История права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. Возникновение права.
Тема 2. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).
Тема 3. Библия как древний источник сведений о праве и морали.
Тема 4. Наставления Ману в дхарме.
Тема 5. Устройство древнегреческих городов-государств.
Тема 6. Римское право.
Тема 7. Римское государство.

Работа содержит 1 файл

ПТК по истории гос-ва и права заруб. стран 1..doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 Тема 4. Наставления Ману в дхарме.  
 
 

 Ответ на вопрос1.

 Законы  Ману это сборник древнеиндийских  нравственных и правовых предписаний, исполнения которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религий добродетелью.

 Законы  Ману – с учетом, того, что "дхарма" – это законы Дома и Благочестия, то вышеуказанные требования можно отнести, или назвать кодексом чести, а также нормами древнего международного правового обычая, т.к. варны воинов "кшатриев" постоянно находились в войнах и битвах, и соответственно у них, как у воинов – это была их профессия и был кодекс чести, который не должен был нарушаться, а также, что древняя Индия вела войны с другими народами, то возможно между ними (государствами, странами) были введены определенные нормы ведения боя, а именно кого конкретно можно убить в бою, а кого нет.

 С разложением  первобытнообщинного строя и  развитием общественного и имущественного неравенства связано появление  сословий – варн. Постепенно все прежде равноправные стали делится на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Законы Ману, дают описание индийских варн:

 1-ая  варна, в которую вошли –  брахманы, выполняющие жреческие функции и знающие священное ученье занимющие наиболее почетное место в обществе.

 2-ая  варна, в которую вошли кшатрии  – военная знать.

 3-ью  варну, вайшеев составляла основная  масса свободных общинников.

 Лица  не являющихся членами общин, т.е. не имеющих прав, как вышеперечисленные члены общества, назывались шудры, их относили к 4-ой варне.

 С окончательным  оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.

 С течением времени сословия варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно, закрепленная профессия; поклонения одним богам, и др.

 Таким образом, с течением времени варны  претерпели некоторые качественные изменения, превратились в крайне замкнутые формы – касты. Принадлежность к касте обуславливалась рождением человека и наследовалась. Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации. Что значит слова "варна" и "каста" являются синонимами.

 Ответ на вопрос 2.

 Государственный строй древней Индии представлял  собой следующее:

 1. Форма  правления – восточная деспотия. Однако в ряде индийских государств  наряду с монархическими формами правления существовали и республики.

 2. Царь (раджа) – власть ограничена  брахманами. Полномочия: назначение  и увольнение высших должностных  лиц, командование армией и  т.д.

 3. Паришад совещательный орган при царе, состоял из брахманов и рабовладельческой аристократии. Высшие чиновники: главный жрец (пурохита), командующий армией (сенапати), высший советник по судебным делам (охармадьякша) и др.

 4. Суды  делились на царские и общинные.

 5. Центральный  аппарат управления состоял из  трех основных ведомств: военного, финансового, публичных работ.

 6. Армия.  Четыре рода войск (пехота, кавалерия,  слоны, колесницы), военный флот, руководство армией осуществлял военный совет (30 членов), разделенный на шесть коллегий. Местное управление осуществлялось членами царской семьи, рабовладельческой аристократией и выборными лицами в общинах.

 Ответ на вопрос 3.

 Основным  источником права и основной правовой памятник – законы Ману (II в. до н.э.–II в.н.э.). Состоящий из 12 глав, 2685 статей. Правовые нормы содержатся в IV, VII, VIII, X главах. Особенность – правовые нормы переплетаются с религиозными и моральными рассуждениями. Содержат нормы, регулирующие право собственности, обязательственное право, брачно-семейное и наследственное право, судебный процесс, уголовное право (преступление и наказание).

 Все семь сведущих приведенных в вопросе (корова, коза, человек, овца, мул, осел) все они являлись собственностью определенного дома. Почему в этом списке человек? Можно задать вопрос. Но ведь нельзя отрицать того, что в Древней Индии не было рабства. А значит раб приравнивался к домашним животным. Согласно Законов Ману.    
 
 
 
 
 
 
 

 Тема 5. Устройство древнегреческих  городов-государств. 
 
 

 Ответ на вопрос1.

 Спартанское государство возникло в 1Х веке до нашей эры в результате завоеваний обширной территории Леконики, где проживали ахейские племена, дорийцами. Установление общественных порядков и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного законодателя Ликурго. Законодательство в греческих полисах появилось в обстановке острой борьбы, развивавшемся в обществе. По-видимому имущественная дифференциация, вызвавшая образование классовых слоев, привела к волнениям и открытым выступлением бедноты, результатом чего явились законы, направленные на смягчение назревавших противоречий. Т.е. тех законов которые предусматривали «свободы» в обществе. Например: для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. Политическими правами пользовались спартанцы. Пэриэхи – были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако они имели свое хозяйство.

 Ответ на вопрос 2.

 Отвечая на данный вопрос, рассмотрю не только Афинское государство но и Спартанское. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Во главе государства стояли два царя, однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежащие царям. Аристотель говорил: "Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов".

