Историческое развитие взглядов на происхождение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Правовые системы создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций. Следует отметить, что в целом фактор насилия как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако в определенные этапы исторического развития он на какое-то время становится доминирующим. Например, в результате Второй мировой войны в Восточной Европе возникла система социалистических государств.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.64 Кб (Скачать)

Одним из обязательных условий  существования политического общества является наличие системы законодательства. Все законы Руссо делил на политические (основные) - регулируют отношения суверена к государству; гражданские - регулируют отношения граждан между собой  и с государством; уголовные законы - регулируют отношения между человеком  и законом; законы, существующие в  природе - нравы, обычаи, общественное мнение.

Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной, иметь  перед ней преимущество, выражающееся в характере имеющихся у них  властных полномочий. Юрисдикция правительства должна носить подзаконный характер. Ее наличие в государстве определяется необходимостью проведения в жизнь решений, принимаемых сувереном. В государстве должен быть постоянно действующий законодательный орган.

Исполнительная власть обязана  регулярно созывать его для выработки  общих решений в установленные  сроки. Она должна выполнять роль посредника между сувереном и отдельными его членами, обеспечивая членам ассоциации гражданскую и политическую свободу. Деятельность правительства должна осуществляться в строгом соответствии с облеченной в закон волей суверена. Ж.-Ж. Руссо предупреждал об опасности влияния "частных интересов на общественные дела" и злоупотреблений, допускаемых "правительством при применении законов". Он считал, что любое правительство в той или иной степени подвержено искусу направления своих усилий против населения (суверена). Чем больше такое давление, "тем больше портится государственное устройство". В силу различных факторов негативного характера на смену демократии может прийти аристократия, а ее может заменить монархия. Развитие общественных отношений в обратном направлении Ж.-Ж. Руссо считал невозможным.

Основные положения  учения Томаса Гоббса. Естественное состояние человека вне государства он рассматривал как "состояние войны всех против всех". Свою позицию он мотивировал тем, что в догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все. Однако в силу своего разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих. Это позволило Т. Гоббсу сформулировать несколько естественных законов, которые неизменны и вечны: надо искать мира и следовать ему; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; люди должны выполнять заключенные ими соглашения.

Наличие одних естественных законов он рассматривал только как  необходимое условие соблюдения мира и безопасности между людьми. Гарантом соблюдения этих и других законов может быть лишь общая  власть (государство). Она должна формироваться  на основе договора, иметь право  требовать и при необходимости  применять силу в целях достижения общего блага. Такая власть должна концентрироваться  в руках одного человека или собрания людей, обладающих правом принятия коллективного  решения большинством голосов "свести все воли граждан в единую волю". Если люди будут по отдельности выражать свою волю, то это будет только мешать общему благу и "сводить силы к  нулю перед врагом".

Еще одной причиной создания государства является необходимость  обеспечения безопасности населения (подданных) и создание условий их более "благоприятного существования". Иные виды образований - соединение семей, простое множество людей - не в  состоянии обеспечить людям перечисленные  условия.

Индивидуум передает право  управлять собой с условием того, что все остальные люди передадут  принадлежащее им это же право  в равной степени. Такое условие  является необходимым для соблюдения принципа равной ответственности и  обязанности индивида подчинять  свою волю решению большинства, а  также воли и суждению "носителя общего лица".

Сущность политического  образования Т. Гоббс видел в  его представительстве воли народа. "Носитель лица народа" (суверен) наделяется абсолютной и безграничной верховной властью, которая является неделимой и непередаваемой никому. Упразднение существенных прав может  повлечь за собой распад государства. Т. Гоббс не был сторонником разделения власти на несколько ветвей при любой  форме государства. Он считал, что "делить власть государства - значит разрушать  ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга".

В своих действиях суверен  не связан своими законами. Он сам может  их издавать. В рамках первоначально  заключенного договора подданные сами несут ответственность за все действия и суждения, предпринимаемые избранным ими сувереном. Досрочное сложение им полномочий возможно только в добровольном порядке.

Суверен по своему усмотрению волен определять способы, ведущие  к обеспечению мира и защиты своих  сограждан. Т. Гоббс считал, что составной частью верховной власти является право рассмотрения и разрешения споров, возникающих между подданными. Поэтому он должен обладать полномочиями высшей судебной инстанции.

Только суверен обладает правом объявления войны и заключения мира, так как ему подчинены  вооруженные силы страны. Он обладает самостоятельным правом формирования штата своих советников и помощников, а также назначением на должности  военачальников. Т. Гоббс полагал, что "власть суверена не столь пагубна, как ее отсутствие и вред возникает  тогда, когда большинство с трудом подчиняется меньшинству".

Суверен должен разумно (в  правильном направлении) использовать свое право по применению наказаний  и поощрений. Уголовное наказание  рассматривалось не как месть  за содеянное, а как исправление  нарушителя и сдерживающий фактор для  остальных. Наиболее опасными считались  преступления, направленные на низвержение  установленной общественным договором  формы государственного правления  и преступления против правосудия.

