей эры.

 Принципат еще сохраняет видимость республиканской  формы правления. Собираются народные собрания, заседает сенат, избираются консулы, преторы и народные трибуны, но все это уже не более, чем постреспубликанского государственного строя. Император соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур и в зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве.

 Народные  собрания приходят в полный упадок. Император Август отнял у собраний судебную власть – важнейшую из их былой компетенций. Вместе с тем  собрания лишаются право избирать на должности министров, выборы министров были переданы в компетенцию сената. Что касается законодательства, то принцепс подменял собой не только сенат и магистров, но и сами законы. Это значит, что и законодательство стало делом принцепсом.

 Сосредоточением высших учреждений империи сделался "двор" и именно двор принцепса. Таким образом, в период принцепса формируются и укрепляются монархические формы правления

 В III в н.э. (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии – доминат. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, находящимся в подчинение главы империи – императора.

 При этом особое внимание заслуживают реформы  императоров периода домината – Диоклетиана и Константина. Суть реформы заключается в следующем: Верховная власть разделена между 4-мя соправителями – «Августами», Двое управляли каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. Армия была поделена на две части, но при этом была увеличена на треть. Административная реформа привела к разукрупнению провинций.  Провинции сделаны частью диоцезов, которых было 12. Италия окончательно лишена своего особенного значения. Своими реформами Диоклетиан ограничил цены на товары и максимальную заработную плату, усиливал власть землевладельцев над крестьянством. При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников.

 Все вышеизложенное поддерживало императорскую  власть, т.е. шло на укрепление монархии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Тема 8. Великая хартия вольностей. 
 
 

 Ответ на вопрос1.

   Предоставленное судебное решение  регулирует следующие правовые  отношения: Передача собственником земли в пользование (держание) другому лицу. С учетом того, что в судебном решении указанно "Адам, сын Джона", то можно сделать вывод, что у Адама отец Джон умер, который являлся держателем земель, принадлежащих Ричарду де Люси, а Адам явился совершеннолетним и вступал в наследие этих земель, и должен был осуществить оплату за вступление в наследие, а также оплатить денежную ренту, либо нести какую-либо повинность в пользу Ричарда де Люси, т.е. здесь имеет место правовых отношений – как наследие. Взимание долга с пользователя имуществом (держателя земли) в пользу собственника земли.

 В статье 2 Великой хартии вольности говориться: "Если кто из графов или баронов  или других держателей, держащих от нас непосредственно за военную  повинность, умрет, и в момент его  кончины наследник его будет  совершеннолетним и обязан будет  платить рельеф, то он (наследник) должен (будет) получить свое наследство после уплаты старинного рельефа, т.е. наследник или наследники графа (должны уплатить) за целую графскую баронию 100 фунтов (стерлингов), наследник или наследники барона за целую баронию 100 фунтов, наследник или наследники рыцаря, владеющего целым рыцарским фьефом, 100 шиллингов самое большое, кто должен меньше платить, пусть дает меньше, согласно древнему обычаев фьефов"

 С учетом, если Адам сам являлся держателем земель Ричарда де Люси, и последний в целях оплаты долга, просит как истец, чтобы за держание земель Адам выполнял повинность, в частности, надлежащим образом, пользоваться лесными угодьями и собирать хворост, т.е. Ричард посчитал, что таким образом Адам должен будет оплачивать долг за держание земель, что Адам будет в состояние таким образом расплатиться, уплатить долг.

 Ст. 9 "Ни мы, ни наши чиновники не будем  захватывать ни земли, ни дохода с  нее за долг, пока движимости должника достаточно для уплаты долга, и поручители самого должника не будут принуждаемы (к уплате его долга), пока самый главный должник будет в состоянии уплатить долг…".

 Существовали  следующие разновидности вольностей:

 Первая - в отношении несовершеннолетних наследников, по уплате пошлины, вернее освобождение от этой уплаты;

 Вторая - давалось возможность должнику оплатить долг, без изъятия у него имущества, если тот в состоянии оплатить;

 Третья - вопрос о решение наследства;

 Четвертая - наложение штрафов соизмеримо поступку;

 Пятая - без законного решения ни к  кому не предъявлялось каких-либо претензий и наказаний;

 Шастая -давалось беспрепятственное право  на выезд и въезд всем купцам в  Англию;

 Следствием  данного документом стало и следующее: со свободных людей стали браться  умеренные пособия и то лишь в  определенных случаях. 
 
 
 
 
 
 

 Тема 9. Правовые обычаи области  Бовэзи. 
 
 

 Развитие  феодальных отношений постепенно привело  к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX веках, в частности варварские правды, потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву и притом - местному. Во Франции эти обычаи носили название "кутюмов". Кутюмы, действовавшие в различных местностях имели общую основу, обусловленную сходством феодальных производственных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они отличались в отдельных положениях и деталях. Количество кутюмом исчислялось сотнями. Наиболее известными из них считаются "Кутюмы Бовэзи" в которых были "объединены правовые нормы общих для кутюмов всей Франции". В книге Бомануара упомянуты три сословия: 1. Сеньоры. 2. Духовные лица. 3. "Третье сословие" куда входили все остальное население.

 Судебные  правомочия отдельных сеньоров не должны были превышать объем прав, установленных иммунитетом. Итак, сеньоры высших рангов имели большую судебную власть - "высшую юстицию", а нижестоящие, были наделены "низшей юстицией". К компетенции первой относилось главным образом рассмотрение и вынесение приговоров по преступлениям, наказываемых смертной казнью (убийства, поджоги, т.п.), равно как и менее серьезные преступления; ко второй – преступлений, кроме наказываемых смертной казнью. Исключение составлял разбой, который был в ведении и "низшей юстиции" и наказывался смертной казнью. Границы между правом и произволом здесь окончательно стирались. Но все же в отличие от других кутюмов в Бовэзи обычаи были более мягки по отношению к крепостным. Сеньоры могли при условии платы ренты и подушного, отпустить крепостного служить вне своей юрисдикции.

 Духовные  лица. Большими правомочиями была наделена церковь. Помимо обычной сеньориальной юстиции в своих владениях церковь рассматривала дела определенной персональной и предметной подсудности. Исключительно церковной юрисдикции подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц недуховного звания, но по службе связанных с церковью. Кроме этого, церковные суды рассматривали дела всех, посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитет церкви (ереси, магия, колдовство, осквернение церковных зданий и религиозной символики). Введению церкви подлежали также преступления, связанные с "грехом" (внебрачное сожительство, лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте и т.п.). Перечень подобных дел никогда не был точно установлен.

 Для третий категории практически не оставалось прав за исключением свободных граждан. Крепостными становились многими путями: вследствие отказа идти на войну, за долги и т.д. Это позволяло церкви и сеньорам иметь неограниченную власть над ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История права