 В руках  эфоров находилась власть постановляла свои решения по важным судебным процессам, однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся; поэтому правильнее если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по букве закона.

 Рассматривая  институт геронтов  –  членов совета старейшин. Отмечу, лица исправляющие должность геронтов, бывали доступны подкупу и часто государственные дела приносили в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны, какими они являлись в то время. Но замечу, что все магистраты подвластны контролю эфоров. Но это-то обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое имущество.

 Образование Афинского государства связано  с объединением трех племен с центром  в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан Совет, к которому перешла часть дел, находившихся в ведение отдельных племен. Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать создала особую социальную группу - энатриоды, им было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремеслеников-демиургов. Значительную часть населения составляли метики.

 Следующим шагом к образованию государства  было уничтожение власти в ее прежнем значении и учреждении новой должности архонта. В начале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, с 683 года до н.э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший собой совет старейшин. Позднее, с образованием флота, страна была разбита на небольшие территориальные округа - наукарии, во главе которых стоял притан.

 Аристотель  о государственном строе Афин говорил: Теперешнее государственное  устройство имеет следующий характер. Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане. Они вносятся демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста. На все всеобщие должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук, избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней.

 Совет состоит из 500 человек, избираемых по жребию по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выдает жребий первые четыре – по 36 дней каждая, а следующие шесть – по 35 дней каждая. Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фале, получая на это деньги от государства. Затем они собирают и Совет народ – Совет ежедневно, а народ – четыре раза в каждую пританию.

 Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно – главное, в котором полагается производить проверку действий властей – находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и страны; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследниках, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве.

 Другое  Народное собрание назначают для  рассмотрения ходатайств. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел…

 Председателем пританов бывает одно лицо, избранное  по жребию…

 Что же касается так называемых архонтов, то выше было уже сказано, каким образом с самого начала производилось их назначение. В настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса, полемарха – одного из каждой филы по очереди.

 В состав судебных отделений выборы производят по жребию девять архонтов, каждый в одной филе, а секретарь фесмофетов в десятой филе.

 Ответ на вопрос 3.

 Рассматривая  высказывания Аристотеля  заметим  что, в данных государствах существовали как «высшие» люди, так и высшие органы власти сосотящие их выбираемых людей в данные органы, а это один из важных признаков правового государства. Рассматривая судебную систему, отмечу согласно Аристотеля:  Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии, если оно не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести. Большинство судебных отделений состоит из 501-го члена, им предоставляется судить по общественным делам. Когда требуются поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю (суд присяжных) собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т.е. тройного суда.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 Тема 6. Римское право. 
 
 

 Ответ на вопрос 1.

 Гай определял гражданское право  римлян и его основные источники в отличии от права народов: Народы, "которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей".

 Гай делит права так, "то право, которое  каждый народ для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским", т.е. каждый народ использует свое собственное право – создавшееся на базе обычаев, традиций, норм поведения и т.д. присущих данному народу, - и называет его гражданским, а далее Гай говорит, что помимо "гражданского права" существует общенародное право – политика взаимодействия между народами, государствами. "А, то и право которое между людьми установил естественный разум, применяется и защищается у всех одинаково и называется правом общенародным" ("Институций" Гая).

 Ответ на вопрос 2.

 К источникам гражданского права римлян, Гай относит: "Гражданское право римского народа, состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императора, эдиктов, тех сановников которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов" – "ответы юристов" – некоторые юристы получали право давать официальные консультации в ответ на обращенные к императору вопросы, судей и должностных лиц ("Институций" Гая).

 "Институций" Гая построены таким образом, что охватывают определенные отрасли права. "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам и к вещам… или к искам", т.е. Гай говорит, что право решает вопросы возникающие (также проблемы) в отношениях между людьми (право наследия, деления, задолженности, семейные), в отношении вещей – их наследие, перехода вещи от одного хозяина к другому, и т.д., а также иски – их правомочность, исковые сроки и т.д. – т.е. все эти отношения должны рассматриваться законно, в соответствии с "Институцией", и другими законами.

 Также рассматривает разделение между  людьми, чему дает большую значимость: "что все люди – или свободны или рабы" (кн.1,ст.9), "из свободных людей одни – свободорожденные, другие вольноотпущенные" (кн.1,ст.10), "одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву" (кн.1,ст.48), "из подвластных опять одни находятся под властью отца, другие под властью мужа, третьи в кабальной зависимости от другого" (кн.1, ст.49).

 Т.О. "Институций" рассматривали личные права людей, вещи – которые делились на два разряда (res mancipi u nes mansipi). Nes mancipi рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле (кн.2, ст.14в) – "это те, которые переходят к другому лицу посредством манцинапации" (кн.2,ст..22). Nes mansipi – в данном случае не требовалось каких-либо торжественных формальностей, а также обязательства, "главное деление которых распадается на два вида; каждое обязательство возникает или из договора, или из правонарушения (кн.3, ст.88).

Информация о работе История права