Свои права суверен  должен реализовывать при помощи издания гражданских законов. Т. Гоббс рассматривал гражданский  закон как "правила для каждого подданного, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным". Длительное применение обычая на практике по решению суверена может быть объявлено законом. Т. Гоббс считал, что гражданские и естественные законы по своему содержанию совпадают.

Изложенные Т. Гоббсом  следующие требования, которые необходимо предъявлять к качеству и легитимности законов, не только познавательны, но и  весьма поучительны для сегодняшнего времени:

- закон есть закон лишь  для тех, кто способен его  понимать;

- закон является законом  того лица, кто осуществляет юрисдикцию  с его помощью, а не обязательно  того, кто его создал;

- закон не может считаться  законом, если неизвестен человек,  его установивший или санкционирующий;

- все законы нуждаются  в толковании, а содержание толкования  закона зависит от верховной  власти и может осуществляться  специально назначенными судьями.

Исходя из принципа пригодности  к обеспечению общего блага, Т. Гоббс  различает следующие три возможные  формы государства - демократия, аристократия и монархия. В отличие от взглядов Локка и Руссо, выделявших олигархию  в самостоятельную форму правления, он рассматривал ее лишь условно.

Основные положения материалистической (классовой) теории изложены в работах  Ф. Энгельса ("О происхождении  семьи, частной собственности и  государства") и К. Маркса.

Она характеризуется двумя  аспектами. Первое - государство возникает  как продукт непримиримости, классовой  борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в  результате экономического развития усложняется  само общество, его производительная и распределительная сфера. Это  требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению  государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения  государства:

- афинская - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;

- римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, и на развалинах возникает государство;

- германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.

Принципиальными положениями  материалистической теории являются классовая  структура общества и экономическая  обусловленность права. Право рассматривается  как продукт классового общества и в нем находит свое отражение  воля экономически господствующего  класса.

Отличительные признаки государства:1) организация публичной власти; 2) организация всеобщего властвования на определенной территории; 3) организация  принудительного насилия; 4) организация, существующая за счет налогов; 5) суверенная организация (внутренний и внешний  суверенитеты).

Определения понятий "государство" и "право"

Государство - это организация  власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.

Государство - это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин).

Государство - важнейший  социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования  поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и  проведения своей внутренней и внешней  политики.

Право - это правила поведения, издаваемые государством и имеющие  общеобязательный, официальный характер.

Право - это возведенная  в закон воля господствующего  класса (В.И. Ленин).

Социальное предназначение современного государства.

Его целесообразно определить через следующие, наиболее точно  характеризующие качества:

1. Государство - универсальная  организация;

2. Государство - социальный  арбитр;

3. Государство - легализованное  принуждение.

Кроме вышеперечисленных, распространенных теорий существуют еще три современных  трактовки происхождения государства.

Согласно кризисной теории (ее автором является проф. А. Б. Венгров) государство возникает как итог так называемой неолитической революции - перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход, по мнению А.Б. Венгрова, был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.

Дуалистическая теория (ее авторами являются проф. В.С. Афанасьев  и проф. А.Я. Малыгин) тоже связывает  процесс возникновения государства  с неолитической революцией. Но в  отличие от кризисной теории она  говорит о двух путях возникновения  государства - восточном (азиатском) и  западном (европейском). При этом восточный  путь возникновения государства  рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным  для государств Азии, Африки и Америки, а западный - как уникальный, ибо  присущ только европейским государствам.

Теория специализации (ее автор - проф. Т.В. Кашанина), также не отвергая значения неолитической революции в образовании государства, акцентирует внимание на том, что государство есть результат политической специализации, т.е. специализации в управленческой сфере. По мнению автора этой теории закон специализации - это закон развития окружающего мира. Специализация присуща как биологическому, так и социальному миру. Частной формой проявления данного закона является разделение труда, которое возникло сначала в экономической, а затем и в политической, управленческой сфере. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела в конечном счете к возникновению государства.

 

 

 

 

2.Нормы права.

На  известном этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения  людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них  и складываются в результате многократного  повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.

Норма - это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени  в отношении неопределенного  круга лиц и неограниченного  количества случаев. С процессом  общественного регулирования поведения  людей связано формирование и  развитие социальных норм.

Социальные  нормы образуют единую систему, и  в своей системе они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие  на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы  направлять поведение людей в  будущем, то есть в заранее не зафиксированных  случаях. Главным является деление  этих норм по сферам регулируемых отношений. Таким образом, выделяются: нормы-обычаи, нормы -морали, нормы -права и корпоративные нормы.

Нормы-обычаи - это исторически сложившиеся и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку естественные правила поведения людей. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают - это является главным отличием его от других социальных норм. В этом выражается его регулятивная особенность.

Информация о работе Историческое развитие взглядов на происхождение государства